Уральская Гиперборея

Конспект по одноименной книге Валерия Демина.

Павел Петрович Бажов (1879-1950) уральский сказитель, как он сам себя называл. Бажов с раннего детства слышал "тайные сказы", то есть уральские предания и легенды от стариков, в частности от В.А.Хмелинина, которого все называли "Дедушка Слышко" за его постоянное присловье "Слыш-ко, братец".  Все события бажовских сказов происходили в основном на Гумешевском медном руднике близ рабочего поселка Полевской. Надо сказать, что уральские рабочие добывали руду, малахит, самоцветы, драгоценные камни в очень тяжелых нечеловеческих условиях и уже к 50 годам теряли здоровье, не могли уже робить (работать) под землей и рано считались стариками.

Богатырева рукавица

Бажовские сказы были написаны и опубликованы сравнительно недавно в конце 30-х - 40-е годы прошлого века. По существу они были написаны по случайному стечению обстоятельств. В конце 30-х в годы массовых политических репрессий над Бажовым нависла угроза ареста.

Но он, видимо почувствовав это, взял да и уехал в глухую уральскую деревню к родственнице, и отсиделся там несколько недель, тем самым выпал из поля зрения чекистов. От нечего делать Павел Петрович начал записывать сказы, слышанные им в далеком детстве. Спустя некоторое время недоброжелатели Бажова сами стали жертвами репрессий, а писатель, вернувшись в город, опубликовал подготовленные тексты. И сразу стал знаменитым! Персонажи Бажова поразили воображение советских людей, не избалованных фантастическими сюжетами и образами. Возник общественный резонанс.

Но дело то в том, что корни этих персонажей уходят глубоко, к самым истокам ныне существующей человеческой цивилизации. Предания о Подземном царстве, о его хозяевах испокон веков бродят по Уралу и передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Массовое переселение и промышленное освоение Урала как известно началось в XVIII веке. Русским рабочим эти предания передавались от уральских аборигенов, но с другой стороны и от древнерусской и еще раньше от славяно-арийской фольклорной копилки.

Русский витязь (худ. Васнецов)А ведь Уральская Гиперборея как тема возникла у нас на Урале совсем недавно, с открытием в конце 1980-х нашей южноуральской Гардарики - Страны городов (Аркаим, Синташта.... Бакшай  всего 23 или 24). Получается что Павел Петрович на 50 лет предвосхитил это. Мифологические образы сказов Бажова  - это закодированная информация о далекой предистории человечества, уходят корнями в глубокую гиперборейскую древность. Например, среди русских поселенцев Сибиои сохранилось предание, что горы - это окаменевшие былинные богатыри  По древнейшей версии Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие их коллеги натолкнулись на какую-то неведомую силу, наподобие Святогоровой "тяги земной", которую не смогли одолеть: разрубая одну часть, они тотчас же собственноручно превращали ее в две. И так до бесконечности. Когда же стало очевидно, что эта сила непобедима, богатыри побежали в горы  и,   окаменев остались там навсегда.

"...А сила все растет да растет,

Все на витязей боем идет...

Испугались могучие витязи:

Побежали в каменные горы, в темные пещеры...

Как подбежит витязь к горе, так и окаменеет;

как подбежит другой к горе, так и окаменеет;

Как подбежит третий, так и окаменеет...

С тех пор и перевелись витязи на Святой Руси!"

В рассказе "Богатырева рукавица" Бажов пишет о тех же богатырях, которые однако, превратившись в камни, продолжали вести активную жизнь. Старший был Денежкин Камень. Он "нет-нет и гаркнет на всю округу: - Здоровеньки, богатыри? А они подымутся враз да и загрохочут: - Здоровы, дядя Денежкин, здоровы!" Но постепенно постарели, мохом обросли, перестали откликаться. И Денежкин отяжелел и задремал... К этой поре и люди стали появляться.

На Урале всегда бродили легенды о каменном подземном царстве. У Бажова представители этого параллельного мира Великий Полоз и Хозяйка Медной Горы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.