Верхотурье – духовная столица Урала

Со всего мира едут люди на Урал чтобы увидеть именно этот город. Чтобы обрести гармонию духа, исцелиться от чего-нибудь, чтобы окунуться в историю. Верхотурье - духовная столица Урала находится в 300 км. от Екатеринбурга.

Видеоролик на две песни иеромонаха Романа в исп. автора и Ж.Бичевской

Населяют город всего 10 тысяч человек. Имена трех царей связаны с Верхотурьем. Основан город указом Федора Иоановича от 1597 года.

На главной площади города в 1998 году установлен обелиск в честь 400- летия города.

Царь Федор Иоаннович

На фото Федор Иоаннович с облупленным носом.

В своем Указе от 12 октября 1598 года повелевает российский государь построить на реке Туре на месте древнего городища манси русский город-крепость. "... По тому месту велети хоромы поставить в ряд, что город же, да и избы поделать и дворы поставить постенно... и вы б сделали нового города три стены, а четвертую сторону, от реки от Туры велети поставить хоромы в стену, воеводские..., а городовые стены не ставити, велели бы есте от реки поставить наугольные банки..." - было сказано в грамоте, направленной в Пермь Василию Головину.

Сейчас эту стену со стороны Туры строят заново. Высокий обрыв над Турой   - вот естественное укрепление. Крепостная стена с другой стороны, десяток рубленных домов. Так начиналось строительство города на границе Московии и Сибири - двух миров - на единственном тогда пути, идущем из центра России в Сибирь. И купцам, едущим в Сибирь, запрещалось обходить Верхотурье стороной.

Здесь за Камнем до царя было далеко и правили свои сибирские порядки. В феврале 1598 года скончался царь Федор Иоаннович - последний прямой потомок Рюрика. На русский престол взошел боярин Борис Годунов. В те же дни на высоком камне возводился город Верхотурье невиданными темпами. После похода Ермака началось освоение новых земель. Русь пускала в Сибирь корни, разбегавшиеся вдоль таежных рек. Но путь Ермака был долог и неудобен. Нужна была дорога, которая бы связала Соли Камские и Тобол.

Крепостная стена

Артемий и Фома - родные братья. Но они поссорились из-за жены Артемия.  Такой возник у них любовный треугольник. Оттого-то и получили кличку  Бабины. Из-за бабы поссорились. Артемий вызвался показать Чердынскому воеводе путь через Уральские горы. Воеводе не понравилась кликуха Бабин и он предложил добавить -ов, получилось Бабинов. Был создан отряд из 40 человек, и за 2 года они построили дорогу в 280 верст, в 7 раз короче прежней. И стала она называться Бабиновская государева дорога. Камск-Тавда-Верхотурье. Через определенное расстояние ставили ямы - ямские деревни. Так ямщик Верхотурской ямской слободы Первушка Махнев и брат его Сивка  основали поселение Ямщины (таких на Руси немало). Занятие было ямская гоньба. Есть дорога, есть и дальнобойщики.  В одной Тагильской волости было в 1710 году по переписи 387 ямских дворов.

Проторили путь в Сибирь вольные люди, а те, что отправились вслед за ними зачастую не по своей воле. До Бориса Годунова ссылали на Соловки, а теперь вся Сибирь раскрылась перед российским государством в качестве необъятной каторги.  Перспектива удаления своих реальных врагов или потенциальных противников подальше за Камень очень понравилась Борису Годунову. И первыми стали князья Романовы. В первый год нового 17 века отправились в ссылку родственники будущего царя Михаила сразу трое братьев его отца: Михаил, Василий, Иван Никитичи. После смерти Бориса удалось найти  и вернуть в Москву живым, хоть и сильно искалеченным только Ивана. А Михаил и Василий сгинули в ямах в Пелыме и в Ныробе.... Потом, много позднее будет и Ганина яма и шахта под Алапаевском.

Свято-Троицкий Собор

Фото Свято-Троицкий Собор на территории Верхотурского кремля

Но много народа ехало, точнее шло пешком за Урал и добровольно в надежде на другую более вольную жизнь. Вербовщики ездили по деревням и выкликали желающих отправиться в неизведанное. И вот этих добровольщев так и называли "выкликанцы". Так и в Верхотурье приехали выкликанцы из Нижнего Новгорода. В 17 веке Верхотурье было самой богатой внутренней таможней в России. Ехал воевода в Сибирь на 3 года и на Верхотурской таможне составлялась опись что везет туда. Едет обратно опять опись - везет например в 100 раз больше добра всякого. Десятина отчислялась, или как тогда говорили "отписать в казну". Но главными обогатителями Верхотурья были конечно купцы, ехавшие промышлять за Урал. Сущим наказанием для Верхотурья стал царский родственник воевода Максим Федорович Стрешнев.

