27 сентября 2003 года Горный Алтай содрогнулся от сильнейшего землетрясения. В эпицентре интенсивность достигала 8-9 баллов. Десятки населенных пунктов оказались лишены света и воды.
Фото Плоскогорье Укок, Южный Алтай.
Сотни человек лишились жилья. Волна докатилась от Горного Алтая и до Новосибирска. Алтайцы уверены, что это не случайность. Это требование земли вернуть назад мумию "Алтайской принцессы".
Эта древняя женская мумия была найдена в 1993 году на плато Укок, поэтому так и называется. Укокской принцессе более двух с половиной тысяч лет. Хранится сейчас в Новосибирске в прозрачном саркофаге в институте археологии и этнографии. На раскопках древнего кургана новосибирские археологи нашли захоронение, которое мгновенно стало научной сенсацией. На мумии была блуза из индийского шелка, шерстяная юбка и войлочные сапоги-чулки. Роскошная одежда, богатые украшения и останки нескольких лошадей рядом указывают на знатное происхождение этой дамы. Она получила в прессе титул "Укокская принцесса".
Но подобные находки совершались на Алтае и раньше. Почему же поклонение именно этой женщине алтайцы возвели в культ?
В международном томографическом центре ученые решили провести рентгеновское исследование мумии. Магнитно-резонансный томограф помог получить сведения, что кости одной ноги изменены, но это не может быть причиной смерти. Все остальные кости целы и установить причину смерти ученые не могут. А вот алтайцам не нужен никакой томограф, они знают, что случилось тут две с половиной тысячи лет назад. Народный фольклор вопреки времени сохранил подвиг героической женщины. У них есть героическое сказание о деве-богатырше Оче-бала. Эта дева когда-то спасла Алтай от захватчиков. При этом она сама вступила в бой с их предводителем и убила его. Потом по легенде она поднялась на небо в виде месяца и ее последние слова были, что с неба она будет охранять Алтай и свой народ.
Укокская принцесса тщательно изучена на международном уровне. Антропологический тип ее хорошо известен. Это североевропеец, нордическая раса. На севере Китая, кстати, были тоже найдены мумии, датированные вторым тысячелетием до н.э. с длинными, заплетенными в косы волосами рыжего или светлого цвета (Лоуланьская красавица). Тоже были арии потомки гипербореев.
Когда нашли мумию, то алтайцы моментально связали ее и эту легенду. Они считают во-первых, что тело лежало именно так, как было описано в сказании. Там подробно говорится как ее бальзамировали, укладывали. Во-вторых над могилой Очи-балы было расположено другое захоронение. Это тело воина, вероятно обязанного охранять покой "принцессы". Что он и делал пока его могилу не разграбили. Но захоронение принцессы еще долго оставалось нетронутым.
Так как не было выявлено причин смерти, то возникла версия, что эта женщина была принесена в жертву, чтобы спасать Алтай от каких-то катастроф. Вот и спасала, пока там лежала, а как только ее вывезли, на Алтай посыпались разные природные катаклизмы. Можно конечно списать все на совпадения, но история учит, что случайностей не бывает.
Рисунок тату принцессы
В Египте в 1993 году вскрыли гробницу одного фараона и его жены. Там была надпись, что великая богиня такая-то дважды покарает того, кто осквернит это место. После раскопок один археолог внезапно умер от сердечного приступа, у другого землетрясение разрушило дом, а поезд, в котором перевозили добытые реликвии, сошел с рельсов. Тоже случайность?
21 июня 1941 года археологи потревожили прах Тамерлана. На следующий день началась война. Тоже совпадение или нет?
Алтайцы уверены, что если принцессу не вернуть домой, то Алтай погибнет. На теле мумии сохранились татуировки. Может быть это своеобразные послания или карта? Смысл их так и не разгадан. Там изображена женщина на коне, баран, олень (рис. выше). Борьба животных на пути к верхнему миру. Недалеко от места находки Укокской принцессы есть петроглифы - древние наскальные рисунки. Они как-то перекликаются с тату принцессы. Есть рисунки, где изображено что-то тоже типа перехода в верхний мир. Так предполагают исследователи.
Писатель Сергей Алексеев из интервью 2019 год: "Плато Укок копают археологи новосибирские давно. Года наверное с 85-86-го первые экспедиции. И скифских курганов там было вскрыто очень много. Но единственное, что не находили никогда мумию в такой сохранности. За это мозги современников зацепились. Наше сознание толкнулось, что тронули плоть и начались землетрясения. А может быть мы тронули не только плоть, но и дух? Может быть дух связан с этим? В 93-м году я увидел эти татуировки, их опубликовали, и я понял, что напишу об этом роман. В Новосибирске опубликовали эти татуировки и у меня возникло больше чувств, чем когда я глянул на мумию. Татуировка несет в себе тайну как знак. Через эту татуировку можно наверное входить в определенное состояние. С 93 года прошло 23 года и я только созрел на написание романа ("Всадника плато Укок" или "Игра светотени" - условное название) в двух книгах.... "
Фото еще одна реконструкция Укокской принцессы.
