Вдали от шумных городов прячут горные вершины староверскую деревню. Челябинская область, Катав-Ивановский район, деревня Серпиевка.
Серпиевские пещеры - рай для спелеологов. По самым скромным подсчетам в окрестностях деревни находится около 200 пещер.
Река Сим за сотни тысяч лет образовала подземные переходы, вымыла в мягких осадочных породах запутанные лазы. В некоторых пещерах есть подземные озера глубиной до 200 метров.
Скалы покрыты маленькими и большими отверстиями неправильной формы как бы оспинками. Когда-то здесь было Рифейское море, тропический климат, и очень много находится древних окаменелостей, следы от ракушек. Одна из самых больших серпиевских пещер - Майская. Ее длина 350 метров, но все это расстояние спелеологам преодолевать приходится ползком на коленях поэтому и считается пещера одной из самых труднодоступных. Однако, в конце пути ждет награда: редкое по красоте зрелище - большой зал со сталактитами и сталагмитами и сталагматами. Еще в Майской есть подземное озеро с "живой" водой, как уверяют местные жители. Рядом всегда стоит кружка чтобы любой путник мог утолить жажду. В дальнем зале заметны следы обвала. Каменная плита весом в пять тонн обрушилась вниз больше 20 лет назад. Теперь от поверхности пещеру отделяет тонкая плитка. Обвалится и она , заходить в пещеру станет не безопасно.
В нескольких метрах от пещеры есть примечательная скала Кольцо - памятник природы. Скалу еще называют сферой любви. Хорошей приметой считается посещение этого места молодоженами. В каменном и бронзовом веках видимо молодожены сюда тоже часто наведывались. Около нее среди каменных осколков есть два, по форме напоминающие сердца - вытесали. За Кольцом находится большой Серпиевский грот. В 60-е годы здесь нашли захоронение женщины-воительницы. