Завод Строгановых в селе Кын

Завод Строгановых в селе Кын

Освоение Урала русскими людьми это увлекательная и многовековая авантюра. Здесь есть руда и есть так необходимая при производстве сила воды. Село Кын  находится на реке Чусовой (Чус-быстрая, ва-вода) в 190 км у востоку от Перми. Это один из интереснейших населенных пунктов Урала.

Прокудин-Горский. Кын

Прокудин-Горский. Кыновской завод графа С.А.Строганова. 1912

Здесь сохранились уникальные постройки времен Строгановых. Кын в переводе с коми-пермяцкого означает холодный, мерзлый. И действительно село находится в ущелье, по которому стекает холодный воздух. 

Поэтому климат здесь прохладный. Частые перепады погоды. Только светило солнце и тут же дождь с градом. В окрестностях очень красивые камни, выступы, скалы, горы, одна из которых называется Мерзлой горой. Основанное еще в 1760 году, заводское поселение находится в Лысьвенском районе Пермского края. Население русское и коми-пермяцкое.

Река Чусовая была главной транспортной артерией промышленного Урала. По этой реке барки, груженые чугуном и железом спускались вниз. Но путь "железных караванов" был нелегок. На пути их ждали опасные скалы-бойцы. Всего их на Чусовой 96.

Камень Великан на Чусовой

В течении года рабочие добывали руду, плавили железо и чугун. А весной после таяния снега и спускания шлюзов река становилась проходимой и все это сплавляли на барках. Другого пути по земле тогда не существовало.  Потому на одной только Чусовой было 19 пристаней. Стремительно скользили барки по волнам. Скорость - главный друг и главный враг. Скалы-бойцы нередко в щепки разносили барки. Скала Денежный. По преданию там затонула барка с какими-то сокровищами или монетами. Долго потом искали. В год отправлялось от 300 до 600 барок и каждая объемом в 4 современных железнодорожных вагона. Самая большая скала называется Великан.  Его высота 119 метров, а длина 1,5 км.

Интересно что местные жители были очень даже рады крушениям. Чтобы отвлечь внимание сплавщиков девушки в ярких сарафанах выходили к реке в наиболее опасных местах. А после крушения мужики набегали и растаскивали весь товар. В XIX веке самые опасные скалы постарались взорвать. А кое-где строили заплавни - сооружения из бревен, которое смягчало удары.

Первые упоминания о Чусовой встречаются в 1300-х годах в новгородской летописи. Чусовая связана и с именем главного героя Урала Ермака. Свой путь его дружина начала 1 сентября 1580 года из верхнечусовских городков.  Пройдя мимо Кына, поднявшись мимо знаменитых скал Великан и Печка, казачья дружина свернула на речку Серебрянная. Там в верховьях реки, откуда можно было сделать волок на реки бассейна Оби, отряд зазимовал. Местом этой зимовки традиционно называют Кокуй - городок.

Кын-завод. ЧусоваяКын-завод. Время здесь как-будто бы остановилось несколько веков назад. Старинная пристань, к которой причаливали раньше "железные караваны", а теперь причаливают на катамаранах и прочих сплавсредствах туристы имеет в высоту 3,5 метра, в длину - 37. Здесь сохранилась  кладка до сих пор.

С XVI века местные земли принадлежали известным солепромышленникам Строгановым. Огромную территорию им подарил еще Иван Грозный. Но зная о залежах руды, построить завод Строгановы не могли долгие десятилетия. Это почти детективная история. Строили заводы Демидовы и другие заводчики, но Строгановым Петр I категорически не давал разрешения. Но при этом даровал титул баронов. Что же такое барон? Он имеет право иммунитета на своих землях. Т.е. Строгановы могли здесь издавать свои собственные законы и жить по ним в этой вотчине.

