Алтайский скиф

Более двух тысяч лет назад степи от северного Причерноморья до Алтая содрогались под копытами коней жестоких всадников - скифов.  После себя они оставили множество могильных курганов.

Скифский царь (бляшка)

Хоронить умерших в курганах было обычаем многих кочевых народов. Скифские от прочих отличались тем, что порой были просто набиты золотом. Легендарные варвары или золотых дел мастера? Кем были эти грозные воины?

Когда-то еще до нашей эры скифское государство простиралось от Дуная до Хуанхэ, граничило с Грецией, Персией, Китаем, соединяя Запад и Восток.

КартаУ подножия Алтайских гор со стороны Казахстана на высоте 1200 метров над уровнем моря разбили свой лагерь археологи.  Они исследовали курган, расположенный в самой холодной точке Пазырыкской долины. Это захоронение известно ученым уже целый век, но до сих пор никогда не исследовалось. Диаметр кургана 25 метров. Насыпь защищала могилу глубиной в 6 метров.

Здесь уже побывали мародеры искатели сокровищ. Археологи предполагают, что им скорее всего не нужно было тело, которое в мерзлой земле должно было хорошо сохраниться. Но то, что сохранялось в течении многих веков может быть сейчас легко уничтожено теплом и влагой. По останкам можно установить жизнь скифских племен и в частности восточных саков, характер их одежды, что они ели, как они лечились, какие у них были обряды.

СкифыКак оказалось погребальная камера разграблена, саркофаг с одной стороны взломан. Из-за этого в него протекла вода. В захоронении были найдены останки большого количества коней.

Считается, что скифы не имели письменности, но в Иссыкском кургане (недалеко от Алма-Аты) была найдена серебряная чаша с некоей надписью из 26 букв. Скифы, саки и другие родственные им племена были кочевниками. Они занимались скотоводством. Цель алтайской международной (франко-казахстанской) экспедиции была пролить свет на скифскую культуру. Ученые надеялись найти кусочки костей. Были найдены предметы сакской культуры. На некоторых даже сохранились остатки золотого покрытия. Кое-куда грабители не добрались.  [ Саки, жившие на Алтае, это видимо составная часть скифов, поэтому данного алтайского товарища археологи называют когда алтайский скиф, когда сак. ]

Скифы Удила - редчайшая находка. Позолоченные подвески лошади.  Поразительное мастерство и талант древнего народа заставляет усомниться в версии, что саки были жестокими варварами. Эти украшения важны для понимания того общества. Скифы-саки были очень искусными наездниками. У них даже лошади были увешаны золотом. Богато украшенная сбруя, подвески, резьба создавали лошади свой образ.   В захоронении нашли 13 лошадей, все в богатой сбруе.

СкифыНаконец докопались до костей сака. Скелет очень хрупкий. Все украшения похищены, но все равно находка для археологов бесценна. Увидели остатки косы. Кем был этот человек прежде чем обрел покой в долине реки Бухтармы? Могильник насчитывает более 15 захоронений. Этот алтайский скиф был погребен с пышностью в самом большом кургане, что свидетельствует о его высоком положении в обществе.

Культура верховой езды у скифов была очень высокой. Выяснилось, что у них были седла. Между тем многие древние народы вообще не имели седел, а древние римляне и греки использовали попону. Может быть именно скифам принадлежит изобретение удобного седла.  Персы, китайцы, греки охотно брали скифов - прекрасных воинов - в свои армии.

СкифыНаскальные рисунки часто изображают лошадь. На некоторых из них лошади довольно необычны с рогами как у горного козла. Голову одного из коней, найденных в гробнице тоже украшал позолоченный рог. Можно ли сказать, что скифы обожествляли природу, а не поклонялись богам как древние греки? Возможно они считали что переход в мир иной происходит посредством какого-то дикого животного. И они превращали коня в это дикое животное посредством ритуала. Археологи вырезали блоки мерзлой земли с останками лошадей, упаковали их и загрузили в рефрижератор. Позднее их исследовали в лаборатории.

Скифы Выяснилось по эмали зубов, что животные, которых брали для заклания,  были уже довольно старыми (примерно 16 лет) и уже не могли приносить пользу. Их убивали ударом в лоб.  Найдено множество фрагментов упряжи украшенных листовым золотом.  Очищенные от почвы изображения животных проливают свет на верования древних саков. У одного из захороненных жеребцов обнаруживается симметрия. Так что можно представить как выглядело когда-то животное. Это красавец-конь с рогами горного козла во всем великолепии своего убранства. Тут и гирлянда подвесок и искусно выполненные удила, и все  украшение соответствует определенному образу.

Лошадь Скифа

Реальные и выдуманные животные сопровождали умершего в потусторонний мир.