После находки мумии "принцессы"в 90-е годы страсти забурлили. Алтайские шаманы объявили мумию праматерью алтайцев. Кстати в Эрмитаже тоже хранятся алтайские мумии. И нет никаких генетических данных о их родстве с современными алтайцами. Это был совсем другой народ. Раскопки воспринимались местными жителями в штыки и были запрещены местными законодателями. Но вот в 2010 году генпрокуратура объявила решение о незаконности этих препятствий, так как все археологические памятники являются федеральной собственностью. Ученые назвали это решение победой в битве за Укок. Но несмотря на это ехать на Алтай новосибирские археологи не торопятся. А надо бы, потому что лед в курганах, благодаря которому все это сохранилось, постепенно тает. Время может быть упущено.
Алтай издавна привлекал к себе искателей загадочной страны Шамбалы. По преданию там люди бессмертны, общаются с богами, получают знания и т.д. Считается, что входов в Шамбалу несколько и где-то на Алтае располагается северный. Рерих кстати посещал Алтай во время своего путешествия по Азии.
Поселок Кош-Агач недалеко от раскопок. Там в 1980 году была найдена магическая статуэтка Белой Тары. Ее нашел высоко в горах мальчик и принес местной учительнице. Женщина, не доверяя суевериям, решила отвести статуэтку специалистам. Они определили, что это 16-й век. Эта статуэтка сделана вручную, то есть не литье. По преданиям Белая Тара - семиглазая буддисткая богиня-спасительница душ. Она лечит всех, является во снах, живет в Шамбале. Теперь местные жители в поселке рассказывают, что порой по ночам слышат голос какой-то звонкий смех и пение неведомо откуда. Слухи о магической алтайской Таре разлетелись по всему миру. Статуэтка по-преджнему находится в доме учительницы. В Кош-Агач стали стекаться паломники. Приезжал с Тибета даже помощник Далай-ламы. Приехал и давай читать мантры какие-то. Считают теперь, что Белая Тара живая. Приезжали из Екатеринбурга, из Бурятии. Приезжают из Германии, из Польши, из Швейцарии.
Недалеко от плоскогорья Укок есть еще одна достопримечательность. По всей долине стоят каменные изваяния. Хотя они встречаются и по всей территории Горного Алтая. Алтайцы их используют для ритуалов поклонения богам. По одной версии это древние обсерватории, которые помогали людям ориентироваться во времени и пространстве на протяжении многих веков. Местные не любят, когда сюда приезжают туристы и начинают все снимать. Есть тут такой священный круг камней, один из которых кто-то притащил с горы Снежного барса. Причем самого барса здесь никто никогда не видел, а название горы вот такое есть. Вот им хочется верить, что Алтай - северный вход в Шамбалу. По камням и расположению солнца что-то вычисляют.
Андрей Грачев Долина реки Чулышман
В горном Алтае есть единственный женский монастырь. В центре его храм Иоанна Богослова. В монастыре считают, что Шамбала была хорошо известна жителям Древней Руси. Только ее называли в наших преданиях иначе - Беловодье. В русских сказках сохранились представления об этих чудесных землях. Там текут молочные реки и кисельные берега - это русское Беловодье. Оно перекликается с алтайским преданием о земле, где есть молочное озеро. Через него возвращаются, точнее как бы выныривают шаманы из подземного мира (Агарты). Есть и другие сходные черты Беловодья и Шамбалы. Это место жительства Богов, место безграничной свободы и обретения бессмертия. Это скорее некое пространство четвертого измерения недоступного в обычной реальности. Обе страны окружены неприступным горным массивом, врата в них часто описываются в виде чудесного града, стоящего посреди озера.
Телецкое озеро невероятно красиво, как и все на Алтае. Здесь постоянно что-то происходит. Например свечение такое необычное, что его видно даже в Горно-Алтайске. Местные жители очень хотят верить, что именно здесь должен быть вход в легендарную страну и он открывается именно в момент свечения раз в сто лет.
Древний Алтай пропитан сотнями легенд и сказаний. Есть среди них и легенда о Шамбале. Но до сих пор никто не мог найти вход в нее. Жители Алтая считают свой край священным и родиной человечества (не только они правда).
На теле Алтайской принцессы много рисунков, один из которых на плече в виде лошади. Некоторым гражданам с очень хорошим воображением он напоминает форму Телецкого озера. И они ищут ключ к разгадке, пытаются найти знаки расположения Шамбалы.
