Челябинск. Начало ХХ века

Челябинск, основанный в 1736 году, перед войной Емельяна Пугачева (1773-1774) был центром Исетской провинции. Но участие в той войне на стороне восставших перечеркнуло его развитие. Город попал в опалу, Исетская провинция была поделена между Уфимской и Оренбургской. До конца XIX века Челябинск был захолустным маленьким городком.

Челябинск 100 лет назад

И это продолжалось до того момента, когда в город пришла железная дорога. Это случилось в 1892 году.  Когда в 1901 году Транссибирская железнодорожная магистраль была закончена, она дал Челябинску новую жизнь, как воротам из Европы в Азию. Первым крупным зданием Челябинска стал вокзал. 

В начале  века автор справочника "Весь Челябинск" Павел Весновский писал: "Старому Челябинску с его патриархальными порядками  настал конец. Настала новая полоса в его  истории - полоса кипучей деятельности, лихорадочной жизни. Старые уклады рушились и на их место вставал новый двигатель современной жизни - торговый и промышленный капитал". Население города удваивалось каждый год. Город тогда в шутку называли Чикагинск или Зауральский Чикаго.

Вокзал стал сердцем города. Там бился пульс деловой жизни. Повезло Челябинску в том, что он стал узловой станцией. Работало 3 депо и большой штат железнодорожников. Необходимо было обслуживать, осматривать, а при необходимости и ремонтировать поезда. От служащих требовалась высокая квалификация и четкая организация работы. Работа на железной дороге была почетной и в определенном смысле элитарной.

19А.Ф.Бейвель03 год. Челябинск стал воротами в Сибирь. Он ежедневно принимал тысячи пассажиров. Челябинск начал бурно расти и развиваться. Но оставался крайне неблагоустроенным. В те времена городские улочки весной превращались в болото, поэтому горожане носили особые челябинские галоши. Через реку Миасс был деревянный мост, соединявший город с Заречьем. Река часто выходила из берегов и затопляла окрестные дома и лавки. Это продолжалось до тех пор, когда городским головой стал Александр Францевич Бейвель. Он был известным в городе врачем. Три раза Бейвель избирался на пост головы. Это был единственный случай за всю историю Челябинска.

О результатах работы Думы под руководством Бейвеля сообщала газета "Голос Приуралья" Замощен весь центр города, введено электрическое освещение, устранена болотистость, отстроены здания реального училища,  женской гимназии, ремесленного училища, выстроены городские корпуса для лавок,  Народный дом. Модернизированы городская и железнодорожная больницы. Активно стал использоваться дилижанс, который обходился челябинцам в 8 раз дешевле, чем извозчик. Появился городской сад. Городские доходы выросли в два раза. Был построен водопровод, установлена городская телефонная сеть. Город стал принимать каменный вид. Определенное богатство городу приносили золотые прииски, которые находились совсем рядом. Это южно-уральское месторождение в 20 километрах юго-западнее Челябинска и Шершневское в котором было 250 золотоносных жил. Наиболее известен был Градский прииск.  Все они находились в частном владении.

В городе появились очень богатые люди - крупные торговцы и промышленники.  Среди них были братья Покровские - владельцы винокуренного завода.  Интересно, что один из братьев - Владимир стал основателем и попечителем челябинского Общества трезвости. Он еще был попечителем женской гимназии и создателем библиотеки, которая размещалась в Народном Доме. Сейчас это Молодежный театр (раньше ТЮЗ) на площади Революции.  Владимир Покровский стал первым Почетным гражданином Челябинска.

1906 год.  Выходит в свет газета "Голос Приуралья", бывшая долгое время единственной в Челябинске. Газета была демократической, часто кого-нибудь из власть имущих критиковала и редактор Виктор Весновский часто оказывался за решеткой.

