В краю легенд Ур-Ала.

Давным-давно это было. Большая вода наступала с Севера. Затопила вода Ур-Ала. Ур-гора значит по мансийски, Ала-макушка этой горы. Вода затопила все, и только макушки гор из нее торчали.



Ансамбль Аркона, монтаж Т.Кочуриной

По манси Тумп - остров значит. Монинг-Тумп (Гора с останцами, она же Торре-Порре-Из на языке коми), Янг-Тумп (Ледяная гора), Гапхартне-Тумп - сейчас это все горы,  а когда-то они островами были. Жили в этих местах Северного Урала люди очень близкие природе - древние манси. Охотились на белку, рябчика, утку, тетерева.

Много у этого народа ярких, самобытных мифов и поверий, через которые доносятся до нас голоса предков. В краю легенд Ур-Ала  много  священных гор, но самая главная среди них гора Ялпынг-Нер а точнее Талях-Ялпынг-Нер-Ойка, что в переводе Святой хозяин Урала в верховьях Северной Сосьвы (фигурирует в ролике и на нижнем фото). Это священная гора манси на которой жил покровитель манси Нер-Ойка лежит на одном меридиане с Южно-Уральской Гардарикой.

Торе-Поре-ИзЧем древнее легенды, тем могущественнее в них силы природы. Как не высока гора Лунт-Хусап-Сяхл (Гусиное гнездо, она же гора Оттортэн), но и она была вся затоплена, лишь вершина торчала из воды. Для гуся свить гнездо хватит,  а гусятам погулять уже нет места, так говорит старая легенда.

Стоят безмолвные каменные города такие как Торре-Порре-Из, заросшие лесом, но эти города погибли 6-12 тысяч лет назад. И они видны, видны руины этих городов, видны солярные капища остатки древней цивилизации. По легендам манси здесь жили бородатые голубоглазые гиганты - менквы. Какое то время менквы жили бок о бок с манси,а затем они ушли на юг, а манси стали здесь хозяевами. Но никто эти города менквов не изучает.

По легендам богатыри-менквы тогда были с гору. Одни из них покровительствовали охотникам-манси, а другие вредили им. В те времена и великаны уступали природе. Когда-то богатыри задумали погубить народ манси. Их поступь и грохот их барабана далеко раскатывались по горам. Но лишь поднялись они в горы, предстали перед вершиной Ялпинг-Нера, закружились вихри, гром затряс все вокруг, брызнули молнии, и окаменели богатыри, превратившись в Мань-Пупыг-Нер (малая гора идолов), а барабан их стал горой Койп. В древности болваны Мань-Пупыг-Нера служили объектами языческого поклонения. От них начинается мансийское северное Зауралье, где в океане лесов раскинулась таежная страна потомков загадочного уральского племени Югра. Слишком уж часто в легендах манси да и хантов фигурируют загадочные богатыри-великаны. Возможно это жители потонувшей некогда Арктиды, из-за которой и был потоп. Старые легенды - кладезь опыта, послание потомкам из далекого прошлого, зачастую в них отражены реальные события...

территория мансиСлово югра произошло от старинного названия группы народов угры. Их угорские предки в эпоху великих переселений в 5-6 веках нашей эры пришли сюда из более южных районов Сибири и Урала, вытесняемые другими племенами. Этнограф Константин Носилов в 19 веке так писал о предках манси: "Откуда ты, вогул, пришел в эту гостеприимную глушь веков. Смуглое твое лицо, черные волосы, облик болгарина, венгерца, цыгана больше напоминает жаркий юг, но никак не студеный север." Сами венгры считают Югру родиной своих праотцов, а современных манси своими ближайшими родственниками. Глухая тайга сохраняет самобытность маленького мансийского народа. Нравы, привычки, верования тесно связаны с природой, с тайгой.

На северном Урале издревна бытовала легенда о Золотой Бабе - по одной из версий древней ведической богине Ладе.

Один из ученых - путешественников на Северном Урале, восхищаясь красотой тайги, писал: "Приятно жить на Севере Урала, но комары, комары... Они уничтожают всю прелесть этой жизни."  Лемуй - этим ласковым словом мансийцы называют комара. Вообще-то уместнее бы назвать это чудовище лесным дьяволом. Спасу нет от туч комаров. Но мансийцев это гнусавое войско сопровождает от рождения до смерти и видимо не тревожит. Если много комаров - значит к хорошему улову и будет много пернатой дичи. Вся жизнь мансийца не отделима не только от комара, но в первую очередь конечно же от оленя. Он верный друг и кормилец. Много веков одевает, обувает, перевозит. И кормить не надо. Олень сам находит ягель.

