Мультики каменного века (петроглифы Заполярья)
Петроглифы - это пи́саницы или наска́льные изображе́ния, высеченные на каменной основе.
Фото Журавлик на Канозере
В начале XX века в Норвегии были открыты первые наскальные изображения. Вскоре каменные выбивки привлекают внимание ученых и в Карелии. В 1910 году на Онежское озеро приезжает шведско-английская экспедиция под руководством археолога Густава Халльстрёма.
Халльстрем был поражен петроглифами Онеги. Он предположил, что между следами древней жизни Норвегии и Карелии есть связь, что-то единое. Халльстрем прошел от Белого моря реками и озерами но ничего не нашел. Через несколько лет он возвращается на Онегу. Но время было крайне неудачно - началась Первая мировая война.
Экспедицию задержали. Рисунки приняли за карты. А Халльстрема и его спутников за немецких шпионов.
Фото Канозеро
Еще много десятилетий Кольский полуостров оставался крайним в истории развития человечества. Тем большими потрясением для археологического мира в конце ХХ века стало случайное открытие огромного массива наскальных изображений на островах древнего озера.
Канозеро на юго-западе Кольского полуострова стало в 1997 году открытием чрезвычайным. Там нашли целый ансамбль петроглифов. Попасть на Канозеро не легко. Вокруг на много километров гиблые болота и порожистые реки. И так было всегда. Как показали исследования, оно было 10 тысяч лет назад частью гигантского приледникового водоема. Потом стало самостоятельным. С тех пор здесь несколько раз менялся климат, поднимался и опускался уровень воды, но в целом Канозеро сегодня выглядит также, как тысячи лет тому назад.
Это зона ненарушенных ландшафтов, без антропогенного воздействия, как говорят ученые. Говоря человеческим языком, озеро девственное, не замусоренное человеческим вмешательством. На озере 3 островка. Первый из них - Каменный. Крохотный, лобастый, с редким лесом. За 5 минут обойдешь по кругу, не торопясь и ничего не заметишь.
Но когда вечером на закате косое солнце превращает обыкновенную серую скалу в гигантскую резную картину, время становится осязаемым. И тогда можно запросто к нему прикоснуться...
Самым ранним изображениям шесть тысяч лет. Этот камень вобрал в себя бесценную информацию. Чаще всего в рисунках присутствуют звери (лось, олень, бобер), а также много людей и лодок. Люди разнообразные: и в действии, и в статике, и на лодках. Лодки разнотипные, все морские. Есть изображение колеса. Неясно как они тут бороздили на колесах по болотам? Тогда и лошадь должна быть. Этому населению такой вид перемещения несвойственен. Хотя почему колесо? Может быть это вообще изображение солнца. Археолог В.Шумкин (СПб) считает, что это пришли земледельцы из Южной Швеции например и нарисовали именно колесо. Место было притягательно для них почему-то.
Петроглифы находили во всех частях света. Их стали изучать лишь в конце ХХ века. В 1938 году вышел атлас наскальных изображений Белого моря. Фундаментальный труд, превосходивший все европейские издания того времени, остается эталоном и сейчас. Возможно такие петроглифы должны быть и севернее.
Фото охотник на лыжах преследует медведя
На Конозере просто обилие фигур-изображений. Здесь все технологии нанесения изображений. Создавали их с помощью инструментов из кварца. Есть фигуры-контуры, есть фигуры-силуэты. Есть сцены преследования медведя. На ней охотник сначала преследует зверя и на сером полотне появляется пара следов, лыжи и лапы. Человек идет на лыжах, наверх в гору, затем вниз в ложбину, потом следы становятся чаще, охотник бежит все быстрее и быстрее. И вот медведь падает, ломая тяжелой тушей копье. Настоящий каменный мультфильм.
Канозеро-медведьИнтересно, что следы медведя выбиты камнем, а потом коготки все прорезаны. Старался кто-то.
На самой верхушке каменного лба есть необыкновенное изображение. Прообраз анимации. В узкой ложбинке замерла фигурка с длинным и тонким как у ящера хвостом. Маленький пятячок под фигуркой протерт камнем, он светлее всей остальной скалы. И даже в пасмурный день кажется, что ящерица греется на солнце. А в движении солнечных бликов фигурка словно оживает и начинает двигаться, извивается и плывет.
Иллюзия настолько сильна, что хочется дотронуться. Каменный или нет? Чуть ниже расправил крылья журавль (верхнее фото). Может быть его сначала трудно различить в сплетении линий. Но увидев, трудно оторваться. Особенно в солнечную погоду. Журавь - наверное самое прекрасное изображение. Тут использовано несколько техник: процарапывание, выбивка, заглаживание и кое-где прошлифовка. Журавль единственный, а в от бобров аж пять штук (фото выше). Хотя были дискуссии бобр это или нет. Обычно фигура животного делается в профиль, а тут сверху.