Не было, казалось, греха, который бы не обременил его совесть. И тогда с приказом урезонить зарвавшегося родственника был послан из столицы боярин Иван Салтыков тоже впрочем царский родственник. Возникает некоторый конфликт между ними. Салтыков поехал дальше в Тобольск, а Стрешнев приказал тайно поджечь город и оболгал, обвинив в этом несчастье,  своего противника.  Прием далеко не нов. С Нероном тоже самое было в Древнем Риме.  Оболгали мужика навечно. Но в Верхотурье дело обернулось иначе. Посадские люди на поводу у злодея Стрешнева не пошли. И лживую челобитную царю подписать отказались. Стрешнева сняли, а на его место поставили воеводу Дворянинова - шурина Стрешнева. Ничего себе семейственность!  Поначалу новый воевода блюл государевы интересы. Но его сгубили доносы. Умер в Верхотурье, отстраненный от дел. Дух наживы витал над Верхотурьем и немало богатств прилипало к жадным рукам тех, кто должен был отправлять их в государеву казну.

Верхотурье еще называли местом ссылки царских невест. Буквально на край света черех 20 лет после основания этого города в 1619 году отправилась Мария Хлопова - невеста Михаила Романова. Горячо любимая женихом, но ненавидимая свекровью. Царскую невесту путем подкупленной царской медкомиссии обвинили в неспособности родить наследника.

Фото. Верхотурье. Крестовоздвиженский строится.

Верхотурье старое фото

Огромные доходы в казну приносила водка. В Верхотурье ее производили на всю Сибирь. И текла она на восток рекой чуть поуже чем Тура.  В 1623 году Воевода Никита Петрович Борятинский бил челом государю Михаилу Федоровичу. "Закройте, батюшка царь, кабаки в порубежном городе. Спиваются стрельцы, казаки, ямские люди и  пашенные крестьяне до полного обнищания". Ответ был суров: "От кабацкого пития служилых людей, ямских охотников и пашенных крестьян вынимати не  смейте! И порадете чтобы кабацкий сбор был больше прежних годов. Чтобы нашей казне была прибыль". Так вот спаивание нации началось задолго до Петра Первого. Верхотурье пухло от денег и водки. Такая окраинная жизнь часто бывает драматичнее и дальше от святости. И вот неожиданно появляется потребность в этой самой святости.

В 1692 году в селе Меркушино что в 50 верстах от Верхотурья прямо в церковной ограде разверзлась земля и поднялся гроб. Его закопали, но через какое-то время гроб опять вылез наружу. Могила была безимянная и для этих мест старая. Со дня захоронения минуло 50 лет.

Верхотурский кремль и Спасо-Николаевский монастырь находятся рядом, буквально рукой подать, метрах в ста друг от друга.

Верхотурский кремль самый самый! Так с гордостью называют его уральцы. Самый маленький в России - всего 100 на 200 метров. Еще его называют последним русским замком. После Верхотурского кремля на территории России таких построек не возводили.

гравюра

Каменный кремль после трех деревянных был построен по указу Петра I в 1703 году. После этого строительство каменных зданий на территории России было официально запрещено, т.к. каменщиков было мало. Они требовались в строящемся Санкт-Петербурге.В каменных палатах воеводы на территории кремля исторический музей. И только храм святой живоначальной Троицы (верхнее фото) бережет Историческую достоверность. Каменный двухпрестольный собор заложен в 1703 году по указу Петра I. Таких храмов во всей России остались единицы.  В храме летний и зимний пределы по старой традиции. В одном холодно даже в жару, в другом тепло даже в самые лютые морозы.  Все уникальные памятники находятся в минутах ходьбы друг от друга, все их можно обойти за час.

Крестовоздвиженский собор

Фото Крестовоздвиженский собор

Спасо-Николаевский мужской монастырь был основан в 1604 году иноком Ионой. Через 300 лет бывший послушник Свято-Николаевского монастыря Григорий явится в Санкт-Петербург к царю и вольно или невольно изменит весь ход русской истории. Это самый старый и самый большой монастырь на Урале. Здесь хранятся мощи святого праведного Симеона. Семья последнего российского императора Николая II тесно связана с далеким уральским монастырем.

Иконостас  раньше

Фото. Внутренний вид предалтарного иконостаса главного храма Николаевской церкви. Начало ХХ века.

Николаевская церковь, где раньше находились мощи святого Симеона была уничтожена большевиками. Сейчас на ее месте часовня. Монахи тогда (1925 год) устроили себе скит Актай (Октай) недалеко от Верхотурья. Но и это убежище было в 1928 году разгромлено.

На фото Святой источник на ските Октай рядом с Храмом иконы Божией Матери "Живоносный Источник". 

