Сибирские граффити

Сибирские граффити

Енисейская писаница ШаманХакаско-Минусинская котловина. Здесь десятки или сотни тысяч  лет жили люди.  Когда в 16 веке пришли с запада другие русские, то увидев множество исписанных скал,  назвали их "писаницы". А по научному петроглифы - наска́льные изображе́ния, высеченные на каменной основе.

Фото Петроглиф "Шаман"

 Множество наскальных рисунков разных эпох здесь соседствуют друг с другом, а иногда накладываюся друг на друга. Сегодня, применив компьютерные технологии можно увидеть рисунки в их первоначальном виде. В Хакасии огромное множество скальных обнажений удобных для рисования. Но далеко не везде есть писаницы. Разрисованные плоскости ориентированы чаще всего на восток или на юг. Считается, что наши предки выбирали места для творчества не случайно. Они чувствовали необычное свойство местности устраивали себе святилище, культовое место.  Рисунки как-бы иконостас под открытым небом. У подножия писаниц вероятно проводили какие-то обряды.

Одной из первых техник нанесения изображений на скалы стала роспись охрой - природным пигментом, состоящим из раствора окиси железа и примесей глины.  Наши предки разминали охру в ступках и и добавляли еще некоторые компоненты, например уксусную кислоту и яичный желток либо кровь жертвенных животных. Хотя некоторые этнографы не исключают применение человеческой крови для приготовления краски.

Ильинская писаница Сцена боя

Фото Петроглиф Сцена охоты

Процесс рисования был частью магического обряда, призванного обеспечить удачу на промысле.   Ведь от этого зависела жизнь рода или племени.    Удивительно, но техника рисования охрой дожила до наших дней. И где бы Вы думали? В технологии написания икон. Иконописцы, также как и художники времен неолита растирают охру в ступках и наносят ее на свои будущие произведения. Наносили охру пальцами. Охра оказалась очень стойкой краской в отличие от современных химических красок. Охра проникает в скальную поверхность и входит с ней в контакт. И ее уже невозможно убрать.

петроглиф Хакасия

Наиболее древние петроглифы среднего Енисея относят к так называемому "Минусинскому стилю". Созданы в эпоху палеолита и позднее. Фигуры довольно крупные. Олени, дикие быки, лоси, медведи, кабаны, дикая лошадь и косуля. Животные, которые составляли основу жизни в каменном веке.

Петроглиф Лось-Солнце Лось считался олицетворением Вселенной. Каждое утро выходит огромный лось из-за горизонта и несет на своих рогах Солнце. Вечером он уходит в подземный мир, чтобы утром вновь возродиться. Космогонические представления древних сибиряков весьма разнообразны. Часто этнографы замечают, что тексты легенд у одних народов практически слово в слово повторяют предания других народов. Хотя они живут за тысячи километров друг от друга.

Петроглиф ХакасииФото Изображение с левого берега реки Аскиз. Фантастическая личина

Звери и птицы фигурируют как прародители Земли и Солнца. По представлениям некоторых народов мир мог появиться из яйца. Вот как описывает это одна легенда: "Из яйца из нижней части вышла мать-земля сырая. Из яйца из верхней части стал высокий свод небесный. Из желтка из верхней части Солнце светлое явилось. Из белка из верхней части ясный месяц появился.  Из яйца из пестрой части звезды сделались на небе. Из яйца из темной части тучи в воздухе явились". Иногда у них проходили солнечные затмения, что наводило в древности на людей суеверный ужас. Они думали, что Солнце проглатывает какое-то страшное животное вроде крокодила. Этот древний миф дошел до нас через детскую поэзию. Потом Солнце появлялось и опять можно было рисовать свои граффити.

Около изображений лосей совершались жертвоприношения. Изображения животных использовались для инсценировки охоты на них. Это должно было обеспечить удачу в промысле. Интересно, что существует много сцен охоты на лося, но оружие никогда не может быть направлено против лосихи, ожидающей лосенка. Эти воззрения дошли до наших дней в фольклоре сибирских народов.

Фото: Петроглиф "Лодка"

Петроглиф Лодка

Река играла огромную роль в жизни людей. Рыбу ловили. Верховья реки ассоциировались с рождением, теплом и светом. Устье реки - символ смерти, холода, да и конца света. После смерти душа человека отправлялась вниз по течению в страну мертвых. В эпоху неолита появились разные изображения лодок с людьми.

Петроглиф Лодка1

Странную безрукость и безногость пассажиров можно объяснить тем, что изображены не живые люди. В каждой лодке имеется рогатый с веслом. Такой сибирский Харон - перевозчик душ и хозяин лодки. Тогда умерших не хоронили в земле, а отпускали в лодках вниз по течению.  Каких-либо погребений каменного века на среднем Енисее и не найдено.

Петроглиф личины

У воды найдены странные фантастические изображения - личины. Возможно это духи - хозяева водоемов.  Им надо было как-то поклоняться, чтобы было все благополучно с рыбалкой и не было бы несчастий. По верованиям многих народов нельзя было спасать тонущих, наверное чтобы не прогневить водяного духа, желавшего забрать себе эту душу.   Если тонущий чудом выкарабкался, то он уже не принимался в общество и был обречен на вечное изгнание.

Около 4-х тысяч лет назад в Южную Сибирь вторгаются большие группы нового населения - кочевников-скотоводов. Появляются новые рисунки домашних быков. Теперь уже с образом быка связываются представления о мироустройстве.  Священный бык олицетворял собой небосвод. Небо-бык дождями оплодотворял Мать-Землю, которая рождала жизнь.

