Павел Петрович Бажов называл себя уральским сказителем, именно сказителем а не сказочником. Принципиальная разница. Сказ - это историческое предание, эпос, он близок к истине и держится на фундаментальной основе. Бажов сам говорил, что его сказы: "про старинное житье и про тайную силу."
Урал. Художник Александр Косминский. Челябинск.
В сказах Бажова главное - это отношения человека с землей как с главной несудимой силой, отношения с камнем, с земным чревом, с Хозяйкой - Горной маткой. Герои Бажова уповают на Землю, а не на Небо. В церковь никто не идет, идут в Гору к Хозяйке в надежде что пособит. Данила-мастер за наукой, невеста его за любовью. В крайней беде надеются на Хозяйку. А когда полегчает, говорят: "Вспомнила видно обо мне Хозяйка." Медной Горы Хозяйка или Горная матка - Владычица Урала.
И умирают на Урале по-особому - в камень или через камень уходят. Один "умер как уснул. И гора за ним замкнулась", Танюшка прислонилась к малахитовой стенке и словно растаяла, приказчик-злыдень в пустую породу превратился... Люди живут на камне и в камне. Вот как он описывает светлое будущее человечества под землей: "Тепло, светло, птички поют, где голый песок был, там хлеба густые да рослые. И людей появилось множество. Да все веселые..."
Интересно, что у другой уральской сказительницы С.К.Власовой такое же отношение к земле - в ней вся сила, и ключ-камень (ключ к человеческому счастью) тоже открывает вход в землю, вниз. А сама Власова верила, что под всем Уралом существует целая сеть связанных между собой ходов и пещер и что по ним можно пройти от самого севера до Гималаев.
Урал - богатейший край, древний металлургический район, а жители его - всегда рудокопы и добытчики камня. Надо сказать, что рассказы о пещерах, тянущихся под Уралом на тысячи километров и соединяющихся между собой, никогда не прекращались. У нас выражение "идти в гору" означает и вверх, и вниз, и вглубь, и к свету, и во тьму...
Есть легенда о чуди - народе рудознатцев, жившем в древности на Урале, в горе. Добрые были и чистые как дети. И был им положен срок: когда в здешних местах появится белое дерево, народ должен уйти. По преданию чудью правила женщина - красавица и богатырша, мудрая как сама земля. Она и увела свой народ тайными переходами по пещерам, идущим во все стороны света. Интересно, что богатыри народа коми тоже ушли под землю вместе со своим народом.
С древнейших времен Гора была Землей и Небом, миром богов и царством мертвых. Именно так все и нарисовано на древних писанциах, их только на восточном склоне Урала уцелело более семидесяти. Древние мифы настаивают на том что Урал - земля отмеченная, занимающая особое место на планете.
Мансийский миф сообщает, что по просьбе дочери верховный бог Нуми-Торум спускает на землю, тогда еще не устойчивую, болотистую и топкую свой пояс, украшенный тяжелыми каменными пуговицами. Земля успокоилась, стала неподвижной, пуговицы поднялись горами. На месте, где лег пояс, теперь Уральский хребет. Урал - это самая середина земли.
Середина Земли фигурирует и в скандинавских мифах. Они помещают Асгард - крепость богов - восточнее Дона. В той части Земли "все красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни."
Наверное имеется в виду Асгард Ирийский, который располагался на месте современного Омска? Столица славяно-арийской империи где из Урал-камня был построен Храм - Алатырь-гора высотой в 711 метров. Это сейчас Сибирь, но в древности то Уральские горы были значительно шире да и выше нынешних. (В древней истории упоминается о четырёх земных городах, носивших название Асгард: Асгард Даарийский, находился на вершине горы Мира (Меру) в Даарии, затонувший Северный материк, Асгард Ирийский, Асгард Согдийский, находился в Малой Азиии, Асгард Свейский, находился на территории Скандинавии, после пожара на его месте был выстроен новый город, получивший название Уппсала).