Но вот у одного из них разглядели, что у морды есть два зуба справа в сторону, значит все же бобр. Они некоторые потолще, некоторые похудощавее.
Уже сейчас описаны более 1000 групповых и одиночных изображений Канозера. Есть почти метровая фигура мужчины, замахнувшегося топором, есть беременная женщина, дети, вереница оленей, лосей, сцены охоты. Это зримое и абсолютно документальное свидетельство помыслов древних людей на крайнем севере. Для них важно было объяснение проблемы жизни и смерти.
Простота петроглифов обманчива. Но наше зрение опирается на нашу реальность. И замысловатые рисунки сложно интерпретировать. Единственная группа рисунков, которая сейчас позволила перейти к некоторым обобщениям - это лодки. На Канозере более двухсот изображений лодок - главного транспорта этих мест, причем только два из них принципиально отличаются.
Ученые предположили, что петроглифы - это праписьменность, средство передачи информации, зримое отражение мироустройства, которое дополняло следующее поколение тысячи, тысячи лет... Петрогрифы закрепляли мировоззрение этих народов.
♣
Находят на севере и могильники - ровесники пирамид. Интересно, что там находят погребенных людей, которым было за 70. А ведь раньше считалось, что длительность жизни не превышала 40 лет. Один старик, явно за 60, был хромой, нога не разгибалась, то есть он был не способен охотиться и работать, а общество его видимо кормило и содержало. А хоронили покойников в лодках. Складывали туда все его имущество, утварь. Еще что интересно, у всех очень хорошие зубы. Кариесом никто не страдал. Много появилось информации.
Териберка - 300 км севернее Канозера. Сюда тянут дорогу, так как идет промышленное освоение территории. Добыча газа наверное. Здесь археологи обнаружили древнее поселение. Люди, жившие здесь, были морскими охотниками на китообразных. У них были гарпуны для охоты. Целое лето сотни археологи трудятся здесь, разбирая камни и почву. Часами на коленях под солнцем и дождем. Раскапывают множество костей, орудий труда.... Создают компьютерную модель этого поселения, реконструируют модель жилища. Морские охотники - современники строителей египетских пирамид.
Фото Картина Н.К. Рериха.
Выдвинуто предположение, что на Скандинавском полуострове и Кольском полуострове некогда существовала единая лапландская культура. Схожий быт, обмен орудиями труда, единые водные пути, близкие способы организации поселений и строительства жилищ, родственные символы и технологии нанесения изображений в святилищах, подобных канозерским. Находки Териберки последовательно вписываются в эту теорию. Когда идут уникальные вещи - это хорошо, но их трудно с чем-то связать. Здесь же находят вещи типичные как в Норвегии и в Швеции.
Одна находка просто удивительная. Это голова куклы из обожженной глины.
Древнее поселение Териберка будет воссоздано в виртуальном пространстве. Археологи торопятся все достать пока здесь не проложили дорогу.
В середине 70-х на Кольский пришли туристы. Водники хлынули сплавляться. С тех пор по трем рекам, вытекающим из Канозера: Умба, Муна, Кана на катамаранах и байдарках сплавляются каждое лето тысячи туристов. Сегодня памятник стал известен и почти каждая группа стремится его посетить. Но так как изображения не очень-то видны, надо определенное освещение, то им грозит опасность от такого вторжения сотен и тысяч людей. Скалы мягкие. Появились уже надписи современных вандалов прямо поверх бесценных петроглифов. Несколько лет назад был создан музей петроглифов Канозера. И теперь острова находятся под охраной. Но путешественники реагируют отрицательно на ограничения, которых еще недавно не было.
Фото Картина Н.К. Рериха.
По каким-то бюрократическим загвоздкам петроглифы Канозера до сих пор не внесены в реестры археологических памятников России. По сути у них нет никакого законодательно закрепленного статуса. Так просто черточки на камушках... Маленький поселок Умба взял шефство над памятником, но ноша непосильная. Таких денег у них нет. Когда анологичные петроглифы нашли в Норвегии, то уже через три года они находились под эгидой ЮНЕСКО. А петроглифы Канозера беззащитны перед людьми.
1200 изображений. И это лишь малость, очищенная от мхов. Археологическое наследие, которое может не пережить нашу эпоху - эпоху колоссального объема знаний при катастрофической потере мудрости...
Оставить комментарий