СтрогановНо заводы строить нельзя. Богатство семьи Строгановых было столь велико, что начни они еще и строить заводы, то могли разорить любого. Конкуренцию с ними никто бы не выдержал, даже казна.  Поэтому Петр говорит: занимайтесь пушниной, занимайтесь солью, а вот заводским делом пусть занимаются другие. Но негласный закон ослабел сразу после смерти императора. В течении 5 лет в прикамье строятся заводы. Это Билимбаевский завод выше по Чусовой, Юго-камский завод ниже по Чусовой, и наконец в 1730-е годы Николай Григорьевич Строганов начинает тяжбу о строительстве Кыновского завода. Тяжба длилась четверть века. И победить систему, Демидовых и судьбу Строгановым  помогла лишь высокая поддержка. Глава семейства заручился поддержкой у фаворита императрицы Елизаветы графа Шувалова.  Разрешение на строительство Кыновского завода было дано.

Дом служащего завода КынДля строительства завода нужно несколько вещей. Первое, это река. Причем не судоходная. На судоходных указом Петра I запрещалось строить плотины, потому что это нарушало экономику.  Таковая речка Кын, впадающая в Чусовую здесь есть. Второе, в ней должно быть достаточно воды и место подходящее для плотины. В те времена на этом месте были непроходимые леса. Для строительства завода Строгановы перебросили сюда две свои деревни на Каме. Уже через год в Кыну стояли первые 100 домов и деревянная церковь. А еще через два года завод дал свой первый металл.

АмбарЖили рабочие неплохо. Рабочая смена 4-6 или 6-8 часов в зависимости видимо от ее тяжести. У каждой семьи была корова. О хлебе беспокоиться им не приходилось. Мастеровой получал пуд муки в месяц бесплатно. Такое же хлебное жалование получала жена и половинное дети. Выгодно было иметь побольше детей. Здание амбара, построенное в  30-е годы XIX века, до сих пор сохранилось.  Использовалось по назначению и после революции.  И стены (кладка из камней),  и крыша, и деревянная лестница с резными перилами, и уникальные механизмы еще со строгановских времен, например подъемный ворот для поднятия мешков с зерном - все это бережно сохраняется. Сейчас в Кыну создают своеобразный музей промышленного классицизма.

Строгановы посылали своих крепостных способных ребят учиться в Академию художеств, затем они возвращались и работали на барина. Возникала такая крепостная интеллигенция. Самые способные становились вольными художниками т.е. переходили в другое сословие.  Даже во главе заводов Строгановы ставили не немцев, а своих крепостных, обучив их предварительно в школах.

Кыновской завод выполнял заказы для русской армии. Упоминание об этом приходится на 1790-е годы. Тогда русская армия закончила очередную войну с Турцией и готовилась к итальянскому походу. Завод получил заказ на артиллерийскую  картечь и на ядра. Возможно в походах Суворова русская армия имела кыновскую продукцию в том числе. И сейчас в окрестностях находят круглые картечины десятками.

Кын.ЦерковьВ 1864 году в Кыну достроили и освятили каменную Свято-Троицкую церковь взамен сгоревшей деревянной. Строили 15 лет. Помог граф Сергей Строганов.  Кирпич для строительства использовали местный кыновской. После революции большевики церковь осквернили, а колокола отправили на переплавку. Растаскивали все что могли. Интересно, что разобрать церковь на кирпичи не смогли. Кладка затвердела в монолит. Кирпич был особенный . Железо на связи тоже местное. Роспись делал усольский живописец Александр Мельников, в то время лучший живописец пермских земель. Подбор святителей не случаен. Они как то связаны с родом Строгановых. Архитектура храма интересна. Она в старо-московском стиле.

Кын. Икона на металле Строгановы были большими знатоками и любителями русской старины и  заказали проект храма следуя не моде а своему вкусу. И эта церковь - эталон старо-московского стиля на Урале. Такой второй на Урале нет. На полу плиты тоже отливки кыновского завода. Их потом растащили.    Сейчас церковь силами селян восстанавливают. В 2012 году Дом Невьянской иконы преподнес храму в дал икону Спаса. Это объемная икона выполнена невьянскими мастерами на металле.

