Белорецк и вокруг него

В 245 километрах на юг от Уфы и в 90 километрах от Магнитогорска стоит, окруженный живописными горами старинный уральский город Белорецк. Здесь протекает красавица Агидель или Белая река, давшая название городу. Через этот город лежит путь всех туристов, отправляющихся на сплав по Белой. Так что мы тут побывали 6 раз начиная с 1997 года.

Въезд в Белорецк со стороны Учалов

 В этих местах кинематографисты сняли не один известный фильм. "Пропавшая экспедиция", "Золотая речка", "Вечный зов". Белорецк и вокруг него прекрасная природа привлекает также художников, писателей, любителей конного туризма.

История завода началась в 1762 году. Именно завода, а не города. Ведь на Урале сначала строится завод - он первичен, а при нем поселок. В 2012 году город стало быть отмечал юбилей - 250 лет. Неутомимые симбирские купцы братья Твердышевы и Иван Мясников на купленной у башкир земле в верховьях реки Белая поставили плотину и металлургический завод состоявший из двух доменных печей. Технология была примитивной. Руду плавили в домнах при помощи древесного угля что поглощало огромное количество леса. А все механизмы (молоты и прокатные станы) приводили в движение водой из запруженной реки. Это происходило в XVIII и частично XIX веках. Место для завода было выбрано удачно. В достатке было топлива, руды, энергии реки. Он считался даже самым обеспеченным водной энергией из всех горных заводов Урала. Готовая продукция отправлялась по судоходной тогда реке Белой в Нижний Новгород на ярмарку. Пристань и верфь были прямо на заводской площади.

Белорецк. Памятник ТвердышевуТолько начал завод стабильно работать как началась война под предводительством Пугачева. Мастеровые и работные люди перешли на сторону восставших. На заводе ремонтировали мортиры для восставших. Правительственные силы восстановили контроль над заводом, но после 6-недельной осады он опять перешел к пугачевцам. В апреле 1774 года на завод приехал сам Пугачев. Он хотел сделать Белорецкий завод базой для формирования новой армии. Пробыв на заводе три недели, Пугачев двинулся к станице Магнитной с армией в 5-7 тысяч человек. После чего город и завод были выжжены башкирами дотла. После подавления восстания завод медленно восстанавливался. Достичь довоенного уровня он смог лишь в 90-е годы.

Белорецкий завод неоднократно перестраивался, технически переоснащался. В 1894 году была пущена первая мартеновская печь. Продукция Белорецкого завода получила серебряную медаль на всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. В XIX веке уральские мастера демонстрировали искусно прокатанный стальной лист настолько тонкий, что он рвался как папиросная бумага. К началу ХХ века это был мощный по тем временам металлургический завод.

До сих под дымит и пыхтит  завод-кормилец - Белорецкий металлургический комбинат. С 2002 года он принадлежит стальной группе Мечел. Сейчас они производят какую-то особенную проволоку, которая сваривается со стеклом для разных приборов, медицинской промышленности, космической, самолетостроения и метизы. Проволока бывает тоньше человеческого волоса.

В 2012 году в юбилейный для города год около завода установили памятник Твердышеву. Промышленники Твердышевы и их зять Мясников построили большинство заводов на Южном Урале. Их вклад в развитие региона переоценить невозможно. Портретов они себе никогда не заказывали, не до этого им было, и на памятнике скульптор изобразил заводчика так, как себе представлял этого человека. Для башкир же это довольно одиозные личности. Строительство заводов требовало большой территории и часто из-за этого возникали конфликты.

Белорецк. Водонапорная башняСамый известный из них произошел на территории Шайтан-Кудиевской волости волостным старшиной которой был Юлай Азналин - отец Салавата Юлаева. Именно из-за того что земли под строительство Симских заводов Твердышевы отобрали силой, сын с отцом из лояльных поданных императрицы стали непримиримыми врагами режима и участвовали в войне Емельяна Пугачева. У каждого своя правда.

Позднее завод перешел в собственность Пашковым. Деньги текли к ним в карманы рекой. Огромный дом Пашковых в Москве, где сейчас Государственная библиотека построен на деньги уральских заводов.

Во второй половине XIX века завод обанкротился и  продан немецкой компании Вогау и Ко. Немцы,  перейдя на паровые двигатели как это давно уже было по всей Европе, быстро возродили завод. А поселок обогатился несколькими зданиями в западноевропейском стиле. Например сохранилась старинная водонапорная башня, построенная в 1916 году и ставшая теперь символом города. У нее интересные окна в готическом стиле. Высота башни 18 метров. Сверху можно полюбоваться панорамой города. Еще несколько зданий в немецком стиле. Это так называемые директорские дома, где жило заводское начальство. Немцы владели заводом более 40 лет.

Лошади на реке Белой

Вокруг Белорецка удивительно красивая природа. В 15 километрах в шикарном сосновом бору у истоков реки Белая находится Арский камень. Название получил от деревни Арово, основанной поселенцами с Пензенской губернии в 1767 году.  Не имеет отношения к северо-татарскому городу Арск. Рядом турбаза с таким же названием. Море солнца, света, снега зимой. По легенде пугачевцы сбросили в реку с этой скалы управляющего, отказавшегося предоставить жителей деревни для работы на захваченном повстанцами заводе.  По еще одной легенде Пугачев спрятал здесь клад. Впрочем таких легенд о пугачевских кладах ходит по Уралу немало.

Лошади в Башкирии всегда являлись важнейшим средством передвижения для туристов. Конный туризм здесь процветал в советское время и сегодня вполне успешно развивается. Открываются новые базы с которых можно отправиться в конные походы по проторенным еще в советские времена маршрутам.

Поселок Шушпа в долине Белой при впадении маленькой речки Шушпинки. Сейчас здесь обосновались магнитогорские дачники, а раньше была узловая железнодорожная станция. Возникла в начале 20 века. В 1909 году немцы, владевшие Белорецким заводом решили построить узкоколейку к Транссибирской магистрали чтобы обеспечить вывоз продукции на большую землю. Строила опять же немецкая фирма Коппеля. Построили за 3 года. Дорога получилась в 150 верст, идущая через несколько горных перевалов.

деревня Шушпа

От деревни Шушпа еще отходила ветка на торфяные разработки на Журавлиные болота. По некоторым данным ее строили китайцы. Можно считать это началом китайской экспансии в Россию. Насыпь сохранилась. Сейчас по ней туристы совершают экскурсии на снегоходах, зимой разумеется.   Сама дорога не сохранилась. В 60-е годы с приходом из Магнитогорска в Белорецк широкой колеи, разобрали участок в середине узкоколейки, а потом и остальные рельсы. Последние рельсы были демонтированы в 2007 году. Белорецкая узкоколейка осталась только в кино. В общем в Сибирь ехать артисты и киношники не захотели и все советские приключенческие боевики снимались на Урале.

Марьин Утес

Около Шушпы есть скала Марьин утес. Скал с таким названием только в Башкирии три. А тот Марьин утес, что показывали в фильме "Тени исчезают в полдень" находится в Свердловской области на реке Уфимке. Но эта шушпинская скала тоже прославилась в фильме "Золотая речка". с нее полетел на самодельном дельтоплане начинающий авиатор по имени Темка. С вершины утеса открывается вид на гору тысячник Рассыпную, названную так из-за многочисленных каменных россыпей по склонам, а за ней хребет Ялангас.

поселок Тирлян Башкирия

В 30 километрах на север от Белорецка поселок Тирлян, бывший горный завод с богатой историей. Тирлянцы считаются по всей округе людьми самобытными, да и к истории своей относятся весьма почтительно. За 200 с лишним лет чего здесь только не было, чего только не происходило. Взять хотя бы историю шведов, которые в конце 19 века прибыли на завод. Литейщики, прокатчики приехали работать, да так и остались здесь на Южном Урале. Сейчас их потомков проживает здесь порядка 200 человек. Такая маленькая Швеция на Урале. Адамсон, Ларсон такие здесь фамилии водятся, но внешне на шведов потомки их уже не похожи. В местной школе есть краеведческий музей. В Тирляне был железоделательный завод с середины 18 века, полного металлургического цикла здесь не было, как в Белорецке. Делали какие-то детали и везли туда. С 1801 года был листопрокатный, делали сталь высокого качества.  Интересно, что листовым железом, произведенным на Тирлянском заводе в свое время был покрыт знаменитый собор Святого Петра в Риме.

Дома в Тирляне чистенькие нарядные с затейливой резьбой на наличниках несмотря на отсутствие работы и прочих проблем присущих глубинке.  А от завода сейчас остались одни развалины. Под открытым небом стоит гигантское колесо немецкого происхождения от прокатного стана. Станов было два. Второе колесо сломали и куда-то убрали, а это местные жители не дали сломать и Тирлян, колесо от прокатного станаоставили как историческую память наверное. Теперь это достопримечательность Тирляна. Собираются вокруг колеса разбить парк. Поводом для прекращения деятельности Тирлянского завода стало печально известное наводнение августа 1994 года, прорвавшее плотину и унесшее 15 человеческих жизней. Плотину восстановили только в двухтысячные годы. Потому что какой же Тирлян без пруда если вокруг него возник и вырос.  Еще одна достопримечательность и украшение Тирляна - прорубленная в скале выемка в которой проходила та самая узкоколейка. Если раньше железная дорога шла по берегу Белой, то в Тирляне она врезалась в скалы.

One comment

  1. рамиль пишет:

    столько ошибок что просто обидно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.