Около озера есть целебные источники. Причем вода странным образом то появляется в колодце, то исчезает без видимых причин. Никто не может рационально объяснить причину этого явления. Хотя серьезных исследователей тут и не было никогда. А местные жители села Когач считают, что целебная вода - это послание Богов. По легендам на Телецком озере был город, но он сгинул по необъяснимым причинам (прямо как Китеж). Это был град невероятной красоты и там был северный вход в Беловодье. Он стоял посреди озера с белой водой.
Сюда приезжала команда знаменитого француза Кусто с батискафом. Они решили проплыть все озеро на глубине 50 метров, а вернуться на глубине 100 метров. Их засосало подводной воронкой и они попали в двойное дно. Когда они очнулись, лица были в крови, потому что при резком погружении полопались кровеносные сосуды. Решили подняться и наткнулись на каменный свод.
Озеро находится в расщелине, что хорошо видно на снимке из космоса. Вода очень холодная даже в жару. Когда я была на озере на турбазе Артыбаш, то нам рассказывали, что купаться нельзя, но некоторые спьяну лезли и тонули. Вот однажды утонул какой-то "шишка". Приехали водолазы и вытащили заодним и других утопленников. Они были в хорошей сохранности. Дальше мы переместились с Артыбаша на пароходике на другую базу в устье реки Чулышман, оттуда был турпоход. Рассказывают, что водолазы (уже другие) погружались на 50 метров и нашли даже утопленников в кольчугах, то есть утонувших очень давно 300 лет назад. И они были как свеженькие.
Местные жители стараются на озеро без особой необходимости не выплывать. Бывает, что лодки пропадают вместе с людьми. Куда, не известно. Прямо как на Байкале. Один товарищ на лодке переместился на 40 километров за несколько минут. Выплывал из Чулюша в сторону Артыбаша, ну и переместился совсем в другое место. Или его переместили.
Никто точно не знает глубину Телецкого. В одном месте намеряли 325 метров. Но кое-где есть глубина до тысячи метров. Измеряли эхолотом и в каких-то местах на приборе возникали пустоты. Что там? Неизвестно. В северной части озера чаще всего бывают необъяснимые явления. На дне озера очень резкие перепады глубины, что показывает эхолот. Может быть это развалины города? Есть на дне кольцеобразные объекы, возможно это рукотворные строения. Может произошел какой-то катаклизм и город погиб?
В южной части в Телецкое озеро впадает река Чулышман. Много лет назад мы плыли на теплоходике с турбазы Артыбаш в устье Чулышмана. Оттуда начинался 10-дневный поход вверх по Чулышману, затем вверх по Башкаусу. и был один перевал Билер. Это был плановый, то есть "матрасный" не спортивный походик в режиме день идем, день дневка. В долине Чулышмана есть ущелье Ак-Курум с такими вот каменными грибами похожими на гигантских опят. Памятник природы.
Легенда говорит, что в Шамбалу абы кто не попадет, она надежно оберегает свои границы.
Алтайская принцесса побывала в Москве в музее народов Востока, сейчас она в Новосибирске. Привезли хотя бы в Горно-Алтайск. Алтайцы напуганы постоянными землетрясениями уже 20 лет, они считают, что нельзя нарушать покой предков.
А Беловодье или Шамбалу искать надо в своем сердце прежде всего.
Живя в Китае более 30 лет папа знал,дружил и переписывался с Н.Рерихом.Мы вернулись в
СССР в 1954г в то время н.Рерих был еще под запретом и много книг его пришлось оставить в Шанхае как и его картину,которую он подарил папе прямо в квартире Письма то же нельзя было везти и папа перечитывая их со слезами на глазах рвал их.Когда
остались два письма он больше не в состоянии был рвать их и передав их мне сказал
ПОРВИ!!!Но видя его состояние,когда он вышел из комнаты я спрятал их под рубашку и
провез их через две границы и только в Чкалове (Оренбурге) я отдал их папе.Боже как
мне попало,я не понимал еще какие могли быть последствия(мне было 13 лет)Папа написал про ШАМБАЛУ”Легенда о таинственном храме жизни”Оказывается в России есть
своя ШАМБАЛА.Папа КОРЕННОЙ Уралец и много писал о старом Урале который запомнил с
детства,о быте и нравах простого народа,Вот почему мне так близки Ваши фотографии
об Урале.Я уже писал Вам в конце сентября ему 115лет и в Верхнем Уфалее широко будут отмечать его юбилей.Еще раз приглашаю Вас,Вы много интересного узнаете о нем.Заранее наберите “Павел Александрович Северный – писатель”С уважением А.П. V.
Арсений Павлович, жаль, что так мало информации о вашем отце, если увидите вдруг мой комментарий, я вас очень прошу, пока информация не канула в лету, сделайте, пожалуйста, персональную страничку в Википедии.
С уважением, Илья