На кыновском заводе как и на многих других уральских заводах предпринимались опыты художественного литья. Изделия должны были соответствовать моде. Интересно, что отливали такие формочки для производства вафель. Эти вафли называли СУШИ.

Росписи в церкви. КынПод слоями краски обнаружили уцелевшие росписи в древневизантийском вкусе. В храме начали проводить молебны, по праздникам в Кын приезжает священник.  Работа по восстановлению предстоит большая. Из всех колоколов сохранился лишь один маленький, который предупреждал жителей Кына о пожарах. В 1980-х его передали в музей Соликамска, что и спасло его. В 2010 году колокол был возвращен на историческое место.

Внимательны были Строгановы к техническим новшествам. В 1870-х годах здесь в глубинке появились телефоны. 5 километров проводов соединили все заводские площадки. Здесь замахнулись даже на производство паровых машин. Были и другие удивительные факты.  В Кыну есть Дом культуры - старое историческое здание 1840 года постройки. В 1860 году служащие написали графу Строганову в С-Петербург письмо с просьбой передать одно из зданий под любительский театр. Этим зданием оказалась заводская чертежная и открылся Народный дом. И сейчас это помещение используется по назначению,  там поет под гармошку народный хор про реку Чусовую.

Кын.Церковь

На пристани сохранились скобы (фото ниже), которые практически не заржавели. Это благодаря особому составу местной руды.  Руда в окрестностях Кына очень высокого качества, почти не содержит серы и фосфора, а зато содержит ванадий отсюда и повышенная устойчивость перед ржавчиной.

Кын, скобы

Например здесь можно увидеть действующий фигурный жестяной водосток которому 150 лет и он не заржавел и не сгнил до сих пор. Церковная ограда которой 160 лет стоит до сих пор. Руду для Кыновского завода  добывали в мелких месторождениях (порядка 100) вдоль реки. Одним рудником пользовались 5-10 лет не дольше. Производство металла шло в две стадии. Сначала доменная, когда из железной руды выплавляли чугун, затем кричное производство - превращение чугуна в железо. Для этого (ковки) и нужны были молоты, приводящиеся в движение силой воды. Химический состав и структура кыновского железа таковы что препятствуют коррозии. Позднее во второй половине XIX века делали кровельное железо. Оно в больших количествах шло в Европу. В 1890-е годы кыновское железо получило серебряную медаль на Парижской выставке.

В 1986 году в Кыну открыли музей по инициативе местных краеведов Соломиных. До недавнего времени уникальные экспонаты хранились в двух маленьких комнатах сельского клуба. Теперь экспозиция переехала  одно из помещений Кыновского завода. Занимает она 4 зала, и рассказывает историю не только Кына, но и всего освоения реки Чусовой людьми, о древних обитателях Пермского края, о пермском "зверином" стиле. Сплавщики, обязательно посмотрите музей!

Кооперативная лавкаЕсть у местных жителей еще один повод для гордости за своих предков.  Именно в Кыну в 1864 году было создано первое в России кооперативное общество потребителей, на что разрешение дал сам Строганов. Заводская интеллигенция (бывшая крепостная)  обратилась к Строганову, владельцу завода, с предложением создать общество на паях. Сложимся по 25 рублей по тем временам большие деньги, напишем список товаров и вот весной заводское железо пошло в Нижний Новгород. Именно там были самые дешевые потребительские товары в России во время ярмарок. В Кыну те же товары в 2-3 раза дороже. В Нижнем железо продали оптом, а обратно то барки нужно поднимать, а они пустые, решили их немного подзагрузить разным товаром. Сахар, чай, ткани, керосин. Получается что доставка товара обошлась им бесплатно. Цены в лавке общества были значительно ниже чем у торговавших  по соседству купцов. Это было очень важно для рабочих да и для служащих тоже. Ведь после отмены крепостного права кунгурские купцы стали загибать с ценами. В кооператив стали вступать и рабочие. Этот магазин (на фото выше) работал аж до 1994 года.