Гардарика или Страна городов на Южном Урале считается сейчас родиной древних ариев. Интересно что в одном из мансийских мифов есть такие строки: "Долго ехал, коротко ехал, за морем показался город. Подъехал. Смотрит. Стоит один дом. Дом величиной с город, величиной с деревню. Конь остановился..." Аркаим как раз и был единым огромным домом под общей крышей, вмещающий до 2000 человек. Древние угры (ханты, манси) конечно контактировали с древними ариями.
О Гардарике знали древние греки, арабы. В клинописных архивах есть документ в котором древний шумерский царь посылает гонца в государство Арарту, располагавшееся на Южном Урале.
Посланец выслушал своего царя.
Ночью он шел при свете звезд.
Днем он шел вместе с небесным Уту.
Он поднялся на горы.
Он спустился с гор…
Он преодолел пять хребтов, шесть хребтов, семь хребтов…
В свое время изменение климата («…десять зимних месяцев, лишь два летних, и они холодны для воды, холодны для земли, холодны для растений») привело к переселению народа с Урала в Индию и Иран. Они записали свою прежнюю уральскую историю тысячи лет хранимую и передаваемую из поколения в поколение в "Ригведе" и "Авесте" соответственно.
Урал делит землю на два полушария Европа - правое, Сибирь - левое. Урал - это животворный источник или чакра третьего глаза планеты. Это место - горы, а в них золото, платина, малахит, гранит, хрусталь, самоцветы и исходящая от них энергия жизни хранят нас. И хранили. И не зря древние легенды говорят об Урале как о земле избранной - устойчивой и несмертной. Тут вспоминают Н.К.Рериха: "Кто может понять переезжайте на Урал, в Сибирь, на Алтай!" И еще Бажова с его тайной силой.
Медной Горы Хозяйка. Кто она? Ни лица постоянного, ни имени, ни срока. Кем хочет, тем и обернется. Где захочет, там и появится. "Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало." Живет в Горе, в царстве мертвых, попасть туда трудно, выбраться еще трудней: даже если и выйдешь, долго не поживется.
"...земли-то под ногами нет. Со всех сторон такие же вершины подошли. В прогалы меж деревьями внизу видно травы, да цветы, и вовсе они на здешние не походят. Вот она, гора, раскрылась!"
"Закрылся камень, а внизу как солнышко взошло - все до капельки видно стало."
Ни в русском, ни в башкирском, ни в мансийском фольклоре нет подобной фигуры. Но если вспомнить, что Урал - это прародина древних народов, оставленная земля отцов и богов, потерянный рай и ад, то можно понять почему у Хозяйки в ее подземных палатах порядки те же что и в древнегреческом Аиде: "наверх больше ходу нет", а если кто чудом уходт, то ему как Орфею говорят: "Иди... только, чур, не оглядывайся. Худо тогда будет".
Хозяйка - это тайная сила, она многолика, необъятна и непостижима. Она карает за нарушение закона общения человека с землей. Она испытывает и отмечает избранников своих: талантливых, бескорыстных, чистых сердцем и ... способных вынести знакомство с тайной силой. Ее люди отмечены одиночеством. Данилка, Степан, Танюшка, Илья-бобыль, Даренка, дед Кокованя - все одиночки. Все причастные к тайной силе - Соликамский, Чертознай-чудной старик, который непонятно где живет и чем занимается. Эти люди долго не живут на земле: умирают или куда-то деваются. Бажов говорит об этом спокойно, как бы походя: "невеселый стал", "здоровьем хезнул", "долго не пожилось"; такая значит судьба. Но они в свою очередь приобщают к тайне других, сообразуясь с определенным нравственным кодексом.
Хозяйка Медной Горы - олицетворение мощи, богатства и красоты недр Урала, которые раскрываются только перед избранными... В сказах Бажова открывается полный неожиданностей, пленительный, таинственный мир, именно за счет этого - присутствия тайных сил - обретающий новые измерения.
Оставить комментарий