Тайны сарматских курганов...
Сарматы... В истории земной жизни ни один народ не уходил в небытие бесследно. Наследие сарматов - в крови, в речи, в воззрениях пришедших во след за ними. И в нашем наследии - в неупокоенном русском духе. Ведь "скифы мы..."
Со знаменитых сарматских курганов начинается археология на Урале. В 1869 году на Первом археологическом съезде в Москве уфимский чиновник Руф Игнатьев заявил о том, что в районе Миасских золотых промыслов, близ горы Каскыновой, разрыл он восемь больших курганов.
На глубине метра два нашел медные, железные и костяные стрелы, части конской упряжи, украшения, кости людей и животных. Так впервые в районе Миасса были проведены археологические исследования.
Игнатьева считают первым археологом Башкирии. Он составил археологические карты на территориях современной Челябинской области и Башкирии.
Его интересовало на Урале буквально все: археология, история, этнография. Он описал многие исторические памятники в том числе знаменитую башню Кесене. В 1865-м году Игнатьев начинает раскопки на дачах миасских золотоносных промыслов.
Богата была курганами и древними городищами эта земля. Жил здесь когда-то кочевой народ - сарматы - ираноязычный по речи, индоевропейский по облику, потомки скифов и савроматов. Историки отделяют их от нас двумя с половиной тысячелетиями.
Поэт Овидий так описывает сарматов: свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не подстригаются, у всех налучья, луки и синеватые от змеиного яда стрелы. И словно вторит ему В.Брюсов: "Мы - те, о ком шептали в старину с невольной дрожью, эллинские мифы."
А действительно, так ли страшен был этот народ? Да нет, обыкновенный. Разводили лошадей, коров, овец, верблюдов. Лошади крупной породы с хорошими скаковыми качествами. Кочевали на повозках с кибитками, крытыми войлоком и корой, устроенными наподобие домов с двумя, тремя отделениями. Впрягали в повозки по две пары волов... и на сотни километров на запад ли, на восток или юг, в дождь ли, ветер, в любую погоду.
Одежду носили из шерстяной ткани и кожи, отороченную мехом, кожаные ремни с металлическими пряжками. Мягкие кожаные сапоги-скифики. При кочевом образе жизни одежда женщин-сарматок мало чем отличалась от мужской: шаровары, кожаные сапожки, поверх длинное платье или халат. На голове большой платок, спускающийся на плечи. Да и нравом женщина мало отличалась от мужчины. Так же скакала на коне, стреляла из лука...
Амазонки... Они жили здесь на Южном Урале! А поведали об этом все те же курганы. Сколько было таких курганов на берегах Миасса и Иремеля? По разным источникам от 7 до 20. И это в небольшой долине!
Почему же сарматы хоронили своих сородичей именно здесь? Может потому что рядом гора Медная, богатая металлом, по значимости своей не уступавшая в то время золоту? Степняки существовали уже племенем, состоявшем из многих родов. И курганы их были выше, значительнее. Один крупнейших сарматских курганов диаметром около 60 метров! Сооружали большой шатер из бревен. Сверху его засыпали и обмазывали глиной. Снаружи окружали кольцом из бревен со входом. Потом его видимо поджигали изнутри, он обрушивался и заваливал могильную яму. Так хоронили сородичей огнепоклонники.
Недалеко от Магнитогорска есть один из хорошо известных сарматских курганов - Темир. Он относится к 4 веку до н.э. Темир одарил древними керамическими сосудами, в том числе из далекого Хорезма, Железным копьем, колчанами стрел, бронзовым зеркалом, многочисленными украшениями. Темир удивил тем, что из 276 найденных стрел больше половины принадлежало женскому захоронению богато одетой сарматки. Выходит прав был античный историк: предшественники сарматов, савроматы, рожденные от скифских воинов и амазонок, управлялись женщинами!
Заставил задуматься историков и медный котел с изображением медведей. Котел в старину - великая ценность. Украшение не могло быть случайным. И до этого лингвисты высказывали мнение, что имя одного сарматского племени, известное из письменных источников как аорсы, означает "арийские медведи". Находка котла с ручками в виде медведя подтверждала этот вывод. И указывала место, где был организован мощный военный союз верхних аорсов - военно-политической силы в среде сарматских племен, начавших отсюда, со степей Зауралья, движение на запад. Судя по расположению курганов, занимаемая ими территория на севере как раз доходила до долины Миасс-реки.
Эпоха раннего железа (7-2 века до нашей эры) - это время, когда налажены устойчивые связи уральских кочевников с государствами Средней Азии, когда вовсю действует "торговый путь Геродота", связавший степи Причерноморья с Зауральем. Значит работает торная Скифская дорога, проложенная через хребты Урала. Идут по нашим местам караваны, и слышится здесь иногоязычная речь.
Особенно прочными становятся эти связи после возвращения скифов из переднеазиатского похода в земли Обетованные. Скифским купцам нужно было золото, пушнина, медь. Наверное, от того времени в уральских курганах привозные фибулы (застежки для одежды) римского типа, статуэтка египетского бога Амона, серебряные блюда персидской работы...
Оставить комментарий