Свято-Троицкий храм в Кыштыме

Свято-Троицкий храм в Кыштыме.

Город Кыштым находится в 80 км от Челябинска. Этот город богат красотой от природы. Его окрестности даже называют порой "Уральской Швейцарией". Рассматривая достопримечательности Кыштыма,  каждый гость стремится увидеть усадьбу Демидовых, забраться на знаменитую гору Сугомак, побывать в пещере и конечно же посетить храмы.

храмы Кыштыма

Храмы Кыштыма прошли сложный путь в прошлом веке. Жители ратуют за то, чтобы историческое культурное и духовное наследие города восстанавливалось.

Из четырех храмов самым сильным разрушениям подвергся Свято-Троицкий собор. Он был закрыт большевиками в конце 20-х, службы возобновились в 2005, но до сегодняшнего дня храм находится в плачевном состоянии. Здание строилось с 1847 по 1849 годы. Очень быстро. Основные затраты по строительству нес управляющий Кыштымским железоделательным заводом Григорий Зотов. Он был коренным старообрядцем. Поэтому и церковь была старообрядческой. Но позднее она стала единоверческой. До недавнего времени архитектор здания был неизвестен. Но только когда в 2015 году началась реконструкция, появились новые сведения.

k2

Автором проекта является Константин Тон (1794-1881) - русский архитектор с немецкой фамилией, основоположник "русского византийского стиля". Кстати и Храм Христа Спасителя в Москве - его работа. К.Тон был в фаворе у Николая Первого и были разосланы по епархиям рекомендации строить храмы именно в русско-византийском стиле.

И вот такой уникальный храм стоит на территории Кыштыма. Он самый разрушенный. Пока. Здание расположено на берегу заводского пруда в северной части.

Храмы Кыштыма

Отсюда открывается очень красивый вид.

Есть оказывается у нас закон по которому имущество, принадлежавшее церкви до революции, может быть возвращено епархиям. Для этого нужны подтверждающие документы, что очень проблематично. Большевики почти все уничтожили к счастью или к сожалению. В Екб нашли в архиве документ о закрытии кыштымских церквей Рождества Христова и Святой Троицы. Если его проанализировать, то можно понять, что прихожане пытались отстоять, подписывали письмо во ВЦИК с просьбой не закрывать храм.  Но просьба была конечно проигнорирована. После  закрытия здание некоторое время пустовало, затем было передано механическому заводу.

Кыштым

Свято-Троицкий храм до революции.

Здесь был организован клуб, в котором проходили торжественные заседания.  Потом здесь было молодежное рабочее общежитие. В архитектуру здания были внесены существенные изменения. В частности вмонтирован второй этаж. Чтобы их исправить, сегодня необходимо приложить немало сил и умения. С 2013 года происходил демонтаж ненужных перегородок, этажа, проводилась подготовка к реставрации. В 2016 году начались строительные работы. Это восстановление арок, возведение барабанов, то есть возврат исторического пространства.  В 1934 году зданию было присвоено имя Кирова, соответственно колокола были сняты, купольные барабаны разрушены и храм изменил свой облик. Словно с царицы сняли корону и переодели в рванье.

Кыштым

Свято-Троицкий храм в 30-е годы

С этого места провожали на войну отцов и сыновей.  В начале ВОВ в том числе. Здесь собиралось много народу, прощались, выстраивались в колонну и шли на вокзал. Раньше до революции всегда уходили на войну от храма после молебна. В 1941-м хоть и без молебна, невозможного тогда, но все равно кто знает,  может быть рядом с храмом жены и матери солдат в душе  молились, чтобы их родные вернулись с войны.

После войны храм все также использовали как Дом культуры имени Кирова. Юные красавицы здесь плясали,  занимались творческой самодеятельностью. Люди входили-выходили из здания через алтарь. Потом был музей машиностроительного завода, но в кризисные 90-е годы завод отказался от здания. Далее за зданием никто не следил и за совсем короткий срок (всего-то за 20 лет или даже меньше!) оно превратилось в развалину. В 2005 году здание передали епархии. Собор освятили. С 2015 года восстановление началось более активно.

Кыштым

Храм в 2017 году, посмотрим что будет через год другой

Храмы раньше не ставились просто так абы где. Всегда место выбиралось очень тщательно. Это такой энергетический центр города. Сюда приходят люди в свободное время поработать. Средств не хватает, поэтому ищут спонсоров, собирают с миру по нитке. На кирпичиках пишут имена благотворителей.

В июле 2017 при расчистке подвала волонтерами были найдены необычные захоронения - шесть человеческих скелетов.     k7Сначала ковш экскаватора зацепил и нашли один череп, а позднее стали раскапывать уже вручную. Форма захоронения и расположение скелетов необычны. Гробов нет, маленькие по форме колодцы из кирпича, закрытые железной крышкой. В каждом колодце по три скелета», – рассказали в группе в социальной сети, посвященной реставрации. Находки передали в следственный комитет для судебно-медицинского исследования. По одной из версий здесь в 30-е годы расстреливали, а потом подвал завалили. А может и все иначе. До революции была традиция, умерших священников хоронить за алтарной частью. И когда организовывали клуб в 30-е годы, через алтарь сделали вход, нашли эти захоронения, перенесли их в подвал и там засыпали.

k771

2 comments

  1. Анна пишет:

    Не удивительно, что эту церковь не могут восстановить. На какие средства она строилась? Она построена кыштымским зверем Зотовым. Грехи кровавые, видать, решил замолить перед Богом этой постройкой. Но, видимо, не приемлет Бог “таких жертв”. Церковь не восстанавливать надо, а в качестве поучения следующим поколениям оставить такой как есть. Да и не позволит Господь ее восстановить, слишком дорогая цена у ее истории. И слишком велики грехи человека,на чьи средства она была построена.

    • Ольга пишет:

      Свято-Троицкий храм строил не Кыштымский зверь Григорий Зотов, а его племянник Тит Зотов – один из первых королей золотого дела России. Кстати, отношение к Григорию Зотову в настоящее время изменилось:в историю Урала он вошёл как большой знаток горного дела, умелый организатор производства, основоположник Каслинского художественного литья и г.Карабаша, дальновидный прожектёр. О его заслугах свидетельствуют три медали для ношения на шее. А зверями в то далёкое время были и Демидовы, и Пётр Первый, на костях народа построивший Санкт-Петербург.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.