Суэцкий канал Сибири

Красноярский край. Копь - "Суэцкий канал Сибири".  Он  должен был стать главным водным путем всей Сибири. Но после постройки выяснилось - он никому не нужен. Сейчас на его берегах живут только старообрядцы. Копь - так они называют это сооружение.

3

Обь-Енисейский канал - гигантское сооружение. Его построили русские мужики в глухой сибирской тайге в конце XIX века. Современники сравнивали это канал с Суэцким.

Но здесь не было практически никаких механизмов. Всего один паровой копер для забивки свай. Можно смело сказать - все шлюзы были сделаны топором, лопатой и кувалдой.

История Обь-Енисейского канала началась еще в 1800 году, когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек. В течении 12 лет были обследованы водоразделы между десятком таежных речек. Необходимо было выбрать оптимальную трассу водного пути. Но работы по строительству канала в то время так и не были начаты.

Обь-Енисейский каналМежду тем в 19 веке необходимость канала реально существовала. Железной дороги не было, и грузы на восток России доставлялись исключительно конными обозами.  Купцы на собственные деньги провели исследования. И остановились на пути по Большому и Малому  Касам со стороны Енисея и притокам Озерной, Ломоватой и Язевой со стороны Оби.

Но строительство началось только в начале 80-х годов 19 века. На первом этапе из-за недостатка средств было принято решение построить канал для прохода лишь небольших судов. В самом узком месте расстояние между притоками Енисея и Оби меньше 10 километров. Именно там и решили копать. Именно там русские землепроходцы раньше перетаскивали свои струги.

Озеро Большое - водораздельное бассейнов двух рек.  Оно очень опасное потому что мелкое, глубина всего-то сантиметров 20. Зато 5-6 метров ила. Сойдешь с лодки - мгновенно засосет.

Обь-Енисейский канал

При строительстве соединительного пути использовалась естественная речная система. Было построено 14 шлюзов вместо планировавшихся 30. На строительстве работали 2 тысячи землекопов. Всего они вручную прокопали 10 км. В тяжелейших условиях в сотне километров от ближайших населенных пунктов. Шлюзы делали из добротной сибирской лиственницы, росшей по берегам канала. Все было тщательно подогнано.

Официально канал открыли в 1893 году, именно тогда здесь прошел первый пароход. Однако  практически шлюзы платины достраивались еще 5 лет. Несколько раз за навигацию по каналу проходила баржа. За первый год эксплуатации провели 500 тонн груза. Потом до начала 20 века еще 800 тонн. И все! Дальше над каналом воцарилась тишина.

4

Сейчас канал, который местные жители называют копь, сильно обмелел. Пройти по нему можно разве что на байдарках. А ведь вначале предполагали, что великий сибирский водный путь будет соединять Обь с Амуром.  Такой водный аналог Транссиба - железнодорожной магистрали.

А Транссиб между тем в 1902 году построили. И все грузы естественно пошли по нему. Надежды сибирских купцов на получение прибылей рухнули в одночасье.

1Сейчас все шлюзы Обь-енисейского канала не преодолимы даже для малотоннажных судов. А байды и мараны приходится переправлять вручную. С енисейской стороны 7 шлюзов. Около них селились люди и до сих пор кое-где живут старообрядцы-безпоповцы. Они сюда сбежали от сталинского режима в 30-х годах прошлого века. Сейчас это обычный поселок Наливное рядом со старым шлюзом. Теперь отшельниками их не назовешь. Почти у каждого дома стоит хорошая машина, а то и грузовик,  у всех имеется моторная лодка. Тем не менее жизнь здесь достаточно тяжелая. Чтобы ее облегчить приходится идти на массу ухищрений. В поселке несколько лет назад установили настоящую гидроэлектростанцию. Ее спроектировали и построили сами.  Но проработала она только 4 года. энергии стало не хватать. Поселок расширился. В итоге теперь пользуются казенным дизель-генератором. Приходится за электричество платить, а раньше оно было бесплатным. У всех имеется в хозяйстве собственные  электрогенераторы. В основном их используют для полива.

Жизнь в старообрядческих селах - это свой особенный уклад, который формировался десятками лет.  Бородатые сибирские мужики не только на все руки мастера, они должны уметь переночевать в тайге зимой в лютый мороз, они должны уметь без страха в одиночку пойти на медведя. Лодыри в тайге не выживают. Интересно, что местные жители находят на канале какие-нибудь инструменты 19 века, например топоры, которые можно использовать и сейчас.

4

Больше всего поражает остроумность с которой были построены шлюзы канала. Без насосов и электричества, вода делала всю работу сама. В конце 19 века по каналу ходил катер, который топился дровами. Вдоль всей системы складывали поленницы. В 1918 году канал попытались вернуть к жизни, но ничего не вышло и до войны возродить Обь-Енисейский путь не пытались. Но пришла пора, когда им снова пришлось воспользоваться. В 1942 году тут проводили пароходы. Шла война и на Оби не хватало стратегических грузов. Пришлось их перегонять с Енисея. Это была труднейшая эпопея которая продолжалась 4 месяца. Пришлось восстанавливать шлюзы, строить новые плотины для повышения уровня воды, порой частично разбирать корабли, так как они не помещались в шлюзы.

За 130 лет канал успел обрасти разными историями и легендами. Во времена постройки канала железнодорожное лобби транссибирской магистрали всерьез озаботилось возможной конкуренцией со стороны речников. Устранить оппонентов решили не совсем законными методами. По легенде они вышли с предложением, от которого нельзя отказаться на руководителя строительства Б.Аминова. "Измените проект до состояния нежизнеспособности".  Он будто бы взял взятку в миллион золотых рублей. Канал еще строили, но его уже нещадно высмеивали в газетах.  Так в газете "Сибирский вестник" от 11 августа 1898 года напечатали убийственную характеристику. "Обь-Енисейский водный путь - мертворожденное дитя: неизвестно когда его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, увидели, что не для мира сего оно сотворено ..."

В 1918 году часть сооружений  взорвали отступающие белогвардейцы. И некоторые пытаются в районе шлюза Марьина Грива найти якобы спрятанное там золото Колчака. Именно белогвардейцы уничтожили Баронский тракт - столбовую дорогу, которая была проложена вдоль всего канала.

1В поселке Александровский шлюз до сих пор сохранился дом в котором жили инженеры, руководившие строительством канала. Сельчане бережно сохраняют эту деревянную избу и надеются со временем открыть в ней музей.

Обь-Енисейский канал мог бы стать крупнейшим действующим инженерно-техническим сооружением РФ. Это своего рода Суэцкий канал Сибири. Его протяженность 162 километра, что на несколько десятков километров длиннее чем у его именитого собрата. Но история не имеет сослагательного наклонения. С вводом в строй Транссиба, водную артерию забросили.

На закате социализма вновь появилась идея соединения Оби и Енисея. В 1983 году спустя 100 лет трассу старого канала детально осмотрели с воздуха, а на земле ее изучили полевые группы гидрологов. Исследования показали, что направление Кеть - Кас совершенно не подходит для масштабного гидросооружения. Водораздел слишком заболочен, да и людей практически нет. Тогда было решено соединить бассейны двух рек гораздо южнее в Новоселовском районе, где Чулым бежит совсем близко от Красноярского моря.

2

Теперь канал - место паломничества туристов - экстремалов. Ежегодно проходят по нескольку экспедиций. Обь-Енисейский канал в начале 90-х был признан памятником природы и одним из чудес Красноярского края.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.