Петроглиф Бык

На изображениях животных часто присутствуют ребра. Так называемый рентгеновский или скелетный стиль. Это потом перекочевало на шаманский костюм.  Ребра свидетельствовали о перевоплощении простого человека в избранника духов.

Окуневские каменные бабыУ многих народов мир делится на 3 сферы: высший - мир духов, средний, где живут люди и низший - загробный. Духи помогают человеку. Это деление отражено в шаманской космогонии. Деление мира на 3 этажа особенно ярко проявилось в изваяниях Окуневской культуре. Их называли "каменными бабами" или "енисейскими идолами". Их смысл наука так и не может разгадать.  В 60-х статуи стали вывозить из степи в Абакан, тогда хакасы (местные)  плакали. Один каменный идол - "гинекологическая статуя" Хуртуях Тас - был священным. Считалось, что помогает бездетным женщинам. Надо было покормить каменную бабушку, то есть помазать ей губы молоком и жиром и поспать рядом на земле несколько ночей. Когда статую увезли в Абакан за 300 км от родины, и выставили около музея,  то женщины ездили туда к ней молиться. Пришлось ставить  милиционера. В 2001 (примерно) "бабушку" увезли обратно в степь и поставили в ту же точку, где она стояла тысячелетиями. Оказывается там геомагнитный разлом. Не случайно же их ставили в строго определенных местах. Другие так и стоят в сквере...

На окуневских каменных бабах есть вот эта космогония трех миров и еще один глаз во лбу - всевидящее око такое. Некоторые предполагают, что окуневские стеллы - это космическая карта, позволяющая пролить свет на Тунгусский феномен. Это одна из множества версий.

На горе Оглахты наскальные изображения изучались еще в 18 веке. В 1978 году археологи нашли плиту, споры о смысле которой не утихают до сих пор. Да и название этого памятника притягивает к нему людей как магнитом. Шаман - камень. Так его назвали в 1978 году. Всего 162 изображения: кинжалы, колесницы, животные (олени, лошади, козлы), много концентрических окружностей и т.д... Прорисовка Шаман-камня хранится в поселке Подгорный Красноярского края.  Интересно, что изображения кинжалов как бы верхним слоем покрывают другие рисунки. Есть точка зрения, что это связано с культом оружия. Возможно были жертвоприношения. Повозка с двумя лошадьми - небесная колесница? Кроме более-менее понятных образов есть непонятные. Те же спиральные окружности. Что они олицетворяют? Есть личины. Шаман-камень хранит еще много секретов.

В 1908 году над огромной территорией Восточной Сибири пролетел огненный шар болид. Люди думали, что наступил конец света. Полет космического пришельца закончился грандиозным взрывом над безлюдной тайгой на высоте примерно 8 километров.  Космический ураган на много лет превратил некогда богатую растительностью и дичью  тайгу в унылое кладбище мертвого леса. Прошло более 100 лет со дня падения Тунгусского метеорита, но наука ни на шаг не приблизилась к его разгадке.

Космодром3

Могут ли быть как-то связаны между собой Тунгусский метеорит и загадочная плита с мистическими наскальными рисунками?

Изучая метеорит, одна из групп ученых пришла выдвинула гипотезу, что может существовать такое расположение объектов Солнечной системы, при котором могут передаваться потоки энергии из ближнего и дальнего космоса в форме например мазерного луча (Мазер (англ. maser) — кванᴛᴏʙый генератор, излучающий когерентные радиоволны. maser — по первым буквам слов фразы «microwave amplification through stimulated emission of radiation», т.е. «усиление микроволн через стимуляцию излучения»).   Линия предполагаемого мазерного луча в момент тунгусской катастрофы проходила вблизи Земли, Луны и Марса. Нарушение связи произошло 30 июня 1908 года, когда Луна по предположению авторов теории, пересекла мазерный луч и возникла концентрация энергии в виде сгустка или плазмоида, достигшего поверхности Земли.   Именно это  плазмоид приняли за Тунгусский метеорит.

Космодром4Но на чем базируется эта теория? Ведь без доказательной базы научный мир вряд ли поверит в эту фантастическую гипотезу. Исследователи нашли, как им кажется, послания от цивилизации, которую они назвали "сирианцы". На камне высечены петроглифы в основном в виде концентрических кругов. Здесь показан их (сирианцев) путь и боями и разными другими приключениями и наконец они приземлились на Землю. Разглядеть на плите что-либо сложно. Для восстановления петроглифов применяется компьютерная технология. Исследователи находят там изображения Луны и Марса и космических кораблей конечно (они сняли об этом фильм, называется "Древний космодром Сибири", автор Г.Коваленко. Мне найти фильм не удалось). Космодром1

На плите рисунки действительно совсем не похожи на традиционные писаницы с и оленями и лосями. Нашли и сам предполагаемый космодром на местности. На него указывают камни такими отверстиями. А также стелла, которая служила указателем, как в наши времена, например, знак автобусной остановки. Космодром2
Правда стеллу сейчас по крайней мере не видно с расстояния 200 метров. Как ее можно заметить из космоса? Она как и другие камни просто сливается с окружающим пейзажем.  Таким образом эта теория относится к разряду догадок пока ничем не подтвержденных. Традиционная наука это разумеется игнорирует.

One comment

  1. Андрей пишет:

    … не менее чем граффити, обратил на себя внимание камень, материал на котором они нарисованы.
    _ Явно бетоноподобная отливка. И явно гораздо-гораздо более ранняя !!!
    _ А также – поподробнее бы про плиту. С фото.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.