Октай. Купальня

А самый главный храм монастыря - Крестовоздвиженский - есть не что иное как символический подарок к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Строили его 10 лет. Стены его так и остались не расписанными. Не успели до революции. Этот храм третий в России по вместимости после Христа Спасителя в Москве и Исакиевского в СПб.

Царская семья почитала праведного Симеона, икону им подарил Распутин. Он же и хлопотал в Спб о воздвижении нового собора. Получается, что человек из народа сблизил их со святым, которому сибирский народ поклоняется. Была видимо реакция благодарности к Симеону, который с помощью Распутина или без Распутина помогает больному Алексею, облегчает его страдания. Благодарность русскому народу, который скрывается в Сибири, который сохранил свою духовность, который имеет своих подлинных святых. "...Спасут праведники. И храм нужно строить там в Верхотурье большой, не меньше чем Исакий. И мощи Симеона Святого в этот храм перенести. Народ к Симеону со всей России пойдет, и мы с Алешенькой приедем и  он бедняжечка там исцелится. "   Но приехать что-то помешало. "Дорогая нашему сердцу обитель" - так называли Свято-Николаевский монастырь Романовы. На освящении храма присутствовала старшая сестра императрицы Елизавета Федоровна в то время монахиня, кстати ненавидевшая Распутина и предостерегавшая сестру о судьбе Марии-Антуанетты, отправленную любимым народом на гильотину. Романовых прямо таки тянуло на Урал. Предчувствовали что здесь найдут свою кончину? Или несчастны были, благодати Божией им не доставало? Или все предопределено Господом?

Внутри храма стоит рака с мощами Святого Симеона.  Нам посчастливилось переночевать в этом храме под самым потолком на хорах 20 июля 2014 года. Незабываемое впечатление на всю жизнь. Благодать там имеет место быть. Совершенно точно. Туда на хоры на ночь пускают паломников, когда не хватает места в монастырской гостинице.

Крестовоздвиженский храм

Судьба монастыря не проста. Основан в 1604 году. Был в трудности и забвении. Через 100 лет обрел мощи Святого Симеона и стал процветать. Но в 1716 году полностью сгорел, но мощи чудесным образом уцелели. Затем 200 лет процветания и снова трагедия.

Верхотурье до революции

Фото. Николаевский мужской монастырь до революции

В годы советской власти здесь была детская колония. 70 лет величественные храмы осквернялось  и разрушались. И только в 1989 году Спасо-Николаевский монастырь вернули верующим. Началось возрождение монастыря. Храм был в запустении, окна заколочены, все разрушено. Целый год расчищали только пол.

Икона св.СимеонаВ начале 90-х казалось, что возрождение Верхотурья невозможно, так как не было главного - святыни, то есть мощей Симеона. Еще в 1926 году их вывезли из монастыря. То что мощи праведника все же уцелели - это настоящее чудо. Может промысел Божий? Сначала мощи оказались в Нижнем Тагиле в антирелигиозном музее. Причем музей, как часто бывало в советские времена, находился в храме, и люди шли туда специально чтобы поклониться мощам Симеона. Потом их перевезли в Ипатьевский дом в Свердловск.  И это снова промысел Божий. Царская семья всегда почитала уральского святого. Они всегда возили с собой его икону, которую и обнаружили колчаковцы среди вещей в Ипатьевском доме через неделю после расстрела.  Святой Симеон сопровождал царственных страстотерпцев на их Уральскую Голгофу.

Церковь Спасо-Преображения

Фото. Церковь Спасо-Преображения, где находятся мощи преподобного Арефы

В конце концов мощи Симеона были переданы Свердловскому краеведческому музею, где и пролежали в запасниках в целости и сохранности много лет. 24 сентября 1992 года мощи на автобусе с кортежем торжественно вернулись домой.  На въезде в Верхотурье стояли множество людей с зажженными свечами. Святой Угодник вернулся в свою родную обитель.

Сейчас в монастыре живут 30 монахов.

Надвратная церковь

Фото. Верхотурье. Спасо-Николаевский монастырь. Надвратная церковь.

Симеоно-Анненская надвратная церковь  как будто парит. Она была первая восстановлена. Кроме Святого Симеона в монастыре покоятся мощи еще двух святых - бывших настоятелей монастыря.

В день нашего посещения Верхотурья 20 июля 2014 года, во время вечерней службы в церковь Спасо-Преображения прибыла икона Богоматери "Троеручица" из Афона. Она совершала по России крестный ход. Думала буду молиться за себя и свою семью, но нет, все два дня там в Верхотурье все мольбы были только "Господи со святою Богородицею, защитите Донецк и Луганск". Ни о чем другом в те дни не думалось.

Слава Урала как опорного края державы совершенно не коснулась Верхотурья. Здесь никогда ничего не плавили и не добывали. Но место это поражает воображение. Духовная столица Урала возрождается и набирает силы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *