Первые уральские железоделательные заводы строились на определенных, не случайно выбранных местах. В этих меченых местах находили вещи тысячи лет назад ушедших в гору рудокопов: горны древних плавильных печей, слитки металла, металлургические шлаки, заготовки и разнообразные готовые орудия - обломки рудотерок, каменные песты и молотки разных размеров, керамические льячки и другие предметы. Еще задолго до нашей эры на Урале велась интенсивная металлургическая деятельность, делали оружие: копья, богато украшенные кинжалы и другую железную продукцию, которая шла к Черному и Средиземному морям сначала по Чусовой, потом по Каме и Волге.
Первый металлургический бум на Урале произошел в бронзовом веке, второй - в железном, а вот третий уже можно сказать в наше время в XVIII веке. Так что по меньшей мере 5 тысячелетий с Урала шел непрерывный поток металла во все стороны света. Вся продукция уходила с Урала, а здесь оставались предание, мастерство, память и камень.
Издревна на Урале также шла обработка камня. Вот как говорит один из бажовских героев - Прокопьич: "Мало ли я всяких штук выточил да нарезал, а куда они - толком не знаю". Подлинную цену этим "штукам" мастера даже и не знали, они были как-бы отстранены от денег, для них мастерство было выше. Главное для Мастера было уметь и сотворить, а не иметь. В одном только Эрмитаже сейчас хранится несколько роскошных уральских ваз.
Уральский Мастер украшает и упорядочивает мир. После Ермака первопроходцы пошли дальше вплоть до океана, а Мастера остались обживать землю. "По нашим местам ремесло, известно, разное. Кто руду добывает, кто ее до дела доводит. Золото моют, платинешку выковыривают, бутовой да горновой камень ломают, цветной выволакивают. Кто опять веселые галечки выискивает да в огранку пускает. Лесу валить да плавить приходится немалое число. Уголь и тоже для заводского дела жгут, зверем промышляют, рыбой занимаются".
Уральский Мастера - это не только высочайшее мастерство, но и человеческое достоинство, патриотизм и национальная гордость. "Такую красоту сделаем, что со всего света съезжаться будут, чтобы хоть глазком поглядеть... Рабочие руки все могут".
Мастерство - главное мерило человека. Человека сравнивают с камнем. Если это стоящий мастер, он как отборный малахит, если это ничтожный, пустой человек, непригодный ни к какому делу - он как пустая порода, такому остается только выслуживаться да "барские блюдья лизать".
Уральский Мастер в сказах Бажова - человек штучный, гордый, уверенный, делатель и строитель, его нельзя совратить или купить. Он цену себе знает и надеется только на свои силы. "Кого мне бояться, если я в горе роблю?"
Любопытен факт, что во времена расстрела царской семьи в Екатеринбурге в караул набирали шушеру всякую - рабочих с пивоваренных и водочных заводов, уважающие же себя люди - мастера - туда не шли.
В сказах Бажова прослеживается весь путь становления Мастера. Сначала паренек попадает в ученики, он должен слушать внимательно наставления мастера, проявить терпение, научиться различать детали, понимать душу камня. Когда ученик сравнялся с мастером (что бывает далеко не всегда), начинается их сотрудничество, работа на равных. Учитель уже считается с мнением ученика, уважает в нем мастера. И наконец самостоятельная работа.
На Урале не принято было бросаться от одного дела к другому. "Лучше одно знать до тонкости. Да и житья не хватит, чтоб всякое мастерство своей рукой изведать." Ценилась отрешенность от суеты, максимальное духовное напряжение способность видеть дело в развитии. "Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет".
Бажов не случайно всегда указывает точное местожительство своего героя. Например, Иван Бушуев живет в Златоустовском заводе, улица Большая Немецкая, между горами Бутыловкой и Богдановкой. Евлампий Петрович Медведев, прозванный Железко проживает в Пеньковке. Всегда важно МЕСТО, так как и сила и талант от него. Есть даже такая версия, что Петр I хотел вырастить на Урале особенный народ, крепкий и надежный как камень и металл. Имел он бесспорные доказательства магической силы Урала, не зря сюда организовывались многочисленные научные экспедиции.
Бажов сам жил среди простого народа, с детства слышал рассказы и байки. Он описывал в своих сказах реально существовавших людей, по сути он художественно обработал уникальный документальный материал, и никакой тайны здесь нет. Тайна появляется при приближении мастера к Горе, когда он становится Горным мастером и выпадает из обычного жизненного пространства. В его стремлении к совершенству нет предела.
"- Кто каменный цветок увидит, тому белый свет не мил станет...
- Я бы поглядел..."
Тайна его в неведомой силе, тяге, влекущей земного мастера из жизни в Гору.
Оставить комментарий