Угорские легенды о происхождении мира.
В сохранившихся до наших дней мифах народов ханты и манси большое место занимают животные (особенно медведь, лось) и птицы (гагара). Вообще, водоплавающая птица занимает важное место в древнеугорской мифологии. Например, утка сопровождает душу умершего в другой мир, она посредник между мирами. В птицах воплощаются духи - покровители дома. Водоплавающие птицы каждую весну прилетают и тем символизируют вечный круговорот жизни.
Есть интересный хантыйский миф о происхождении земли. "Всех зверей ханты убивают, только кулика-люли не убивают. Он землю наверх поднял, когда наводнение было. В Ханты-Мансийске есть семь холмов, это он поднял их. Когда чек-най (огненный потоп) был, земли после этого не стало. Кон-ики-Пах (Золотой Богатырь тождественный мансийскому Мир-сусне-хуму - человеку обозревающему мир, тождественный также зороастрийскому богу Митра) увидел, что ему негде охотиться и послал Люли и говорит: "Хоть бы землю достать для охоты". Люли нырял, нырял, нырял и наконец вынырнул с землей. Кон-ики-пах там охотился." Люли - это то ли кулик, то ли гагара.
А вот мансийская легенда. "Светлый муж-отец создал этот мир, эту Сибирь. Деревьев не было, сухой земли не было, везде была вода, везде был туман. Сын светлого мужа-отца, обходя в тумане, в воде мир после раздела, говорит: "Не мог ли бы я создать тундровый холм такой величины, чтобы он мог меня выдержать?" Тогда выплюнул он свои сопли в саже из глубины глотки - возник тундровый холм. Теперь он проводит время на этом своем холме, пищу варя, время проводя. Светлый мальчик говорит про себя: "Если бы мой отец не рассердился на меня, я бы на свой страх и риск дал бы земле подняться", - говорит он. Ему страшно и не страшно. "Две мои дочери с игольчатыми клювами, кто из вас двоих вынесет живую землю, кто из вас двоих вызовет мертвый мир?" Тогда они нырнули. Они странствовали, странствовали почти 7 лет. 7 месяцев не хватило до семи лет и тут всплыла гагара и вскрикнула: "Я проснулась в мертвом мире!" И вот по истечении еще семи лет поднялась на поверхность другая гагара, и там, где она отряхнула свои крылья, появилась куча земли, где она отряхнулась, появилась каменистая земля".
На уральских реках Нейве, Тагиле, Юрюзани, Реж и других в пещерах обнаружены многочисленные писаницы, выполненные красной охрой.
Нарисованная вертикально, водоплавающая птица на Коптеловском Камне показана не плывущей, летящей или сидящей, а именно выныривающей кверху. Наскальные писаницы похожи на своеобразную графическую трактовку ханты-мансийских мифов.
Интересно что за потоп имеется в виду в мифах? Может быть Западную Сибирь подтопило после того как Арктида пошла на дно?
Вот еще что интересно. У обских угров и самодийцев известен сюжет о космическом лосе или олене, представленном на небосводе в виде созвездия Большой Медведицы. У хантов и манси есть в разных вариантах миф о космической охоте на шестиногого лося: герой настигает его после длительной погони и отрубает две ноги, после чего лось становится объектом охоты простых смертных. Есть мансийский миф о происхождении Млечного Пути и созвездия Большая Медведица. В нем рассказывается:
"Жил человек с женой, был у них маленький сын, в колыбели еще лежал. Однажды женщина пошла за водой и видит: менкв (богатырь или лесной дух) гонит шестиногого лося. Приходит домой, муж ее спрашивает: "Что сказать имеешь?" "Видела, как менкв шестиногого лося гнал". Мось-хум услышал это, выскочил из колыбели и побежал. Долго ли коротко ли гонялся за лосем, догнал и отрубил ему две задних ноги. Остались две передних, да две средних. Дорога, по которой бежал Мось-хум видна и теперь: это Млечный Путь. Также виден и лось - это Большая Медведица. Рашьше, когда лось имел шесть ног, люди не могли его догнать."
Зигзаги на древних писаницах, обнаруженных в пещерах по берегам уральских рек могли предположительно символизировать верхний мир - небесную реку, которая отождествляется с Млечным Путем.
На некоторых рисунках изображены сцены охоты и рыбной ловли. Во время угорского праздника медведя есть обряд, когда человек беспрерывно строгает палку, и чем больше стружек, тем больше будет рыбы. Аналогия здесь точна. Стружки - это рыба - пунктиры на писанице.
Пра медведя - самый главный у обских угров. Устраивается в день весеннего равноденствия. Медведя народы ханты и манси считали подобием человека, а также братом, или посланником бога Нуми-Торума. Медведя изображают в виде сложного многоугольника с отростками.
В хантыйском мифе о происхождении медведя говорится: "Не знаю, правда или нет, что медведь раньше был богом, у него были дети. Одного из них непослушного он выгнал и сказал: "Иди куда хочешь." Медвежонок упал на землю но до земли не долетел, а застрял в развилке дерева и подумал: "Пропаду наверное теперь. Ни вверх ни вниз. Съедят меня черви." Так и случилось. Подох медвежонок, а из него на землю стали выпадать черви и превращаться в медведей."
А есть ли подтверждение подлинности наскальных рисунков? Где найти научные работы на этот счёт?