По книге Валерия Демина "Уральская Гиперборея" и книге "Золотая нить" - Наш край в легендах и преданиях.
Исполинский Змей, прозванный на Урале Великим Полозом - еще один Хозяин земных недр. По всему земному шару в фольклоре многих народов мира с древнейших времен распространены сказания о таких змеях. Наш родной Змей Горыныч, который в горе живет, оттого и Горынычем прозван, горные и змееногий боги Фу-си и Нюй-ва в Китае, наги - мудрые полубожественные существа ведийского и индуистского пантеона, полулюди и полузмеи; их змеиное туловище оканчивается человеческой головой также как у Великого Полоза. Они хозяева Подземного царства и Поталы, где владеют бесчисленными сокровищами земли. Наги легко принимают человеческий образ и вступают в любовную связь с людьми. Библейский змей, который как-то там соблазнял Еву. Змей-Радуга у австралийских аборигенов и т.д. Уральский Великий Полоз унаследовал многое из архаичного представления наших гиперборейских предков. Он хранитель недр, прежде всего золота. Его отличие в способности принимать личину человека, а потом превращаться обратно. Выползать на свет божий привык прямо из-под земли.
По уральским поверьям где проползет Полоз, там и золото. П.П.Бажов пишет: "И вот видят ребята - человека того уж нет. Которое место до пояса - все это голова стала, а от пояса шея. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке, а из земли все кольца выходят и выходят. Ровно им конца нет... Дошел до Рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону. Змей перешел на другой берег, дотянулся до старой березы, которая тут стояла, и кричит: - Заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу. Чур, не жадничайте!"
Но если у людей начнется жадность, драка или обман, то пропадет жилка тут же, значит отвел Полоз золото.
Представители змеиного рода не обязательно великих размеров. У того же Бажова есть еще маленькая Голубая змейка. Тоже на золото указывает. Превращается порой в прекрасную молодую женщину, у которой при передвижении из правого рукава золотая струя бежит, а из левого черная пыль и трава под ней не гнется. Подобно Хозяйке Медной горы, Голубая змейка добрых людей награждает, а к злым, у кого нечистые и нечестные помыслы - безжалостна.
По древним верованиям одна из важнейших функций змей - связь с потусторонним и загробным миром. Хозяйка Медной горы - это олицетворение женского Начала, Великий Полоз - Мужского. и они не отделимы друг о друга. В обобщенном философском плане - единство жизни и смерти.
В одном из Бажовских сказов "Змеиный след" хитрый паренек Костька пытается завладеть тайнами Подземного царства не совсем честным способом. Он распознал в девчонке посланницу и попытался взять ее в заложницы, говоря современным языком. "Схватил ту девчонку за ноги да что есть силы дернул на себя в яму. Девчонка от земли отстала, а все пряменько стоит. Потом еще вытянулась, потончала, медяницей стала, перегнулась Костьке через плечо, да и доползла по спине." Костька при этом все же перепугался, выпустил из рук змеиный хвост. А змейка вдруг засветилась вся, так что искры посыпались и стало так светло что глазам больно. А потом она прошла прямо через камень, и по ее следу золотой след горит, где целыми кусками, где капельками. И очень много. Увидев такое чудо, Костька, "так и брякнулся головой о камень". На следующий день мать его нашла мертвым. Видимо Хозяйка таких действий не прощает.
Мифические древнеарийские образы змееподобных существ нагов перекочевали на Восток и прочно там прижились. И вошли в буддийскую философию. Слово Будда означает "пробужденный". Их было какое-то количество. Считается, что самый первый известный всем Будда (который Шакьямуни) в своих прошлых воплощениях не раз был нагом. Другой Будда - Нагарджуна воспринял божественную мудрость от нагов и получил от них Алмазную сутру. Само имя этого Будды переводится как "Змея-Дерево". В бажовской и буддийской мифологии много совпадений и параллелей. Например, в древнетибетском рассказе "Жизнь Нагарджуны" рассказывается история про двух мальчиков, которые слушая проповедь какого-то буддийского мудреца, вдруг неожиданно исчезли под землей. Они были нагами, то есть змеями, посланниками своего царя и вернувшись, поведали ему про этого мудреца. Далее змеиный царь пригласил учителя к себе. Мудрец принял приглашение и стал там проповедовать некоторое время. Но потом он решил вернуться на землю, хотя наги и умоляли его остаться. Вот с того времени этот пророк получил прозвище Нагарджуна.
