Иван Стяжкин – собиратель уральского фольклора

Иван Яковлевич Стяжкин (1877-1965) - замечательный собиратель уральского фольклора и настоящий энтузиаст своего дела. До сих пор его  труды, которые не имеют себе равных как по объему, так и по качеству материала, не нашли должной оценки.

muzej1

г.Каменск-Уральский. Краеведческий музей им. И.Я.Стяжкина.

Он родился в городе Бирске Уфимской губернии в крестьянской семье.  После приходской школы, закончил учительскую школу и стал преподавателем естествознания. Работал в разных сельских школах.   В 19 лет переехав в Зауралье со своей родины - Башкирии, он столкнулся с совершенно новой языковой стихией. "На первых порах меня поразил говор зауральцев. Так ухо и резало произношение, а затем и местные слова, совершенно отличные по смыслу", - писал он.

Собирание устного народного творчества стало делом всей жизни Ивана Яковлевича. Он начал собирать уральские сказки в 1898 году в селе Завьяловском Камышловского уезда (теперь Талицкий район Свердловской области). Следующий цикл был записан в селе Колчедан в 1903-1905 годах.  С 1920 года переехал в город Каменск-Уральский, собирал сказки в разных деревнях Каменского района, создал краеведческий музей и был его бессменным директором с 1924 по 1950 годы.

kamensk-styazhkinВ 1-й половине ХХ века Стяжкин записал на Среднем Урале огромное количество сказок, пословиц, поговорок, загадок, разных обрядов (свадебный и др.),  стихи, песни: проголосные, походячие, парошные, игрищевые, плясовые, а также припевки, частушки, заговоры, наговоры. Составил словарь народного говора Камышловского уезда.

Жаль, но очень мало из богатого наследия Стяжкина было востребовано и опубликовано. Иван Яковлевич всегда мечтал, что собранные им сокровища народной словесности будут напечатаны в том варианте, в котором он их записал, независимо от господствующей идеологии. "Все записанное мной было взято у крестьян и переписано мною из тетрадок, и цель моя была  - возможно полный сборник всех произведений литературы, которая обращается в народе..."

Словарь уральского говора  (Ты чо с Урала?) Стяжкина (в сокращении)

Но наконец-то в ХХI веке лед тронулся. Дом фольклора в Екатеринбурге начал издание трудов И.Я.Стяжкина в трех томах: "Уральские сказки", "Уральские песни", "Уральская старина".

Вот колчеданская сказка "Курочка рЕбушка" записанная Стяжкиным и она сильно отличается от всем известной:

"Жил старик со старухой. У них была курочка рЕбушка. Курочка ребушка яичко снесла золотое не простое Внучка прибежала, яичко покатала, изломала. Старик старуху выбил.

Попова дочка прибежала на выкупку старухи. Старик забранился и затопал ногами. ДочкЯ побежала (а она с ведрами), ведрами-то ворота задела, ворота пали, быку рога обломали.

Матушка и говорит:

   -  Ах, что за беда эта?

Из квашни тесто выбросила по стенам, а батюшкО всю ризу изорвал.

   - Ах что за беда...

Соломшик все подрясники изорвал".

Уральские народные сказы передают своеобразие говора и условий жизни.  В них часто упоминается железо, металл. Например девушка по имени Луша велит своему жениху выстроить мост от дворца до собора, но разумеется железный, а не хрустальный.

У Кощея зубы стальные, а двери, которые он грызет железные.

Иван-царевич решает жениться на крестьянке, так как деревенские женщины, хотя «не так великатны и корсетов не носят», зато «к работе сподручнее», такая жена ни от чего «в истерику не падет».

Старый уральский говор очень интересен и самобытен.  Стяжкин собрал порядка 700 частушек и множество народных песен.  В них отражался быт и тяжелая работа простого народа. Например приисковая.

Ой, ты, милушка, баскА, не ходи на приискА:

Там тяжелая работушка — немытые песка,

Нонче снеги не глубОки, выпадают глубоко.

Наше дело небогато, ходим робить далеко.

Здесь 'робить' - это работать, самое что ни на есть уральское словечко. Так еще мои бабушки говорили. Или про работу на лесосеке, такой обычной на Урале.

Мой-от миленький уехал во казенный лесосек.

Ево милочка молила, чтобы ручки не посек ,

Чем я милова утешу? Чем ево развеселю?

На завод схожу поробить, папиросочек куплю.

В песенном творчестве много места занимает завод, металл. У нас на Урале ведь как обычно говорят "живу НА ...": на ЧТЗ, на ЧМЗ, на Трубном, на УАЗе (Уральский алюминевый завод в К-У), на Уралмаше, на ВИЗе, и т.д. то есть на таком-то заводе. Всегда сначала строилась плотина, при ней  завод, а вокруг поселение.

Интересна переиначенная песня, где казак сватая девицу, обещает ей : «Чугунными плитами весь мост устелю». В уральском варианте нет печального конца, когда сбывается предсказание цыганки, о том что мост рухнет, а невеста утонет. Как же он рухнет, он же чугунный  с железными винтами, медными шнурами ?! Понимать надо.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.