До середины 15 века новгородцы были фактически хозяевами на Северном Урале. Но в 1462 году Москве воцарился князь Иван III, провозгласил лозунг дня "Москва - это третий Рим" и начал создавать империю. Для начала он вознамерился отобрать у Новгорода богатые северные земли.
С середины 15 до конца 16 века на восточных склонах Уральских гор и прилегающих территориях Зауралья в бассейне рек: Пелым, Тавда, Сосьва, Конда располагалось Пелымское княжество. Точнее, оно было, говоря современным языком, федерацией из трех самоправных княжеств: Пелымское и присоединившиеся к нему Кондинское и Табаринское.
Это сейчас север Свердловской области. На месте слияния рек Пелым и Тавда находилась столица - Пелым. И сейчас на этом месте находится населенны пункт Пелым. Еще до революции археологи откопали здесь остатки крепости - феодального замка пелымских властителей. Главным занятием вогулов-пелымчан была охота. Леса были очень богаты разным зверьем и птицей. За ценной пушниной сюда ехали не только их соседи - русские и татары, но даже каким-то образом забредали арабы.
Пелымские города были центрами оживленной торговли. Пелымцы меняли пушнину и выделанные кожи на ткани, оружие, изделия из драгметаллов, предметы роскоши и прочие товары. Кроме охоты важным делом была промысловая рыбалка и бортничество. В южных частях Пелымского княжества, названных русскими позднее Верхотурьем, вогулы занимались скотоводством и землепашеством.
Иван III направил военный отряд во главе с воеводой Василием Скрябой в Югру в 1465 году и объявил Северный Урал московским владением. А в 1478 году Новгород и вовсе потерял свою независимость и все его владения перешли к Москве.
Во второй половине XV века пелымский князь Асыка совершил ряд нападений на приуральские владения московских князей. Воевали Великую Пермь. Поймали и убили епископа Питирима. А не надо было насильно насаждать чуждую веру. Питирим был ярым фанатиком веры. Крайне напористый, он действовал то кнутом, то пряником, ни с чем не считаясь ради увеличения своей паствы. Пелымцы совершили марш-бросок в полторы тысячи верст до резиденции епископа в Усть-Выме, застали его на воскресной проповеди. Асыка приказал растерзать Питирима прямо на глазах у паствы. Экспансия православия шла параллельно с военной экспансией. Московские воеводы организовали ответный визит. На этот раз удача отвернулась от пелымцев и Асыка был пленен. Это произошло в 1467 году. Асыка признает вассальную зависимость от Москвы, возвращается домой и начинает копить силы для продолжения борьбы. В 1481 году он вновь пошел против русских. Пелымцы осадили Чердынь, но были разбиты.
В летописи говорится, что в 1483 году Иван III послал рать на реку Обь для усмирения и наказания непокорных пелымчан. Воеводами были Федор Курбский и Иван Салтык Травин. Русские перевалили на восточную сторону Уральского хребта где-то в верховьях Печоры или Вишеры. Уральские горы там достигают 1200-1300 м., а перевалы до 800 м. Трудно себе представить как они перетаскивали "снарягу" - лодки, чтобы потом сплавиться по восточноуральским и сибирским рекам. Жестокой железной пятой прошли они по землям манси и хантов. В 1485 году в Москве князь Юмшан сан Асыки подписал мирный договор. Но сопротивление не прекратилось.
В 1499-1500 гг был совершен лыжный(!) поход на Печору. Руководили Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник. Две недели шли до Камене воеводы. А Камень оказался настолько высок, что не видно вершин в облаках. И столь широк "от моря до моря". Курбский рассказывал позднее что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору Столп и все-таки не мог перейти через верхушку горы Эта гора простирается к океану до устьев рек Двины и Печоры.
Камень - так русские называли Уральские горы. В этом походе русские пересекли хребет около одной из самых высоких гор на Урале - Столп (Тельпосиз) 1617 м. Цель то похода была принуждение к повиновению и оплате дани местного населения. На Камене убито было пятьдесят человек самоеди (ненцы) и захвачено двести оленей. Таким образом концу 15 века московиты изучили Северный Урал гораздо детальнее, чем новгородцы, выявив протяженность гор с Севера на Юг.
Пелымчане имели естественно тесные связи с таРтарами-ордынцами. И переняли у них административное деление на военный лад. Например звания руководящих кадров: "сотник", "улан", "мурза". Надо сказать, что когда на Урал надвинулись Батыевы орды в 1240-1241 годах, пелымцы оказывали им отчаянное сопротивление. И позднее, соседствуя с могущественным Сибирским царством, не желали склонить головы. Когда в 1563 году Кучум, прирезав прежнего правителя Едигера, объявил себя царем Сибирским, пелымский князь воспользовался замешательством в татарских правящих кругах, и объявил независимость и отказ выплачивать дань. Его примеру последовали и другие. Семь лет потом Кучум усмирял непокорных хантов и манси. Чувствуя угрозу с запада от все усиливашегося Московского царства, Кучум как изворотливый политик умело направлял оружие пелымцев в выгодное для себя русло, то есть против русских. Получается что пелымцы оказались между двух огней.
Оставить комментарий