Кын-завод - железные сплавы Урала
"Только когда нашу барку подхватило как перышко и понесло с неудержимой бешеной быстротой, только тогда я понял и оценил, почему бурлаки относятся к барке как к живому существу. Перед каждым утесом-бойцом бурлаки усердно молятся. Хорошо делается на душе, когда смотришь эту картину молящегося народа. И молитва, и труд, и недавняя опасность - все сливается в один стройный аккорд". Так писал Мамин-Сибиряк в очерке "Бойцы, осенний сплав по реке Чусовой"
Фото Якорь-лот - символ Кына
Чусовая - это главная дорога Горного Урала. Когда Петр Первый начал строить уральскую промышленность, оказалось, что уральские реки, сбегающие с гор, являются естественными дорогами, которые ведут в центр России. Каждый завод выпускал свой караван.
И один за другим они пролетали мимо этих скал. Некоторые скалы, стоящие на поворотах в изгибах в излучинах реки, получили название бойцов.
Они так названы, потому что барки, плохо управляемые, по инерции налетали на эту скалу и часто разбивались. В таком случае гибли люди, пропадал груз. Особенно опасны были двойные повороты. Например скала "Печка" в первой излучине этого поворота, затем сразу камень "Высокий".
Фото Камень Разбойник
Скалы-бойцы располагаются грядами. Очень опасная гряда находилась ниже поселка Кын в районе речки Кумыш. "Свадебный", "Разбойник", "Горчак" и "Кликунчик". Первое название удивляет. Оказывается назвали так, потому что этот камень любил играть смертные свадебки со сплавщиками. Немало человеческих жизней закончилось в омутах под этим камнем.
Здесь в глухих уральских лесах нашли прибежище староверы, спасаясь от преследования государства. Те, кто сумел добраться до уральских гор, устраивались на заводы. Староверы отличались трудолюбием и нравственным поведением, никогда не пили водку, тем самым выгодно отличались от крепостных крестьян и других работников. Поэтому их ценили на заводах и нередко ставили приказчиками. Староверы, даже живя в миру, сохраняли свои традиции и быт.
В XVIII веке на Урале образовалась своя особенная уникальная горнозаводская цивилизация. Рабочая доля была особенно тяжела. Народ здесь суровый, стойкий, укоренившийся. Литейщики, кузнецы - люди огня и металла. Молодой России, которая участвовала в бесконечных войнах постоянно требовалось оружие. На Урале как грибы после дождя вырастали все новые и новые заводы. Механизмами вращала у них была вода, а дорогами были реки. Появлялись все новые поселки и города в сердце которых бушевало пламя доменной печи. Строились храмы и школы.
Фото Пристань в п.Кын
Завод Кын что на Чусовой возник через 50 лет после начала горнозаводского строительства на Урале. Это один из самых сохранившихся на сегодняшний день промышленных объектов XVIII века. В 1862 году здесь произошла катастрофа. Прорвало заводскую плотину, и вал воды, накопленной в трех верхних заводских прудах, хлынул вниз, и завод был полностью уничтожен. Казалось, Кын погиб навсегда. Но хозяева завода Строгановы решили, что разрушение завода пойдет ему на благо, и воссоздали его по-новому, увеличив его производственную мощность в 2 раза. После катастрофы завод прослужил еще 50 лет. А всего Кыновской завод проработал 150 лет.
Когда-то эти холодные скалы принадлежал пермякам и вогулам (манси). Они создавали удивительные предметы из бронзы с изображением людей и зверей еще в первом тысячелетии новой эры. Само искусство вошло в историю под названием Пермский звериный стиль.
В XIX веке хозяином завода в Кыну был граф Сергей Строганов - ученый и меценат, председатель московского общества истории и древностей российских. Он начал скупать древние культовые предметы, которые находили крестьяне при земляных работах. Именно в Кыну мужики нашли пять бляшек "медведь в жертвенной позе". Медведь - хозяин тайги, мощный лесной дух, которому поклонялись пермяки. Медведь в жертвенной позе стал символом всего Пермского края. Три таких бляхи хранятся в Эрмитаже, а две, надо полагать, в Перми. Сейчас на месте впадения реки Кын в Чусовую установили отлитую из чугуна скульптуру в виде этого медведя. Это памятник начала Пермского края.
Весенний сплав был самым важным событием заводской жизни. Все заводы открывали плотины и огромная волна подхватывала барки, груженные годовой продукцией. Даже отвага и опыт не всегда спасали сплавщиков и барки от крушения.
Для того, чтобы уменьшить количество крушений (а их было 10%) придумали использовать якоря-лоты. Их бросали сзади барки на опасных участках, и движение замедлялось. Это придумал купец Кожевников в 1850-м году. В результате число крушений снизилось до 4%. Правда недостатком было снижение скорости. Но все же лот стал символом безопасного сплава. Он весил 50 кг. Масса памятника в Кыну 4 тонны. Его отлили в 2010 году на Лысьвенском металлургическом заводе. Настоящие лоты можно увидеть в музее кое-где, например в селе Сулём.
С постройкой железной дороги в конце XIX века сплавы железных караванов ушли в историю.
В середине XIX века граф Строганов решил возвести в Кыну каменный храм взамен сгоревшей деревянной церкви. Уникальная старомосковская архитектура должна была напоминать о древности рода Строгановых и тех временах, когда они почувствовали свою силу и утверждались на Урале.
Кын - первое село по Чусовой, если сплавляться из Азии в Европу. Начало Пермского края. Так называют эту землю. ее хранит древний медведь - символ возрождения и четырех стихий.
Оставить комментарий