Неожиданно выяснилось, что в захоронении есть кто-то второй. Изучив расположение тел и слои земли, археологи сделали вывод, что второе захоронение произошло позднее первого. И это была женщина. Имеет ли она отношение к соседу по кургану? Какие тайны откроются после исследования останков? Мертвые должны рассказать живым о себе.

У алтайского скифа у основания гортани был сделан четкий глубокий разрез для последующего бальзамирования. Это  не след прижизненного удара. На всех костях следы того, что с них удаляли плоть. Через надрезы в брюшной полости и грудной клетке тонким ножом были удалены все органы и большая часть мышечной ткани. У многих алтайских мумий были также удалены внутренности и плоть. Так тело долго сохранялось. У Геродота есть описание того, как тело одного скифского вождя долго перевозили с одного места на другое.

Скиф с трепанациейАлтайский скиф преподнес ученым маленький сюрприз. При реконструкции черепа выяснилось, что смерть наступила от удара тупым предметом. Удар был такой огромной силы, что череп деформировался. Но в тоже время на черепе есть аккуратные тонкие разрезы, будто кто-то хотел вскрыть череп то есть сделать трепанацию. Это поразительно! Рядом со страшной раной тонкие следы разрезов.

Скиф. ТетиваИскусство скифов рисует мир страшным и жестоким, в нем человеку каждую секунду грозит смертельная опасность.  Воинствующие племена, внутренние войны, человеческие жертвоприношения... Скифы предпочитали рассказывать о своей повседневной жизни на листовом золоте. Возможно чтобы придать ей больше значительности, ценности.   Геродот повествует о том, как скифы обезглавливали убитого врага и в качестве трофея снимали с его головы скальп. А при братании пили вино, смешанное с кровью обоих участников.

КартаВерования скифов. Материалы собранные на Алтае   - источник новых знаний. Много общего между артефактами Алтая и артефактами найденными очень далеко. Например подвеска дракона со змеиным хвостом и изогнутым рогом. Эти мотивы характерны для Среднего Востока. Их могли принести персы. Есть и изображения кошачьих со спиралью внутри уха. Это уже в китайском стиле. Напоминает изображение воинствующих империй Центрального Китая, которые контактировали со скифами Алтая.  По степям от Монголии до Дуная, от Черного моря до Сибири в течении многих веков происходило непрерывное перемещение многих народов, волны степных мигрантов переваливались через Южный Урал - перекресток всех путей -  с запада на восток, с востока на запал.

Много скифских артефактов: произведений искусства, мумий, останков коней жителей степи хранится в Эрмитаже в СПб. У находок из Пазырыкской долины Алтая теже особенности. Это та же цивилизация с теми же ритуалами и верованиями. Среди находок из Пазырыкской  долины есть изумительный гобелен, на котором изображена церемония подношения даров. Коврик под седло и сегодня сияет своими яркими красками. В запаснике музея хранятся и другие бесценные артефакты из той же долины Алтая но из более древних курганов. Эрмитаж 200 лет собирает изделия скифских курганов. Собрана обширная коллекция, показывающая общность культур разных степных народов.   Одинаковое изображение оружия,  одежды, жизни, полной сражений.

Коврик под седлоОдни и те же мифические животные: рогатые львы гриффоны. Одинаковые способы чеканки, резьбы,   отделки, инкрустации драгоценных металлов. На пряжке, найденной в Сибири, на ножнах с побережья Черного моря и на резной деревянной табличке из гробницы Алтайского скифа  изображены одинаковые хищные звери. Три вариации в одном стиле и в одной тематике. Искусство кочевников было едино и объединяло Европу и Азию в одно художественное целое.

Анализ показал, что Алтайский скиф умер в 294 году до нашей эры. Ему было 30-40 лет.  Провели также анализ его ДНК и женщины из этого же кургана. Установили родственную связь  50%. Такое соответствие существует между родителем и ребенком. А женщине было 60-70 лет. Учитывая временной промежуток между двумя захоронениями, определили его в 20-25 лет. Можно сказать, что вероятнее всего сначала похоронили сына, а позднее его мать.

Cкиф

Погребальный обряд совершался вокруг могилы. Во время церемонии, которая длилась несколько недель, убивали коней. 13 коней в богатой упряжи  положили в захоронение в два слоя головами на восток. В последнее путешествие Алтайский скиф взял с собой оружие, драгоценности и приношения, которые впоследствии были разграблены. Память  о нем возможно будут отмечать человеческими жертвами многие годы.  Череда открытий, воскрешающих тени прошлого и рождающих новые вопросы в великой сге человечества.

2 comments

  1. алексей пишет:

    не оставляют комментарии потому что бояться а вообще все так но об фатте и леи ни слова надеюсь скоро грядут новые времена только бы российское оружие было для защиты народа а не наоборот

  2. Лев пишет:

    по поводу захоронения скифа , на мой взгляд логичнее предположить что мужчина был муж или брат

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.