Ратные подвиги нагайбаков

Париж, однакоПариж, Париж... Это не Франция, это Южный Урал. И здесь живут нагайбаки. Известно, что в военной кампании 1812 года активно участвовало Оренбургское казачье войско среди которых было немало уральских казаков.

После войны в 1842 году когда нагайбаки поселились в южном Зауралье, казачьим войсковым правлением было решено присвоить новым населенным пунктам названия, связанные с победами русского оружия. Так появились Париж, Фершампенуаз, Арси и другие названия. Другими словами не сами казаки придумывали названия новым станицам в честь тех мест, где они одерживали свои победы, как принято ошибочно думать, а эти названия им спускали свыше. Хотя конечно вероятность того, что казаки-уральцы там побывали очень велика. Народная память конечно хранит ратные подвиги нагайбаков и что они брали Париж.

До 1980-х годов нагайбаки в статистических данных не учитывались как отдельный народ, их записывали татарами, но самосознание у народа было всегда. "Мы не татары - мы казаки", гордо говорили они всегда. В 1993 году нагайбаки получили статус малого народа.

Нагайбаки

Происхождение нагайбаков связано с татарским этносом, но они как народ складывались в таких условиях, когда на территории южного Приуралья были очень сложные этнические контакты. Проще говоря, степи Южного Урала - это перекрестье всех путей, и здесь за многие столетия-тысячелетия перемещались, мотались туда-сюда и перемешивались многие народы.

Нагайбаки православные, у них русские имена - фамилии и некий диалект татарского языка. Они как и все нерусские народы России двуязычны. Одинаково бойко говорят и на русском и на нагайбакском. Говорят, что нагайбакский полностью сходится с ногайским (была ведь Ногайская орда когда-то)

НагайбакиВ истории, традициях, культуре этого малого народа так много необычного и даже таинственного, что до сих пор вызывает споры у исследователей. Нагайбаки не раз теряли свою родину. В 1552 году по указу Ивана Грозного определенную группу татар в бывшем Казанском ханстве окрестили. По какому принципу эту группу определили? Они должны были чем-то отличаться от других татар. Может быть это была группа выходцев из Ногайской орды? В летописи говорится: "В 1552 году царь Иван Васильевич Грозный взял Казань, тогда ногаи окрестились, перевелись в подушный обряд и переселились на свободный башкирские земли".  А по другой версии нагайбаки - это потомки арских татар. В новообразованную православную  группу попали не только ногаи но и удмурты, марийцы и другие тогда еще языческие народности. В Казанском ханстве было видимо довольно толерантное отношение к разномастным верованиям, там было много язычников, ими особенно не интересовались. Но основу будущего нагайбакского народа составили гвардейцы ногайской царицы Сююмбеке - мурзы и уланы. Считается что процесс был добровольной. Может быть ногаb были в оппозиции Казанскому хану?

Вторая волна христианизации наступила при Петре Первом в начале 18 века. Их называли "новокрещеными" в отличие от "старокрещеных". Сами себя они все называли "кряшенами".  Для того чтобы эту этнически пеструю группу объединить, была построена Нагайбакская станица.  А все ее жители стали соответственно нагайбаками. То есть это был первый этап формирования народа.

НагайбакиКогда в Башкирии начались кровопролитные восстания, то императрица Анна Иоановна в награду за неучастие освободила "крещеных татар" от ясака (налогов) и перевела их в привилегированное казачье сословие.

Историки отмечают фанатичную преданность нагайбаков православной вере. Вера стала их духовным стержнем. Нагайбаки - природные воины - отличились в Итальянском походе Суворова, битвах против Наполеона и польских шляхтичей.  В 1842 году они по указу Николая Первого вынуждены были переехать из Башкирии сюда на Южный Урал. Здесь проходила пограничная линия, строились крепости для охраны южных рубежей России от набегов степных кочевников.

нагайбаки

Ратные подвиги нагайбаков хорошо известны. Они храбро воевали во всех войнах, где участвовали. И память и гордость за своих предков отличает этот народ. У них сохранились свои ритуалы. Например проводы казака на службу. Молодого человека, провожая в далекий край, напутствует близкий родственник. Казак обязательно должен отломить ломоть хлеба и  взять его с собой в дорогу.  другой оставшийся ломоть хранится дома пока казак не вернется.  Выехав из дома, он должен обязательно шашкой ударить по воротам, после чего там остается такая зарубка. В Нагайбакском районе Челябинской области некоторые усадьбы сохранили такие зарубки с еще дореволюционных времен. Подобного у русских казаков нет.

Парижские бабушки

Парижские бабушки классно поют совсем не хуже бурановских.  Женщины традиционно одевались в длинную домотканую льняную вышитую  рубаху и фартук характерного красного цвета в клетку и лапти. Головной убор и нагрудник с многими нашитыми монетами, в целом очень похоже на удмутскую или марийскую одежду.

Мужчины одевались в традиционную одежду казаков - китель, сапоги, штаны с лампасами и фуражка и голубым околышком. Нагайбаки,  склоняя это название "Париж", делают ударение на последнем слоге. "Я из ПарижА", "Был в ПарижЕ", наверное у французов научились, у тех ведь ударение всегда на последний слог.

Начиональная одежда

Интересно, что нагайбакский язык  сходится с ногайским и узбекским, только помягче. Отлично понимают друг друга. А про татарский нагайбаки ничего не говорят, наверное им надоело, что в советские времена их записывали татарами, пришлось ведь долго бороться.

Большая часть нагайбаков стремилась раньше создавать моноэтнические семьи, но с 80-х годов чаще происходят смешанные браки в основном с русскими так как роднит православие. Численность народа постепенно уменьшается. Сейчас их примерно 8 тысяч (2010 год). Но много полукровок, тоже считающих себя нагайбаками.

Нагайбаки

Если их считать, то наберется 25 тысяч. К сожалению языковая культура постепенно уходит и все больше переходят на русский.  Надо язык родной свой изучать и сохранять. Нагайбаки - это отдельная группа, но есть еще 4 группы кряшеных в других районах: Елабужская, Казанско-татарская, Малькеевская, Чистопольская. Все они имеют свои специфические особенности.

Французский язык здесь любят и изучают в школе. Сюда порой заносит журналистов и село Париж стало их стараниями известно во Франции. Возникли какие-то связи. В 2012 году отмечалось 1000-летие Отечественной войны 1812 года, и делегация нагайбаков отправилась в поездку по местам боевой славы.

Праздники у нагайбаков совпадают с традиционными православными, но имеют свою специфику. Например на Пасху приняты конные скачки - состязания. Это татарский элемент. Есть у них дохристианский обряд - моление о дожде. Татарский праздник куйрам-байрам тоже соблюдают. Но обрядов не знают, и все сводится к традиционному поеданию барашка.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.