Сохранившийся провиантский магазин сложен из тесового камня. Это образец горнозаводской архитектуры. Вот уж право строили тогда на века.

провиантский магазин

Вже к началу ХХ века стало ясно, что уральская промышленность уходит в глубокий кризис. Появился уже Донбасс. Один за другим закрываются строгановские заводы. Угроза нависла и над кыновсой промышленностью. Последний всплеск производства был после русско-японской войны. Производство вдруг резко увеличилось в 2 раза. Заводчане как будто хотели доказать Строганову, жившему в Париже, мол мы можем с прибылью работать. И стали давать 300-400 пудов железа в год. Но это все равно не спасло завод, и было принято решение его закрыть.

В годы гражданской войны здесь 4 месяца шли упорные бои. Станция Кын и завод Кын были на главном направлении наступления Белой армии от Екатеринбурга на Пермь. Им противостоял Камышловский полк красных в котором служил молодой Павел Бажов. Доходило до штыковой атаки прямо на улицах. Погибло несколько сотен человек.  За 4 месяца Кын переходил из рук в руки 7 раз. В музее есть и патроны английского производства и штыки и есть еще затвор от трехлинейной винтовки с которым связана интересная история или точнее стратегия поведения в годы Гражданской войны. Приходят белые или красные и требуют от населения сдать оружие. Это означает остаться беззащитным. И жители прячут винтовку отдельно, затвор отдельно. Если найдут оружие - расстреляют. Но если у винтовки нет затвора - это не оружие. Если найдут только затвор - это тоже не оружие. Мало ли шел по полю, нашел эту железяку в хозяйстве сгодится.

ПамятникВ районе Кына производились археологические раскопки. И были найдены 5 из 6 существующих металлических блях на которых изображен медведь в жертвенной позе. Они относятся к знаменитому пермскому звериному стилю. На берегу реки Кын  у подножия горы Плакун установили памятник в честь этого, он получил название "Начало Пермского края" Завод Строгановых в селе Кын  - место действительно уникальное. Здесь припрятаны уникальные исторические сокровища.  Это настоящий музей-заповедник под открытым небом. Ведь в Кыне наиболее полно сохранились все постройки старинного уральского железоделательного завода проработавшего с 1759 по 1911 годы.

В советские времена был крепкий колхоз. Собирали хорошие урожаи зерна, было большое стадо коров. Потом все покатилось под откос. Народ поуезжал в город. Сейчас живет в селе порядка тысячи человек. Есть  метеостанция. Ведут наблюдения каждые 3 часа. Видимо актуально. Наблюдали здесь полярное сияние. На майские праздники здесь холодина. Мы сплавлялись от Первоуральска до Кына на байдарках в первой половине августа. Была тоже холодина и шел непрерывно очень холодный дождь. Жаль ничего не посмотрели.

Еще оказывается Кын - золотое донышко, здесь и золото добывали, о чем знают даже не все местные жители. Старатели были.

Сейчас здесь ведется активная реконструкция и в будущем планируется открыть туристический центр. Главный идеолог этого известный пермский писатель Алекскй Иванов.

2 comments

  1. Гаянэ Арутюнян пишет:

    Здравствуйте! Меня зовут Гаянэ Арутюнян, я работаю в издательстве Corpus. Мы готовим к изданию книгу Леонида Парфенова “Намедни. Наша эра. 2011-2015″. Одну из заметок в книге мы бы хотели проиллюстрировать фотографией скоб на пристани, которую мы наши на Вашем сайте в материале “Завод Строгановых в селе Кын”. Скажите, пожалуйста, можем ли мы использовать эту фотографию?
    К сожалению, имя автора фотографии не подписано. Мы были бы очень благодарны Вам за помощь.

    Большое спасибо,
    Гаянэ

    • admin пишет:

      Здравствуйте. Я не против, используйте. Но я не знаю кто автор фото. Я часто использую для иллюстрации скриншоты с видео. Возможно, что и это тоже. Но я не помню – 2013 год.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.