Гора Ауш-таш или Ауш находится рядом с деревней Старобайрамгулово. У подножия находится озерцо с тем же названием Ауш-куль. Таш-гора, куль-озеро. Это Башкирия. Аушташ - одиночная гора, не являющаяся частью какого-нибудь хребта.
С вершины горы на западе хорошо виден хребет Нурали, он совсем близко, на севере Ильмень-Тау. Аушташ называют яшмовой горкой, здесь с 17 века добывалась знаменитая аушкульская яшма палево-песочного оттенка с черными прожилками. Ваза из нее украшает Эрмитаж. Эта гора хранит загадку.
На вершине в кругу накиданных камней стоит старая береза. У ствола, будто на пьедестале, расколотая каменная плита. На ней арабской вязью текст. Утверждают, что раньше лежала она сверху памятника, сложенного в виде пирамиды. И была целой. Скол разрушил одну из пяти строк.
Буквы на плите выбиты Зайнуллой Расуевым. Кто же это такой? А это очень интересная личность. Зайнулла Расуев - башкирский религиозный деятель и врачеватель с даром пророчества. Он родился в начале 19 века. Став юношей отправился в дальний путь за знаниями. Много где учился и затем вернулся в родные края и сам стал учить. А в процессе своих странствий стал Зайнулла суфием, вступил в суфийское братство.
"Нет ничего выше Истины, а Истина превыше всего!" - девиз суфиев. Истина для суфия - это и есть Бог, а найти его надо в своем сердце. Только там можно найти и открыть дверь к Богу. Хоть и считают теперь суфизм частью ислама, но возник то он намного раньше. Сами суфии считают что "семена суфизма были посеяны во времена Адама, дали ростки во времена Ноя...", ну и так далее по Идрис Шаху. То есть когда возник человек, тогда и возникло стремление познать Истину (Бога).
Расулев занимался просветительской деятельностью, что конечно не понравилось духовному мусульманскому управлению Оренбурга. Ученого обвинили в ереси и посадили в тюрьму. Но просидел он не долго, всего восемь месяцев. Потом отправился в ссылку, куда-то на запад, но через несколько лет вернулся. Зайнулла Расуев был просветитель и Учитель, имевший глубокие познания в суфизме. Он также был знатоком тибетской медицины и врачевателем. Он имел дар пророчества, что принесло ему необычную популярность. Уже в наши дни он назван "Последним Великим Шейхом суфийского братства в Волго-Уральском районе".
Что же за строки выбиты Зайнуллой Расуевым на каменной плите? Здесь есть определенная интрига. Оказывается эти строки посвящены шейху Мухаммету, который жил в окрестности Аушкуля и занимался миссионерской деятельностью, жизнь его трагически оборвалась. Надпись гласит "Это проповедник веры - шейх Мухаммет Мигнан Алуса - 651 г. во времена Берке-хана - государство Берке-хана". 651 год = 1237 год по нашему времяисчислению.
НО у плиты оказывается была предшественница... древняя плита. Текст ее гласил "Рамазан Аулия - пришел из города Ош - Его самого, жену, дитя - убили в 651 г." Слово "аулия" - значит "святой". Почему же святой Рамазан вдруг превратился в шейха Мухаммета? Что заставило Расуева сделать новую надпись? Загадка Аушташа.
Вид с Аушташа в сторону хр.Нурали
Предания порой дополняют, порой опровергают друг друга. "Когда-то давно в здешних местах проходили караваны верблюдов. Шли этим путем торговцы из города Ош. В дороге умер всеми почитаемый человек. Он и был похоронен на вершине". "Караван подходил к селению. Жители были на сенокосе. В разгар работы прибежали дети с вестью, что появились вооруженные люди. Селяне бросились на защиту. Когда опомнились, непоправимое свершилось. Было убито несколько человек, в том числе и духовный провидец, проповедник новой веры". Но наиболее распространена версия, что святой Рамазан пришел в эти края проповедовать ислам, но местные его не поняли и отрубили ему голову. Даже есть уж совсем фантастический домысел, что Рамазан взял свою голову подмышку и занес ее на вершину.
Когда убили святого Рамазана, то свершилось чудо: из глубин земных, из каменных недр забил вдруг источник чистой воды. Вот и сейчас шумит он. Приходят к источнику люди. Только один месяц в году, по весне в мае, когда наполняются соком березы течет родниковая вода...
В 100 метрах от памятника на горе есть загадочное место. Большими плитами, поставленными вертикально, выложен круг. В центре яма. По бокам каменная россыпь. Могила Рамазана? Или нет? Под горой есть древнее кладбище. Такие же у других деревень. Но не каждое из них признается башкирами за свое. Может быть гора Аушташ была святой еще до того трагического случая? И свершались здесь обряды людьми, исповедовавшими зороастризм?
Да, много еще тайн на Урале.
Оставить комментарий