Стефан Пермский – уральский просветитель

Просветитель Стефан ПермскийСтефан Пермский - уральский просветитель. На языке  коми Степан Перымса, а в миру Степан Симеонович Храп или Сьтэпан Крап.  Он родился в 1340 году в Великом Устюге. Мать была коми-зырянкой, отец русский. Отец был дьяком в местной церкви. Все местное население говорило на зырянском (коми) языке. И жил там, в Великом Устюге некий Прокопий - местный юродивый, коллега Василия Блаженного, и по совместительству  предсказатель. Так вот он предсказал Стефану, тогда еще мальчику, что тот станет просветителем пермяцкого народа.  Под впечатлением Стефан, достигнув совершеннолетия,    отправился изучать богословие в Ростов, в монастырь и уже с юных лет настроился на миссионерскую деятельность. А ведь он был современником Сергия Радонежского! Интересно, встречались ли они?

Стефан получил от князя Дмитрия Донского охранные грамоты и поехал домой проповедовать. Многие коми-зыряне тогда были язычниками, у них были свои какие-то жрецы, которые встретили молодого миссионера конечно же в штыки, один раз даже связали, окутали соломой, развели костер и хотели его сжечь. Но никто не посмел, видя смирение и кротость подвижника, подойти с зажженной лучиной.

Стефан основывал часовни, крестил постепенно народ, иногда сжигал языческие деревянные идолы и кумирницы, основывал школы. Воипель и каменная баба - были основные идолы у пермян. Им приносили в жертву лучших оленей и кровью мазали рот. Однажды у Стефана вышел спор об истинности веры с неким волхвом и знахарем Памом. Решили устроить два испытания. Сначала вдвоем, взявшись за руки они должны были пройти через горящую избу, а затем пройти подо льдом реки Вычегды, то есть нырнуть в одну прорубь и выплыть из другой. Стефан ни секунды не колеблясь, собрался тут же идти, но противник струсил и отказался. Тем самым нанес сокрушительный удар по язычеству. Моральная победа была одержана. Народ вознегодовал против Пама, требуя его казни, но Стефан конечно же его отпустил.

Алфавит коми

Святой Стефан перевел на зырянский язык проповеди и учения и церковные книги со славянского, а в конце XIV века создал первый алфавит для народа коми. Это была первая уральская азбука. За свой просветительский подвиг Стефан Пермский был канонизирован русской православной церковью. Святой Стефан изображен на памятнике "Тысячелетие России" в Нижнем Новгороде среди прочих великих деятелей. Именем Святителя Стефана Пермского названа даже гора на Северном Урале.

Письменность коми была создана им на основе кириллицы, греческого алфавита, а также с использованием древних пермских пасов. Пасы - это специфическая письменность в виде пиктограмм, распространенная в древности у разных народов в том числе уральцев.  Пасы изначально использовались как родовой знак или племенной символ для метки речных или лесных угодий, затем как печать, скрепляющую какие-либо договоренности. Родовой пас позднее стал неким оберегом, использовался в орнаментах.

Древние уральцы - таежные жители с помощью пиктограмм извещали друг друга о своих делах и планах. Обычно их вырезали на дереве. В 1904 году русский путешественник Константин Носилов путешествовал по уральской глубинке. Его сопровождали по горно-таежному Уралу проводники-манси. И вот однажды они вырезали на одной огромной вековой лиственнице изображение головы волшебства, сбоку четыре черточки с головами и пятую горизонтально в виде зверя, говоря, что все это посвящается ими божеству.

Манси-пиктограммаЭто была пиктограмма о данном походе четырех человек с собакой.  Эта информация останется здесь на десятки лет. Коми, ханты, манси и другие таежные народности оставляли подобные надписи на деревьях и глядя на них безошибочно прочитывали кто и когда охотился и какого зверя убил или нет и даже передавали настроение своей души, счастье или неудача.

Следующая пиктограмма означает что один охотник убил 15 белок и с ним была собака.

Жаль, что никто не систематизировал до сих пор такие знаки. Может какой-нибудь пытливый исследователь манси собрал бы древние рисунки прауральцев. Во всяком случае эти заметки на деревьях помогали сохранять стародавние предания и легенды и бытования предков уральских народов.

Пермские боги

Интересно, что когда православие уже победило в Пермском крае, здесь возник особый стиль изображения святых. Пермские боги - мировой бренд уральского искусства. В деревенских церквях мужики запросто без всяких канонов вырезали их из дерева, т.е. это были объемные фигуры. В православии это вообще-то запрещено, но пришлось сделать исключение. Местные, привыкшие поклоняться идолам, напрочь отказывались почитать плоские доски.  Особенно известна артель из деревни Покча, это близ Чердыни. У пермских богов лица коми-пермяков и манси. Аборигены Урала не отдали своего язычества. Спрятали его в русской культуре. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *