Агатовые комнаты Екатерины Великой

Для уральской яшмы первая половина 18 века - это в основном "галантерейный" период. Яшма шла главным образом на рукоятки шпаг и кинжалов, набалдашники тростей и на модные в те времена табакерки. Эпоха крупных яшмовых ваз еще не наступила.

Агатовая комната. Царское Село

 Первой вазой, которая открывает блестящий парад ваз, долгое время считали   вазу из калканской яшмы 1776 года, что и ныне украшает библиотеку Эрмитажа. Но вот в архивах выудили такой документ о чаше сделанной в 1757 году: "яшмовая зеленая чаша с крышкою, оправлена в меди с позолотою... В ней меди и с уроном два пуда...При сем всепокорнейше прилагаеца щет". Два пуда меди! Значит чаша была очень большая.

В Царском Селе есть знаменитые Агатовые комнаты Екатерины Великой. Но на самом деле правильнее было бы сказать яшмовые комнаты. Дело в том, что в 18 веке была изрядная путаница в названиях яшм и агатов. Агатовые комнаты Екатерины Великой - это уникальное явление в мировом масштабе. Они облицованы темно-красной яшмой с Южного Урала.

Ни тысячи веков до, ни двести лет после них нигде и никто в мире не использовал самый твердый цветной камень для  внутренней облицовки и убранства в столь огромных масштабах.

Стены двух больших комнат с пола до потолка отделаны плитками трех видов уральских яшм. В одной комнате преобладает ленточная кушкульдинская яшма красновато-бурых, малиновых и темно-зеленых тонов. Искусно подобранные яшмовые плитки вовсе не создают впечатления пестроты. Комнату украшают также четыре колонны из темного агата, выложенные способом русской мозаики.

Агатовые комнаты из уральской яшмы

 Другая комната отделана главным образом красным агатом из науразовской яшмы и зеленой калканской яшмой. Яшмовые стены разбиваются на отдельные панно бронзовыми золочеными тягами, в центре которых находится бронзовый барельеф. Справа и слева от окон западной стены находятся полуовальные ниши, облицованные красной яшмой.

Двери первой и второй комнат выложены теми же тремя видами яшм, подобранными с очень тонким вкусом. И наконец убранство Агатовых комнат дополняют яшмовые и порфировые вазы, выполненные на Екатеринбургской и Колыванской фабриках. Две вазы созданы гениальным уральским мастером Яковом Коковиным.

Агатовая комата

Агатовые комнаты Екатеринв Великой создавались архитектором Чарльзом Камероном - он был непревзойденным декоратором интерьеров в его время. Камерон сумел внести тонкое изящество и роскошь. Он применял во внутренней отделке самые разнообразные материалы: фарфор, золоченую бронзу, цветное стекло, цветные поделочные камни. Причем применял все это с величайшим тактом. До приезда в Россию Камерон глубоко изучил античное искусство. И он всегда оставался верен духу античности - его пластической гибкости, изумительной благородности и цельности общего впечатления.

Екатерина II давно собиралась построить в Царском Селе античный дом, или, как она еще называла "греко-римскую рапсодию". Первый проект античного дома, созданный французом Клерисо не понравился императрице, и тогда она пригласила в Россию Камерона - лучшего знатока античности в Европе. Свыше двадцати лет он изучал, обмеривал, зарисовывал, и читал описания римских бань.

История создания агатовых комнат или как их стали называть позднее Яшмовых кабинетов, довольно туманна и изобилует белыми пятнами. Вот что удалось выяснить.

18 октября 1783 года Екатерина II писала Бецкому: "Иван Иванович. Указав в Царском Селе убрать некоторые покои агатом, яшмою и восточным хрусталем, потребное количество тех камней по выбору архитектора Камерона отпустить из Петергофа в контору строений Царского Села... Екатерина".

Екатеринбургская экспедиция прииска цветных камней снабжала тогда Петергофскую фабрику самыми разнообразными поделочными и самоцветными камнями в большом количестве. А потому выбор у Камерона был богатый. К работе Камерон привлек некоего итальянца с громким именем Мартини, который обещал нанести на яшму "глянец, который превосходил бы всякую мраморную полировку". Но обещание Мартини не выполнил. Яшмовые плитки были отшлифованы грубо и о зеркальной полировке, которой уже добивались в то время петергофские и екатеринбургские мастера на яшмовых изделиях, говорить здесь не приходится.

"Холодные бани Екатерины"

Подготовка яшмовых плиток для облицовки длилась три года, затем только начались мозаичные работы, которые завершились в 1787 году.

В 2013 году закончилась 10-летняя реставрация комнат и ваз. Все пребывало в тяжелом состоянии с послевоенного времени. В годы оккупации здесь располагалось немецкое казино. Помещение не отапливалось и мастика с годами потеряла свои свойства. Все началось сыпаться.

Агатовые комнаты - их 7 - насыщены разнообразным декором. На большей площади стен панели из уральских самоцветов.Один кабинет полностью облицован яшмой разными сортами разными по цвету и структуре.   Но все пластины смотрятся единым ансамблем. По сути каждая комната как гигантская шкатулка с драгоценностями. Это гимн Уралу, его горам и его недрам! Это песнь в камне!

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.