Челябинск был центром хлебной торговли и мукомольного дела. На 6 мельницах перемалывалось 5 миллионов пудов зерна в год.

stolypmn1910 год. 28 августа в Челябинск приехал премьер министр России Столыпин. Целью его визита было инспектирование работы переселенческого пункта. Дело в том, что в это время Челябинск стал главным приемным пунктом сибирского переселения. Челябинский переселенческий пункт, возникший в конце XIX века, считался лучшим в России. В своих очерках уральский писатель Александр Туркин писал: "Станция Челябинск пропустила через себя сотни тысяч переселенцев с их мученической эпопеей переселения на новые места. С удивительной верой в грядущее с громадным героизмом ехали куда-то эти бородатые наивные люди с женами и детьми". Значительная часть переселенцев проходила через Челябинск в мае месяце. Прибывая по Самаро-Златоустовской железной дороге в большом количестве 2-3 поезда в сутки, переселенцы вынуждены были ожидать в Челябинске дальнейшей отправки по нескольку дней, так как Сибирская железная дорога могла предоставить для них 3-4 поезда в неделю. Пункт представлял собой изолированный городок, к которому с вокзала были проложены пути. Поначалу выстроили бараки, но потом они заменялись на прекрасные здания. Здесь же была больница, столовая, баня. Общее число переселенцев достигало 350 тысяч в год.

Сейчас установлен памятник Столыпину перед Органным залом.

Положение Челябинска как ворот из Европы в Азию и обратно обусловило учреждение таможни первого класса, в которой можно было складировать товар на три года. Особенно крупное развитие в Челябинске получило чайное дело.  В таможню поступало до двух миллионов пудов чая в год. Поступление пошлин достигало 25 миллионов рублей в год. В те времена Челябинск был чайной столицей России. Весь чай из Китая в Россию шел через Челябинск. Здесь он фасовался и паковался.  Соответственно фирмы склады и чаеразвесочные фабрики росли в городе как грибы, их было едва ли не десяток. Чай из Челябинска отправлялся в самые дальние точки страны. Работали на чаеразвесе преимущественно дети. Фольга, в которую фасуют чай, тоже производилась здесь на крупнейшем в России дроболитейном заводе.

Как центр обширного и богатого земледельческого района,  Челябинск производил сельскохозяйственные машины. Эта сфера привлекала значительные зарубежные инвестиции.

Челябинск быстро становился мощным промышленно-торговым центром.

1912

Дом ВалееваТемпы роста  были действительно потрясающи. За  три года его население выросло в два раза. Благодаря строительству Транссиба, Челябинск стал настоящим проходным двором. Здесь поселились люди разных национальностей. В городе было 11 православных храмов, костел, кирха, синагога, мечеть. Татары держали самые крупные магазины города.

Братья ЯушевыМногие из них принадлежали к троицкому купечеству, которое успешно овладевало челябинским рынком. Особенно известен был конечно Валеев, магазин которого и сейчас украшение города на бывшей Уфимской а ныне Кировке. Конкуренцию ему мог составить только торговый дом Братья Яушевы, картинная галерея сейчас.

Город наполнился гудками автомобилей, звонками телефонов и электрическими фонарями. В городской думе в начале ХХ века уже всерьез обсуждался вопрос о пуске конного трамвая.  В городе открылось несколько парижских модных мастерских дамских нарядов и верхнего платья. Страсть к моде и желание не отставать от Европы охватила челябинских дам. Но модными в это время становились не только Модницыфасоны шляпок, но и благотворительная деятельность. В городе был такой Праздник колоса - сбор пожертвований.

Большой популярностью пользовался ресторан "Ялта", где ежевечерне играл духовой оркестр. А в электротеатре "Люкс" можно было вживую увидеть самые последние новинки парижской моды. Излюбленным местом увеселения был не только Городской сад, но и остров на реке Миасс. Здесь давали платные и благотворительные концерты профессиональные и любительские оркестры. Челябинская публика могла увидеть и столичных звезКировкад. Комиссаржевскую например. Происходили полеты авиаторов императорского летного клуба. Популярным местом отдыха были как и сейчас каменные карьеры.

Совсем рядом с городом были расположены Смолинские минеральные воды. Озеро тогда было целебное. Там лечились. Но место было лишено удобств. Иностранные предприниматели даже намеревались заняться благоустройством и созданием настоящих курортов не хуже чем в Европе. Было отснято много фото южноуральских красот природы, позднее они вышли в Стокгольме большим тиражом. Это было экзотикой для европейцев. Виды на курорты Южного Урала судя по всему были серьезными. Но всему этому помешала Первая мировая война.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.