Еще в конце XIX века существовал обычай в Вятской губернии. Там в поминальный день дети приносили на кладбище блины и клали их на все могилы, приговаривая: "Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку..." А в деревнях до сих пор сохранилась дразнилка: " Чудь белоглазая, чудь белобрысая".
Похожий обряд был у пермяков: посещая так называемые чудские могильники, они приносили угощение в берестяных чуплюшках с лычными ручками и, развешивая эти коробочки по растущим на могилах соснам и елям, говорили: "Помяни Господи, чудака..." - и тут называли имя, передающееся из рода в род.
Таких обрядов нет больше ни у каких народов.
У народа коми этот обычай называется важжэсо касьтылом - поминки старых, древних. Устраивают их раз в год. Ходят на особые чудские места, необязательно могильники. Главная особенность в том, что поминают не родных и знакомых, а именно чудь. По преданию, это живший некогда на земле совсем другой народ - важ отир, который со временем сменил народ новый - виль отир, то есть коми-пермяки.
По словарю Даля слово русское чудской значит чужой, странный. Русские первопроходцы, осваивавшие земли Севера, Урала и Сибири, называли так местные народы с непонятными для них языком, обычаями и укладом жизни. Сегодня на этих огромных территориях немало мест, в названиях которых фигурирует слово "чудской", а среди населения и поныне живы легенды о неведомом народе чудь, который сам себя захоронил в ямах.
Известно, что Пермь Великую крестили дважды: сначала епископ Питерим, которого в 1455 году поймали и убили "безверные вогуличи", и через семь лет, - более успешный Иона. Новая вера насаждалась упорно, но приживалась трудно. Уже крещеные пермяки еще долго были привержены к древним языческим обрядам.
Действующими лицами многих коми-пермяцких поверий являются чуды - маленькие, лохматые, черные звероподобные существа, которые живут в банях, под овинами, на гумнах, в избе за печкой, в подполе, иногда в лесу. Считается, что чуды могут навредить человеку: заманить, утопить, придушить и т.п. Особенно вольготно чуды чувствовали себя в новогодние дни - цветье. Вечером накануне крещения надо на дверях мелом поставить крест, можно краской. И гадать. Постепенно чудами стали называть тех, кто не принял христианство.
Так с одной стороны по поверьям чудь - это богатыри, захоронившие себя под землей, с другой - нелепые коротышки, похожие на домовых и водяных и леших одновременно.
Но все эти поверья говорят о том, что наперекор христианским проповедям коми-пермяки не забыли своих чудских дедушек и бабушек.
Картина художника Игнатова В.Г. "Древнее городище коми-зырян"
В 19 веке записали такое предание: "Давным-давно, когда еще в здешние места начальство не заглядывало, жил здесь один народ, "чудя"... Долго ли, коротко ли, только вот пришел сюда Степа-угодник и всех начал крестить. А чуди не хотелось этого... ". Стефан Пермский, крестивший в 14 веке коми-зырян, стал первым епископом созданной им Пермской епархии. Попы стремились использовать древние верования в своих целях. Так, например, в селе Архангельском часовню поставили около огромного валуна, якобы упавшего с неба (возможно метеорит). В другом селе Керчево на Каме церковь возле необычного дерева у которого из одного корня разветвлялись пять стволов и ему поклонялись местные язычники. Интересно, что у христиан тоже есть обряд поминовения усопших. Этот обряд начавшись с молитвы, заканчивался языческой трапезой.
Важ-Чазов - место, где, по преданию, захоронили себя братья-богатыри Юкся, Пукся, Чадз и Бач. Они считаются основателями населенных пунктов Юксеево, Пуксиб, Чазево и Бачманово.
Ученые посчитали, что память о подлинном историческом событии живет в народе не более двух-трех столетий. Потом история становится преданием, превращается в сказку, а реальные люди - в образы добрых и злых персонажей. Вот так и стали преданиями рассказы о трудных временах, заставивших уйти в землю богатырский народ чудь. С чудскими богатырями связана выношенная поколениями мечта о счастливой жизни: будто существовала она на родной земле. По сравнению с несчастьями, заставившими наложить на себя руки Юксю, Пуксюя, Чадза и Бача, куда менее страшныит кажутся свои беды.
В прежние времена поминальный обряд заканчивался песнями и хороводами. Старожилы объясняли это так: "Старые люди весело жили, вот и поминать их надо весело".
PS
Если кто читал книги Сергея Алексеева "Сокровища Валькирии", то помнит, что действие происходит на Урале и в пещерах под Уральскими горами. Автор описывает подземные хранилища ведических знаний. Местные жители в некоторых деревнях по словам не только С.Алексеева, но и других людей, исследовавших нашу древнюю культуру, утверждают, что когда правительство производит какие-либо подземные взрывы, то местные говорят одну фразу: "Опять чудь бомбят". То есть местные жители знают, что народ, который называют "чудь", то есть "чудесный народ" обладает более высокими энергетическими возможностями чем современное человечество, он живет в этих пещерах и является хранителем этих древних знаний.
Сегодня помимо С.Алексеева об этом говорит еще один известный писатель Г.Сидоров. Оба автора контачат с разными волхвами - хранителями древне-русского знания и раскрывают в своих книгах различные аспекты этого наследия.
Оставить комментарий