Медведь манси

Ореолом почитания окутаны многие животные, но больше всего медведь. Про него существует немало мансийских легенд. В одной из них рассказывается, что Медведь - это сын Торума, а Торум - творец всего мира, бог, высшее существо, живущее на небе. Вместе с тем медведь сын женщины-прародительницы.  Медведь раньше жил там же с отцом и из-за облаков наблюдал как земля покрывается то белым покрывалом, то зеленым. И стало ему скучно на небе, показалось, что на земле интереснее, и стал он проситься у своего отца погулять на землю. Три раза Торум отказывал, но все же отпустил в конце концов, спустил его на землю в люльке. Бродил медведь по земле, смотрел где что делается, наконец есть захотел. Стал просить отца, мол поднимай назад на небо. А Торум отказался рассердившись на медведя за упрямство. Сбросил ему стрелы и огонь сверху. Живи мол на земле и сам добывай себе пищу. Вместе с тем повелел Торум наказывать на земле людей, творящих зло, и не обижать тех, кто повинуется воле Торума. "Если бужешь поступать несправедливо, то люди сами с тобой расправятся". Медведь не выполнил волю своего отца, стал сам употреблять лук и стрелы во зло. Жившие здесь манси тогда еще не имели ни огня, ни лука, ни стрел. И нашелся человек, который отнял  все это у медведя. Однажды семь братьев-охотников отправились на охоту. Было очень холодно и они замерзли. Вдруг увидели костер и медведя, лежащего около. Младший брат оказался самым храбрым и пошел попросить огня. Но медведь отказал человеку и разгневался на него за такую дерзость. Тогда охотник не долго думая заколол медведя ножом и забрал у него огонь, лук и стрелы. Такова легенда. Манси и ханты считают медведя своим братом. Он хозяин тайги и каждую удачную охоту на него сопровождали праздником. При этом  поедали медвежье мясо, пели песни, провожая душу медведя на небо к отцу Торуму. И сейчас праздник медведя самый любимый у этих народов.

Северная Сосьва

А внизу за Уралом лежит священное озеро Турват. Много древних легенд связано с ним. В старое время места эти были заповедные, даже воду из озера пить не разрешалось. А в самом озере водилась громадная щука метров 6. Бывало в ясный день всплывет, блеснет в воде ярким серебром и опять затаится где-нибудь на глубине. Однажды эта щука проглотила лося, пившего воду. С тех пор в голове щуки находят кость похожую на лосиную ногу. А еще у манси есть легенда о рогатой щуке, живущей в Турвате. Может она рогами пробивает лед зимой?

Со священной горы Ялпынг-Нер, где обитал Неройка бежит речка Ялпынья впадающая в Турват. Однажды давным-давно отправились охотники манси на озеро и увидели на другом берегу огромное стадо оленей голов в 200. В упряжке стоят три белых быка. А рядом стоит высокий мужик с хореем. Рядом россомаха бегает вместо собаки. И вдруг все исчезло. Ни стада, ни человека. Подошли туда - и следов нет. Ну и догадались, что это был сам Неройка.

Фото. Ялпынг-Нер священная гора манси с плато Мань-Пупу-нер

Ялпынг-Нер

Гора Ялпынг-Нер играет роль верховного хозяина всего Урала. Она лежит, кстати, на одном меридиане с геометрическим центром Страны городов на Южном Урале. Интересно, что Ялпынг-Нер имеет редкую на Урале подковообразную форму с двумя вершинами. Точно также устроена святая гора Иремель.

Недалеко от озера Турват берет начало река Северная Сосьва. Реки здесь напоены холодной горной водой. Дно у рек покатое, каменное. Река - это дорога жизни. Летом по ней сплавляются на лодках, зимой на оленьих упряжках по льду. В древности у манси были лодки-долбленки, управляемые только шестами. Центр Верхне-Сосьвинского охотничьего края называют Няксимволь. Это древнее поселение. На его окраине находится городище бронзового века - археологический памятник. Здесь найдены разные артефакты: фигурки пермского звериного стиля, каменные и костяные рукоятки и наконечники, стеклянные бусы, черепки керамической посуды. Стекло и керамика и бронза местного производства. Также здесь  древние люди производили и медь, выплавляли ее из медного колчедана. В этом селе есть старинная изба философа Ильи Павловича Батманова. Население смешано-перемешано в лихие советские годы. Здесь живут манси, ханты, ненцы, коми-зыряне, русские, украинцы, татары, ну и конечно геологи.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.