У Бажова есть сказ «Две ящерки» сюжет которого как ни странно совпадает с этим тибетским. Эти две ящерки тоже оборотни - пресмыкающиеся заманивают в свое Подземное царство героя Андрюху по прозвищу Соленый (его однажды высекли за строптивость, и посыпали раны солью): Одна из ящерок ткнулась головой в камень, и сразу по нему щель пошла. Ящерка юркнула туда и камень закрылся. Камень на Урале, кстати, это может быть большая скала а не какой-нибудь камушек. Даже сам Урал Камнем называли. Другая ящерка сначала пробежала в конец камня, притаилась, поглядывает на парня. Потом в конце камня узорчатая щель прошла, та первая ящерка выскочила обратно. А другая скок ей на хребтик. Так поиграли, потом обе убежали. Только их и видели. Как будто бы показали Андрюхе, вход и выход. Андрюха понял, что это сама Хозяйка Медной горы так его на смелость испытывает. "Это, говорят, у ней первое дело”... Андрюха не робкого десятка оказался, глядит, а перед ним двери узорчатые каменные появились. Ящерки опять появились и смотрят на андрюху, мол да, это то самое место... Отворил он двери — что такое? Перед ним палата да такая, какой он и во сне не видывал. Стены-то все каменным узором изукрашены, а посередке стол. А на нем наставлено всякой еды и питья вдоволь. Ну, Андрюха конечно раздумывать не стал, за стол сел, наелся. Еда обычная, а питье не разберешь какое. Потому что сильное, а не хмелит. Владения тут самой Хозяйки Медной горы. Она под конец собственной персоной и явилась Андрюхе Соленому. Показывает ему дорогу назад к свету но с одним непременным условием - чтобы назад не оглядывался. Помнится, точно такое же требование выставил Орфею Аид.
Так одни и те же фольклорные сюжеты прослеживаются в сказаниях у разных народов, порой проживающих очень далеко друг от друга.
Великий Полоз и его змеиное царство фигурирует конечно же не только в произведениях П.П.Бажова. Царь всех змей - популярный герой на Южном Урале. Ведь не случайно здесь недалеко от Миасса расположена Золотая долина - царство Великого Полоза.
Вот такой сказ бытует на Южном Урале. Есть у нас прекрасное озеро Тургояк, обрамленное горами. А на одной из них стоял раньше Полозов дворец. Дворец был разумеется золотой, а Полоз был тридцати аршин длиной и три аршина шириной (аршин = примерно 70 см). А охраняли дворец десять гадюк. Вокруг дворца шумели непролазные леса, бегали звери, летали птицы, ползали разные змеи и очень много вокруг было муравьиных куч. Муравейники были огромными, величиной с избу и стояли под соснами. И сами муравьи тоже были здоровыми не то что сейчас. Но вот однажды с ними случилась беда. Полоз всегда жил в своем дворце безвылазно или правильнее сказать безвыползно. Но вот однажды, то ли старым стал и почуял близкую смерть, то ли просто кровь в нем застоялась, но выполз он наружу, ринулся сломя голову напролом, и при этом начал давить муравейники направо и налево. Потом Полоз вернулся обратно во дворец. При этой прогулке много он передавил муравьев, многие их жилища с землей сровнял. Был один муравьишка смелый да удалой, успел он спрятаться под корнями дерева, но остался после этого бедствия круглым сиротой. Вылез, поглядел кругом, поплакал, а когда взошло солнышко, пошел искать оставшихся в живых и поднимать их на войну против Полоза. Собрал большую рать за пять дней и они черной рекой потекли ко дворцу. Полоз спал, а гадюки его охраняли. Увидели они муравьиную несметную рать, зашипели, разбудили всех змей. Но муравьи накинулись на гадюк, облепили их со всех сторон. Верно ведь есть поговорка в народе: "Бывает, что муравей и льва одолевает!" Так и случилось. Победили муравьи и Полоза и его воинство. А дворец золотой Полозов они по крупинке разобрали и по всей земле растащили и зарыли поглубже. Вот откуда у нас в земле теперь золото!
Фото Озеро Аргази, остров Липовый.
На озере Аргази (Челябинская обл) также бытуют легенды о Полозе. Однажды еще в советские времена в 80-е годы на базу Ильменского заповедника примчался на лошади молодой рыбак. Он рассказал, что в камышах видели огромного 50-метрового змея. Голова змея размером с конскую. Один рыбак видел, как змей плыл с Липового острова. Его видели еще несколько человек. Когда сотрудники заповедника пошли проверить эту информацию, то ничего не нашли. Единственное, что они увидели - след в камышах, как будто там протащили бревно. Причем кругом камыши стояли ровные, не примятые, не тронутые никем.
То и дело на Южном Урале возникают разговоры о фантастическом огромном змее, который водится в том или ином озере. Может быть это древний реликт? Само слово "полоз" вероятно возникло от "ползун". Его искали зоологи, но без результата. На десяток лет эти слухи стихали, потом опять все заново. И так уже более ста лет. Интересно, что об аргазинском полозе писали академик Карпинский и профессор Сабанеев.
Оставить комментарий