Железные караваны реки Чусовой.

XVIII век. Более 200 горных заводов, солеварен, приисков, рудников, пристаней, лесосек в Уральской державе. История еще не знала таких темпов промышленного роста. Здесь как бы государство в государстве, где правят свои законы, свой государь, своя армия, свои подданные. Урал стал доменной печью мировой цивилизации.  Железо и пушки уральских заводов - залог военной и экономической безопасности России. Проблема была доставки продукции, ведь дорог то почти не было. Выход только один - водный. И главная водная магистраль - река Чусовая. По всей реке ставят пристани, куда зимой в санях свозят железо с горных заводов. А весной грузят его на огромные деревянные барки и отправляются в Россию железные караваны реки Чусовой из сотен судов.

Барка - это речная баржа, сплошной трюм, груза везет как сегодня 4 вагона. Такой огромный ящик, груженный пушками и железом. Управляют баркой четырьмя огромными веслами из бревен.

Каждое весло-бревно двигают 10 человек. Барка - баржа одноразовая. Обратно против течения ее не вернешь. Довезет груз и отправляется на дрова. Чусовая оказалась очень трудной и мелкой для сплава на таких здоровенных тяжеленных барках. Чтобы железным караванам пройти по мелкой реке придуман фантастический способ. Доливать в Чусовую воду из заводских прудов. Сплав начинался весной на пике паводка. Значит в это время большая часть воды в реке своя. Все надо было сделать быстро максимум за две недели, поэтому навигация была очень короткой. За 170 лет приноровились и эта система долива воды работала как часы. Сначала открывают шлюзы с Ревдинского пруда, и воды прибавляется аж на пять аршин.  Затем все другие заводы последовательно делают тоже самое. Так по Чусовой катится настоящий цунами. На гребне этой волны летят железные караваны.

барки на Чусовой

Аварии были неизбежны. Барки налетают друг на друга и и на прибрежные скалы. На Чусовой говорили: "Барка убилась". В среднем убивалась каждая 30-я барка. Эти скалы-бойцы попадаются то редко, то часто друг за другом.  Самое опасное место начинается от бойца Печка. Такое название из-за грота посередине. Действительно скала похожа на русскую печь. От нее струя выносит барки сразу на огромный камень Великан. Он охватывает поворот реки подковой. Это самый высокий и большой камень на Чусовой - его длина 2 километра. Точнее, это комплекс из сросшихся утесов. Сейчас это памятник природы.  Дальше стоят два коварных бойца: Денежный и Воробей. Боец Воробей был опасен при лесосплаве, когда плоты сплавляли. Скалы, как воробьи, отклевывали по бревнышку, по два. Потом на повороте Перебор. За ним боец Стеновой и боец Мултык. Название Мултык - от местного словечка мултычить, что означает сильно грести веслами. Мултык собирал все барки.

Камень Великан на Чусовой

Барки часто бьются, но несут, несут железные слитки, превращая Урал в мирового промышленного лидера.

Заводы не желают платить такую высокую цену реке. В конце 19 века начинается схватка реки и заводов. На Чусовой прокапывают дно, срезают крутые повороты, одни скалы взрывают, другие одевают в огромные бревенчатые рамы. Был на Чусовой знаменитый боец Разбойник. Название говорит само за себя. Боец Отметыш - ставил кровавые отметины. Их взорвали.

Поселок Кын. Там до сих пор сохранилась пристань. Кладка как у египетских пирамид. Всего было 17 пристаней на Чусовой. Строгановых, Демидовых и казны. Другие заводчики пользовались пристанями за деньги. Пристань - это тоже предприятие. Как вентиль нефтепровода. А кто сидит на трубе и крутит вентиль, тот владеет всем.

Барка на реке Белой

Но все равно заводам мало этой дороги по реке, открытой для сплава всего 2 недели в год. Плавали так 180 лет! Но это время закончилось. Железные караваны проигрывают конкурентную борьбу железным дорогам.

One comment

  1. Мария пишет:

    Спасибо за краткий и интересный рассказ. Прочитала книгу “Золото бунта”, захотелось узнать побольше, как это было)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *