Молебный Камень или на мансийском Ялпынг-Нер - "Святой Камень", "Святой Урал" - горный хребет между Вишерой и верховьями Лозьвы, с юга и ЮЗ река Большая Мойва. Наиболее значительные вершины: Хусь-Ойка- "слуга-Старика", Ойка-Сяхыл - "Старик-гора", Эква-Сяхыл - "Старуха-гора".
Таких "молебных" названий, которые указывают на святые для древнего населения места, на Урале много: Молебная гора, река Молебка и село Молебка на реке Сылве в Пермской области, остров Молебный на Аятском озере и т.п. О том, что Молебный Камень (Ялпынг-Нер) некогда был для манси святым местом, свидетельствует название седловины на этом хребте Пурлахтын-Сори, то есть "Седловина на которой приносят жертвы"
Хусь-Ойка - это Северо-Западный отрог Молебного Камня. В мансийской мифологии Хусь-Ойка - слуга или зять или помощник Ойки-Сяхыла.
Панорамный вид на Молебный камень.
Панорамный вид на Молебный Камень с вершины г. Ишерим.
.
Наиболее таинственным местом является Ойка-Сяхыл (иногда пишут Ойка-Чахль). Это священная гора у народа манси, куда разрешено было заходить только шаманам. К слову это была конечная точка маршрута печально известной группы Дятлова, трагически погибшей в 1959 году не дойдя до Отортена. Так вот на Ойка-Сяхыл будто бы были (или есть) в каких-то каменных ямах выдолбленные из твердого кедра и лиственницы болваны-менквы. Их было 7 штук и они защищали гору от непрошенных гостей. Центральное место занимает главный бог - Мир-Сусне-Хум. У подножия этих богов натаскано множество всяческих подарков, аборигенских ценностей: черепа животных, всякие бусы, серебряные чашки, монеты, золотые серьги и тому подобная ерунда. Как будто бы есть там и кости, возможно даже человеческие. Но мы поднялись туда зимой и ничего этого не увидели. Погода на Ойке была великолепная в отличие от Хусь-Ойка, где мы попали в циклон. Может быть эти "духи" не хотели пустить дятловцев именно сюда на Ойко-Сяхыл? Но нас они пустили.
Ишерим, отдельный горный массив (1331 м), примыкающий с ЮЗ к хребту Молебный Камень. Вторая после Тулымского камня вершина Пермского края. С названием произошла некоторая путаница. Ороним "исирум" пытались связать с мансийским "асирма" - "холод", "мороз", мотивируя тем, что гора Ишерим крутосклонная, труднодоступная, суровая даже летом, и что на Ишериме множество снежников. Но сами манси Исирумом называют совсем другую гору - хребет Ольховочный, а Ишерим по-мансийски называется Салинг-Хум-Катэ-Пелым-Нел - "Отрог, где пастух проткнул свою руку".
Лыжный поход был 3 категории сложности. Молебный камень находится на границе Свердловской и Пермской областей и примыкает непосредственно с Пермскому треугольнику или Молебской аномальной зоне - самой большой аномалии в России. Там вроде бы инопланетный космодром, тьма летающих тарелок, временной портал и т.д. На Молебном Камне есть вроде бы каменная спираль. Но зимой конечно ее не увидишь, все под толстым слоем снега. Вот интересное описание очевидца: "Со стороны гор надвигались валы плотного, светящегося в темноте тумана. Высота казалась небольшой - полтора, два метра... У нас были с собой приборы, которые показали, что напряженность электрического поля в районе образования тумана превысила грозовую! А брошенная в зону тумана тонкая металлическая проволока в шелковой изоляции вспыхнула и сгорела".
Мы прошли поход 18 дней, но увы ничего особенного не заметили, ни самой завалящей тарелочки не увидели. Начали мы с поселка Вижай, зарегистрировались там в военной комендатуре, что мы такие-то из Челябинска идем в поход 3 категории сложности, чтобы нас егеря не приняли за браконьеров. У нас было с собой письмо от Совета по туризму Челябинска с просьбой оказывать нам содействие в изучении данного района для проведения спортивных туристических походов. Еще вроде от МЧС какая-то бумага была припасена. Разрешения от Вишерского заповедника на посещение у нас не было. Молебный камень тогда не входил еще в состав заповедника, по нему как раз проходила граница. А мы гуляли по другую сторону от заповедника.
Начали маршрут от Вижая по реке Большая Тошимка, затем перевалили Молебный около Хусь-ойки.
На перевале близ Хусь-ойки, надвигается сильный циклон
На плато я каким-то образом неожиданно и мгновенно провалилась в яму глубиной в две лыжных палки. Слава Богу ребята видели как я исчезла и меня вытянули. При этом как ни странно у меня не было ни малейшего ушиба, руки-ноги-лыжи целы. Спустились, и следующие сутки пришлось пурговать.
Потом мы прошли свой маршрут, делая восхождения на эти четыре вершины. Последним был Ишерим. Подъем в принципе был не сложным, но достаточно крутой, гладкий как стекло, голый склон был скользким, так как сильно выметен ветром. Поднимались, упираясь в склон лыжными палками, была опасность скатиться вниз. Так мечталось там о "кошках". После Ишерима по реке Малая Мойва пришли на кордон.
Там были два егеря, они нас уже ждали и встретили словами: "Где вы ходите, мы вас уже неделю ждем!" Их конечно предупредили о нас из Вижая, да еще нашу группу заметили другие егеря с кордона на Муравьином камне и сообщили, что к ним движется толпа туристов. Встретили нас приветливо, мы переночевали и была баня. Потом отправились обратно через то же плато Хусь-ойка.
Оставить комментарий