С.М.Прокудин-Горский. Урал. Начало ХХ века

С детства мы привыкли видеть дореволюционную Россию в черно-белом цвете, а точнее в темных тонах. Но вот один человек Сергей Михайлович Прокудин-Горский - фотограф Российского императорского двора - поставил себе грандиозную задачу - цветное фотографирование России. Это стало смыслом его жизни. Родился он в 1863 году.

С.М.Прокудин-Горский

С.М.Прокудин-Горский учился на естественном отделении физико-математического факультета С-Петербургского университета, а также он был слушателем Императорской Военно-медицинской академии. Или там или там он видимо слушал лекции самого Менделеева. В результате увлекся фотографией, был признанным авторитетом этого дела в России в конце XIX века и его черно-белые фото Русское техническое общество даже показало на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В 1902-1916 годах Прокудин-Горский создал альбом "Российская империя в цвете" с уникальными цветными фото. Немало его работ посвящено Уралу.

С.М.Прокудин-Горский. Урал. Начало ХХ века (фотогалерея)

ТолстойЦветных фото тогда еще не существовало. А очень хотелось. И в 1902 году С.М.Прокудин-Горский придумал такую вещь. Он фотографировал объект 3 раза через 3 фильтра: красный, зеленый, синий которые в разных пропорциях создают всю цветовую гамму. Фокус был не в физике фильтров, а в химии эмульсий, способных воспринимать, впитывать и удерживать радугу цветов.  Проекция трех стеклянных пластинок должна была быть одновременной. В сущности, каждая фотография была результатом лабораторного эксперимента.

Тогда во всем мире лишь несколько человек умели переносить на бумагу "натуральные" цвета. Способ Прокудина-Горского значительно превосходил зарубежные разработки. С.М.Прокудин-Горский изобрел свой собственный фотоаппарат, проектор, и много других технических новшеств для усовершенствования цветной фотографии.

"Уважаемый Лев Николаевич! Фотография в натуральных цветах - моя специальность.  И возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Мне думается, что воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру".  (из письма Прокудина-Горского Льву Николаевичу Толстому) Так вот эту фотографию Толстого увидел в журнале Михаил Романов - брат Николая Второго. А известно, что вся семья Романовых была увлечена фотографией. С подачи Михаила, император пригласил чудо-фотографа к себе.

Встреча состоялась в Царском Селе в 1909 году. Цветные снимки Николаю понравились. Еще бы, ведь в то время и черно-белые то были редкостью, а цветных даже и не мечтали. Государь заинтересовался проектом, или как тогда говорили благостно отнесся к намерению "запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах". Впоследствии Сергей Михайлович писал уже в эмиграции: "Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависит судьба моего дела. Для показа Государю мной были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера. Закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и тому подобное. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке". Прокудин-Горский выразил желание запечатлеть истинную Россию в цвете "ее памятники а равно и красоты разнообразия природы нашей великой Родины". Государь отнесся к этой идее с одобрением. По его распоряжению Прокудину-Горскому выдали отдельный пульмановский вагон специально оборудованный  лабораторией - для передвижения по рельсам, отдельный, опять же специально оборудованный пароход, способный идти по мелководью с полным составом команды, а также автомобиль Форда для трудных дорог Урала, и  "бумагу", предписывающую "всяческое содействие".

С.М.Прокудин-Горский задумал грандиозный проект - запечатлеть современную ему Россию в цвете. На его снимках не только правители, дворяне, духовенство, ученые, писатели, военные, разные известные люди, но очень много запечатлено простых людей из разных сословий - казаков, рабочих, крестьян, ремесленников, мещан -  их жизнь, быт и работа. Все это вместе - Россия, которую мы потеряли.

Фото река Исеть

iset-prokudin-gorskij"...Сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты

Я молча узнавал России неповторимые черты.

Превозмогая обожанье, я наблюдал, боготворя,

Здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства, которые кладет нужда,

И новости и неудобства они несли как господа..." (Пастернак)

Прокудин-Горский относился к своим фотографиям как к картинам. Глядя на его работы, мы видим слепок русского мира.  На фотографиях запечатлены храмы, которых давно уже нет. Прошло уже 100 лет, и чем дальше от нас это, тем ценнее. Прокудин-Горский намеревался объездить всю Россию и сделать 10 тысяч снимков.  Путешествия продолжались вплоть до 1916 года и было прервано войной и революцией.   Закончить проект не удалось. Интересно, что он относился к своей коллекции не как к  личной собственности, это делалось для России. И он писал Столыпину, что эта коллекция должна быть государственной собственностью.

Немало фотографий  посвящено Уралу вплоть до Тобольска. Он снимал природу, города, заводы, людей. И теперь мы можем увидеть как хорошо знакомые места выглядели 100 лет назад.

В июле 1918 года была зверски уничтожена царская семья в Екатеринбурге и Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию. Коллекция находилась под угрозой уничтожения. Однако так сложились обстоятельства, что ему удалось получить разрешение на вывоз ее наиболее ценной части. Сначала Прокудин-Горский выехал в Финляндию, потом Швецию, Норвегию и в 1922 году во Францию в Париж. В России он был известным, успешным человеком, а во Франции его никто не знал. Надо было начинать все с начала. Он, работая с сыновьями,  фотографировал французские достопримечательности, но успеха не имел, но все-таки продолжал развивать технологию фото и,  работая с братьями Люмье, внес свой вклад в кинематограф.  Умер в 1944 году вскоре после освобождения Франции от фашистов в Париже.

Эта коллекция была делом всей жизни ее автора. Кто-то из современников назвал ее "истинное Родино-ведение". Казалось, Россия навсегда ее утратила. Сколько всего в ней было снимков? Пишут, что порядка трех с половиной тысяч. Какая-то часть осталась в России и пропала, какая-то часть пропала уже во Франции, но небольшая часть из 1902-х негативов (где-то пишут из 2500) сохранилась, оказавшись за океаном в библиотеке конгресса США (ее продали потомки П-Г в 1928 году за 3500 долларов), где и затерялась в архивах на несколько десятилетий. Но после долгого забвения в 80-е годы, вернулась к людям. А в 90-е уже оцифровали все негативы. Как будто снято вчера! Наследие С.М.Прокудина-Горского - ценнейшая часть русской части библиотеки. Теперь фотографии стоят не 10 рублей как сто лет назад, теперь это бесценное достояние России.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.