Уральский Великий Полоз и его змеиное царство

По книге Валерия Демина "Уральская Гиперборея" и книге "Золотая нить" - Наш край в легендах и преданиях.

Великий ПолозИсполинский Змей, прозванный на Урале Великим Полозом - еще один Хозяин земных недр. По всему земному шару в фольклоре многих народов мира с древнейших времен распространены сказания о таких змеях. Наш родной Змей Горыныч,  который в горе живет, оттого и Горынычем прозван,  горные и змееногий боги Фу-си и Нюй-ва в Китае, наги - мудрые полубожественные существа ведийского и индуистского пантеона, полулюди и полузмеи; их змеиное туловище оканчивается человеческой головой также как у Великого Полоза. Они хозяева Подземного царства и Поталы, где владеют бесчисленными сокровищами земли. Наги легко принимают человеческий образ и вступают в любовную связь с людьми. Библейский змей, который как-то там соблазнял Еву. Змей-Радуга у австралийских аборигенов и т.д. Уральский Великий Полоз унаследовал многое из архаичного представления наших гиперборейских предков. Он хранитель недр, прежде всего золота. Его отличие в способности принимать личину человека, а потом  превращаться обратно. Выползать на свет божий привык прямо из-под земли.

По уральским поверьям где проползет Полоз, там и золото. П.П.Бажов пишет: "И вот видят ребята - человека того уж нет. Которое место до пояса - все это голова стала, а от пояса шея. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке, а из земли все кольца выходят и выходят. Ровно им конца нет... Дошел до Рябиновки и полез в  воду,  а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону. Змей перешел на другой берег, дотянулся до старой березы, которая тут стояла, и кричит: - Заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу. Чур, не жадничайте!"

Великий ПолозНо если у людей начнется жадность, драка или обман, то пропадет жилка тут же, значит отвел Полоз золото.

Представители змеиного рода не обязательно великих размеров. У того же Бажова есть еще маленькая Голубая змейка. Тоже на золото указывает. Превращается порой в прекрасную молодую женщину, у которой при передвижении из правого рукава золотая струя бежит, а из левого черная пыль и трава под ней не гнется. Подобно Хозяйке Медной горы, Голубая змейка добрых людей награждает, а к злым, у кого нечистые и нечестные помыслы - безжалостна.

По древним верованиям одна из важнейших функций змей - связь с потусторонним и загробным миром. Хозяйка Медной горы - это олицетворение женского Начала, Великий Полоз - Мужского. и они не отделимы друг о друга. В обобщенном философском плане - единство жизни и смерти.

В одном из Бажовских сказов "Змеиный след" хитрый паренек Костька пытается завладеть тайнами Подземного царства не совсем честным способом. Он распознал в девчонке посланницу и попытался взять ее в заложницы, говоря современным языком.  "Схватил ту девчонку за ноги да что есть силы дернул на себя в яму. Девчонка от земли отстала, а все пряменько стоит. Потом еще вытянулась, потончала, медяницей стала, перегнулась Костьке через плечо, да и доползла по спине." Костька при этом все же перепугался, выпустил из рук змеиный хвост. А змейка вдруг засветилась вся, так что искры посыпались и стало так светло что глазам больно. А потом она прошла прямо через камень, и по ее следу золотой след горит, где целыми кусками, где капельками. И очень много. Увидев такое чудо, Костька, "так и брякнулся головой о камень". На следующий день мать его нашла мертвым. Видимо Хозяйка таких действий не прощает.

БуддаМифические древнеарийские образы змееподобных существ нагов перекочевали на Восток и прочно там прижились. И вошли в буддийскую философию Слово Будда означает "пробужденный". Их было какое-то количество. Считается, что самый первый известный всем Будда (который Шакьямуни) в своих прошлых воплощениях не раз был нагом. Другой Будда  - Нагарджуна воспринял божественную мудрость от нагов и получил от них Алмазную сутру. Само имя этого Будды переводится как "Змея-Дерево". В бажовской и буддийской мифологии много совпадений и параллелей. Например, в древнетибетском рассказе "Жизнь Нагарджуны" рассказывается история про двух мальчиков, которые слушая проповедь какого-то буддийского мудреца, вдруг неожиданно исчезли под землей. Они были нагами, то есть змеями, посланниками своего царя  и вернувшись, поведали ему про этого мудреца. Далее змеиный царь  пригласил учителя к себе. Мудрец принял приглашение и стал там проповедовать некоторое время. Но потом он решил вернуться на землю, хотя наги и умоляли его остаться. Вот с того времени этот пророк  получил прозвище Нагарджуна.

Две ящерки - оборотниУ Бажова есть сказ «Две ящерки» сюжет которого как ни странно совпадает с этим тибетским. Эти две ящерки тоже оборотни -  пресмыкающиеся заманивают в свое Подземное царство героя  Андрюху по прозвищу Соленый (его однажды высекли за строптивость, и посыпали раны солью): Одна из ящерок ткнулась головой в камень, и сразу по нему щель пошла. Ящерка юркнула туда и камень закрылся. Камень на Урале, кстати, это может быть большая скала а не какой-нибудь камушек. Даже сам Урал Камнем называли.  Другая ящерка сначала пробежала в конец камня, притаилась, поглядывает на парня. Потом в конце камня узорчатая щель прошла, та первая ящерка выскочила обратно. А другая скок ей на хребтик. Так поиграли, потом обе убежали. Только их и видели. Как будто бы показали Андрюхе, вход и выход.   Андрюха понял, что это сама Хозяйка Медной горы так его на смелость испытывает. "Это, говорят, у ней первое дело”... Андрюха не робкого десятка оказался, глядит, а перед ним двери узорчатые каменные появились. Ящерки  опять появились и смотрят на андрюху, мол да, это то самое место... Отворил он двери — что такое? Перед ним палата да такая, какой он и во сне не видывал. Стены-то все каменным узором изукрашены, а посередке стол. А на нем наставлено всякой еды и питья вдоволь. Ну, Андрюха конечно раздумывать не стал, за стол сел, наелся. Еда обычная, а питье не разберешь какое. Потому что сильное, а не хмелит. Владения тут самой Хозяйки Медной горы. Она под конец собственной персоной и явилась Андрюхе Соленому. Показывает ему дорогу назад к свету но с одним непременным условием - чтобы назад не оглядывался. Помнится, точно такое же требование выставил Орфею Аид.

Так одни и те же фольклорные сюжеты прослеживаются в сказаниях у разных народов, порой проживающих очень далеко друг от друга.

озеро ТургоякВеликий Полоз и его змеиное царство фигурирует конечно же не только в произведениях П.П.Бажова. Царь всех змей - популярный герой на Южном Урале. Ведь не случайно здесь недалеко от Миасса расположена Золотая долина - царство Великого Полоза. Вот такой сказ бытует на Южном Урале. Есть у нас прекрасное озеро Тургояк, обрамленное горами. А на одной из них стоял раньше Полозов  дворец. Дворец был разумеется золотой, а Полоз был тридцати аршин длиной и три аршина шириной (аршин = примерно 70 см). А охраняли дворец десять гадюк. Вокруг дворца шумели непролазные леса, бегали звери, летали птицы, ползали разные змеи и очень много вокруг было муравьиных куч. Муравейники были огромными, величиной с избу и стояли под соснами. И сами муравьи тоже были здоровыми не то что сейчас. Но вот однажды с ними случилась беда. Полоз всегда жил в своем дворце безвылазно или правильнее сказать безвыползно. Но вот однажды, то ли старым стал и почуял близкую смерть, то ли просто кровь в нем застоялась, но выполз он наружу, ринулся сломя голову напролом, и при этом начал давить муравейники направо и налево. Потом Полоз вернулся обратно во дворец. При этой прогулке много он передавил муравьев, многие их жилища с землей сровнял. Был один муравьишка смелый да удалой, успел он спрятаться под корнями дерева, но остался после этого бедствия круглым сиротой. Вылез, поглядел кругом, поплакал, а когда взошло солнышко, пошел искать оставшихся в живых и поднимать их на войну против Полоза. Собрал большую рать за пять дней и они черной рекой потекли ко дворцу. Полоз спал, а гадюки его охраняли. Увидели они муравьиную несметную рать, зашипели, разбудили всех змей. Но муравьи накинулись на гадюк, облепили их со всех сторон. Верно ведь есть поговорка в народе: "Бывает, что муравей и льва одолевает!" Так и случилось. Победили муравьи и Полоза и его воинство. А дворец золотой Полозов они по крупинке разобрали и по всей земле растащили и зарыли поглубже. Вот откуда у нас в земле теперь золото!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *