Белый как сахар, пластичный в обработке и после полировки сверкающий, как зеркало. Это чудо Урала - высококачественный мрамор - находится в небольшом южно-уральском селе, о котором мало кто слышал за пределами Челябинской области.
Село Коелгинское Еткульского района Челябинской области основали в середине 18 века. Тогда эта земля принадлежала Оренбургскому казачьему войску. В 1747 году пятьдесят семей казаков из Челябинской крепости переехали в устье реки Коелги (в переводе "река с чистыми берегами" или "родник в каменистом месте"). Здесь была заложена крепость.
То там то тут проступают каменистые глыбы, как будто им тесно в недрах, и они рвутся на поверхность. Полтора века назад на это и обратили внимание первые старатели. Коелга стоит на гигантском мраморном массиве. Камень находится просто на поверхности. Его раньше разбирали ломами и кувалдами по трещинам, а потом уже механизированным способом.
Коелгинским мрамором отделаны главные здания России. А в поселке можно увидеть заборы, амбары из уникального мрамора. Им мостили дворы. Белые глыбы тут повсюду, просто вдоль дороги.
Такое колупание продолжалось до первой серьезной геологоразведки. В 1926 году началась промышленная добыча и коелгинские сокровища прогремели на всю Россию, а затем и мир.
За почти 100-летнюю историю добычи коелгинского мрамора технология менялась четыре раза. От самой примитивной клиновой, когда в природные трещины забивали клинья и отламывали, до канатно-алмазной. Это когда просверливаются скважины, сквозь них продевается трос с алмазным напылением, охватывающий намеченную глыбу. Трос натягивается и приходит в движение.
С помощью такой алмазной пилы выпиливают из карьера четкие прямоугольные глыбы мрамора объемом в десятки а то и сотни тонн. Наверное у "рабов" в древнем Египте тоже были алмазные пилы.
Чем глубже врезается техника в белую твердь, тем изощреннее становятся приемы, бережнее по отношению к мрамору, все крупнее блоки. Самые большие блоки порядка 12 кубов. Это 3 х 2 х 2, по весу порядка 36 тонн.
Высокая плотность мрамора и его исключительные качества ставят Коелгинское месторождение в первую тройку беломраморных залежей в мире.
Длина карьера 500 метров, ширина тоже 500. Из недр этого гигантского амфитеатра извлекают 50 тысяч кубометров мрамора в год. По прогнозам геологической разведки запасов хватит минимум лет на 300.
Образование мрамора в природе - это сложный тысячелетний процесс. Миллионы тонн извести ежегодно несут реки в мировой океан, образуя на его дне громадные отложения известкового ила. Миллионы морских организмов рождаются и гибнут оставаясь на дне морском и пополняя придонные слои обломками раковин. Земная кора, кажущаяся нам неподвижной, находится в непрерывном движении, глубины морей поднимаются на поверхность и на их месте вырастают мощные горные цепи. Известковые слои прогреваются горячим дыханием поднимающейся из недр магмы, кристаллизуются и становятся плотными. Так вкратце выглядит планетарная история образования мрамора. А Уральские горы, бывшие когда то дном древнего океана, оказались идеальным местом для синтеза чистого белого мрамора.
Мрамор шлифуют на итальянском агрегате с помощью воды, которая спасает технику от перегрева и поломок. Среди белых мраморов, сыгравших большую роль в мировой культуре, на первом месте стоят итальянские. Особенно славился белый как сахар корарский мрамор из отрогов Альп, окружающих город Корару километрах в 15 от Средиземного моря. Издавна этот мрамор был предметом экспорта. Из него высечены скульптуры Микеланджело и Родена. Этим же материалом пользовались наши русские ваятели ( Антокольский) до открытия коелгинского мрамора. Итальянский мрамор способен пропускать свет на глубину до 40 мм, поэтому скульптуры как будто оживают. Коелгинский мрамор в этом качестве нисколько не уступает итальянскому даже больше. В современной Италии коелгинский уральский мрамор все чаще продают в другие страны, выдавая за свою знаменитую корару.
Мрамор Коелги "теплый", пластичный и послушный в обработке - так оценивают его мастера. В нем мало трещин, а это одно из важнейших качеств, характеризующих этот природный материал. Уральский мрамор стойко переносит и морозы и жару в отличие от нежного итальянского. Это идеальный материал для облицовки витиеватых карнизов, каминных полок и конечно скульптур. Коелгинский мрамор - идеальный материал как для произведений искусства, так и для самых прозаичных вещей.
Коелгинский мраморный карьер работает с 1924 года. В 30-е годы мрамор отсюда везли для отделки московского метрополитена. Мрамор оказался очень высокого качества. Его экспортируют во многие страны: США, Японию, Германию, Финляндию, Израиль и т.д. Белоснежный карьер один из крупнейших в мире впечатляет, особенно хорошо его посетить в солнечный день.
Храм Архангела Михаила.
Первая деревянная церковь в честь Архангела Михаила, была построена у слияния рек Коелги и Увельки в 1751 году.
Простояла деревянная церковь до 1775 года, когда сюда нагрянули пугачевцы и сожгли ее дотла. После построили церковь снова, опять деревянную, она простояла уже до 30-х годов 20 века. Нагрянули большевики и опять сожгли церковь дотла. Десятки лет село жило без Божьего дома пока в 1996 году не заложили трехпрестольный красавец Храм Архангела Михаила - покровителя русского воинства.
Величественный Храм - это первое, что видит путешественник въезжая в село. Он высокий, светлый и просторный, мало похож на деревенские церкви. Выглядит очень помпезно для уральской глубинки. Храм вмещает 300 человек. Храм построили не на прежнем месте у слияния рек, а на пустыре на естественной каменной площадке. Внутри все восхищает. Все отделано белым коелгинским мрамором в том числе и иконостас. Выглядит очень необычно и нарядно. Прекрасная акустика. Даже иконы написаны на мраморных досках иконописцем Константином Сильвестровым из г. Набережные Челны.
Иконы канонические по образцам 17 века. Больше нигде в Челябинской области такого нет. Иконостас установлен в 1998 году, смотрится как новый. Батюшка считает, что две-три сотни лет простоит без всякой замены. Деревянный иконостас лет через 80 приходится заменять.
Кстати, коелгинский мрамор использовался и при облицовке и отделке Храма Христа Спасителя в Москве и Храма-на-крови в Екатеринбурге, "Белого дома" - дома правительства России, Дворца съездов в Москве, Государственной картинной галереи на Крымском валу и многих станций метро.
Коелгинский мрамор украшает Президентский дворец в Астане, мечеть в Казани и а-ля тюльпан в Уфе. Здание областного правительства в Челябинске еще не забыть сюда.
Прототипом коелгинского храма является колокольня Ивана Великого в Москве. Те же линии куполов, та же колокольня похожая на горящую свечу. Пол в Храме Архангела Михаила, не уступающий итальянскому, тоже мраморный с интересным геометрическим рисунком так что возникает оптический обман - пол кажется объемным. На самом деле он конечно гладкий. Есть в Храме редкая икона святого Оуара - одного из первых христиан и икона знаменитой Табынской Богоматери. С Табынской иконой до революции часто совершали крестные ходы. Побывала она и здесь трижды.
Высота Храма Архангела Михаила 41 метр. Так что позолоченные купола видны издалека. Отлиты они в Нижнем Тагиле, вызолочены по той же технологии, что и в Храме Христа Спасителя. Это делали насколько я знаю уральские мастера из города Трехгорного (Челябинская область). У меня сразу возникло ощущение - вот бы Храм был белым и снаружи! Мы приехали в субботу утром, Храм был закрыт, но матушка любезно открыла нам. Когда нет службы там можно сфотографировать.
Икона святого Оуара
С ее слов мы узнали, что предполагалось облицевать Храм белым мрамором и снаружи. Но это очевидно очень дорого. "Слава Богу и за это!"
"Белый мрамор - это душа мироздания, чистейшая сущность, сотворенная Богом, только Господня рука способна создать эту благородную красоту". Это слова великого Микеланджело прозвучали еще в 15 веке, но мир до сих пор поклоняется красоте белого мрамора. а уральская земля щедро дарит и еще сотни лет будет дарить его миру.
Оставить комментарий