Дмитрий Мамин-Сибиряк

Дмитрий Мамин-СибирякВ 1881 году Дмитрий Мамин-Сибиряк приехал из Екатеринбурга в Москву с чемоданом, набитым рукописями. Очерки, рассказы, роман - все это было посвящено жизни родного Урала, жизни совершенно неизвестной в столицах.  Мамин хотел  пристроить свои творения в столичные журналы. Сначала он обивал пороги нескольких московских изданий, потом отправился в Санкт-Петербург и проделал все это и там.

Наконец в "Русских Ведомостях" был напечатан его очерк. Это был первый успех. Вскоре и из журнала "Устои" пришла весть о публикации. Правда там ему не заплатили. А он сильно нуждался и даже голодал. Рассказ "В худых душах" автобиографичен. Мамин, взявший псевдоним Сибиряк, описывает людей и их нравы на Урале. Критики назвали этот рассказ одним из лучших в сборнике уральских рассказов с оговоркой правда, что там рисуются нравы не совсем обыкновенные для глухого медвежьего угла, каким представлялся всегда Урал в столицах.

Висимо-Шайтанский завод 1890Действие разворачивается в поселке Висимо-шайтанского завода - одного из старейших на Среднем Урале в Нижне-Тагильском горном округе Демидовых, где служил священником его отец Наркис Мамин и где Дмитрий родился в 1852 году. Отец Наркис был необычайным священником, разбирался в биологии, истории, медицине, был сторонником гомеопатии и лечил поселковых рабочих. А еще получил медаль за наблюдения за грозами. Преподавал вместе со своей женой в воскресной школе. Детям он стремился дать образование. Но старший - Николай - был исключен из Пермской семинарии за "тихие успехи и громкое поведение".

Дом Мамина-Сибиряка в Висиме

Дмитрий бросил семинарию на 4-м курсе, поступил в столичную медицинскую академию, но бросил и ее. Начал подрабатывать репортером, затягивала поденщина, гонорары уходили на пирушки, а чего-то настоящего не получалось.

4

Отец подбадривал сына: "Верь, что и ныне ты в глазах наших все тот же добросовестный, честный труженик как прежде, только обескураженный судьбой. Еще раз прошу тебя. Не унывай, а трудись и трудись! Чем больше труда, тем больше чести и выше заслуга". Увы, совет этот был "не в коня корм". Отложив роман, Дмитрий что-то наспех сочинил о пропащей девушке и отнес рассказ в "Отечественные записки". Через две недели явился за ответом. Его встретил сам редактор Салтыков-Щедрин и, возвращая рукопись, сказал: "Мы таких вещей не принимаем". После того как Мамина завернул Салтыков, тот было собирался штурмовать другие редакции, но тут стали проявляться первые признаки чахотки. "Моя болезнь - только результат беспутной, нехорошей жизни. Если б можно было начать жизнь снова".

1

Отцу сказали о болезни Дмитрия знакомые, и он уговорил сына вернуться домой на Урал в 1877 году. Где у Дмитрия началась новая жизнь. Он в 1880 году переезжает в Екатеринбург, женится, много пишет, много путешествует по  Уралу, изучает историю, географию и народную жизнь родного края, периодически наезжая в Москву и СПб.

А на Урале после отмены крепостного права царили надежды. "Вы скоро увидите какая явится энергия, какая закипит деятельность!" Если крестьяне в России воспринимали отмену крепостного права как беду, то рабочие Урала чаяли  свободы как жизни будущего века. Многие мечтали вернуться на землю, так как были насильно брошены в цеха и шахты. Но произошло то, что Мамин назвал "шедевром канцелярской казуистики". Промышленники умудрились совершенно незаконно включить своих крепостных рабочих в разряд мастеровых, которым пахотной земли не полагалось.  И рабочие вынуждены оставаться на заводах. В конце 70-х из знаменитого на весь мир тагильского металла выплавили статую Свободы, а люди, добывавшие его продолжали жить также плохо, как и до отмены рабства. Отец, как пишет Дмитрий, знал как свои пять пальцев горе и беды своей паствы. Через год после возвращения сына, сердце отца Наркиса не выдержало. Дмитрию предстояло еще очень многое пережить прежде чем понять отца. Но за этот последний год вместе он увидел, что есть иное средство борьбы с несправедливостью помимо революции и иной способ обращения революционеров помимо ссылки и тюрьмы.

Дом-музей Мамина-Сибиряка в Екб

В 1890 году в Екатеринбург приехала новая театральная труппа. Дмитрий Наркисович сделался постоянным зрителем спектаклей и особенно тех, в которых участвовала молодая актриса Мария Абрамова. Нервная, амбициозная, очень чутко реагирующая на критику, от ощущения постоянной травли и угроз, она даже спала с пистолетом под подушкой. Из-за нее Мамин ввязался в закулисные интриги и стал писать о ней восторженные отзывы.  Он не подписывался, но имя автора ни для кого не было секретом.  "Ласточка моего сердца" так ласково называл он актрису.

5

А между тем их отношения складывались очень неровно из-за чувства вины у Мамина перед женой. "Убивает меня двойственность. Прошлое еще не умерло, а будущее темно ... То люблю, то не люблю ... Казнюсь и мучаюсь". В конце концов, оставив семью, Дмитрий Мамин с актрисой уехал в Петербург. Через год у них появилась дочка, а на другой день после родов ее мама умерла. Горе Мамина было велико. "Счастье промелькнуло кометой. Пронеслось весенней грозой ... Не будь дочери, я наверное бы застрелился" - писал он.

Вскоре нашлась такая Александра Аркадьевна Давыдова богатая вдова, сама потерявшая одну из дочерей, и она стала крестной Алены, взяв на себя заботы о ней. Она же организовала журнал "Божий мир", в котором Мамин-Сибиряк стал постоянным автором. Теперь он все больше писал для детей. "Если бы были средства, я бы писал только для них" - говорил он. Наверное нет ни одного человека в России, который бы не знал "Серую шейку". Дочка Аленушка к сожалению была очень болезненной и умерла в 19 лет, на полгода пережив отца. Но все эти годы они вдвоем были очень счастливы. "Аленушкины сказки" проникнуты такой отцовской добротой и любовью.

Дом-музей Мамина-Сибиряка в Екб

В Екб чтут память своего земляка. На ул. Пушкина открыт музей. Названа улица его именем чуть ли не в каждом уральском городе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.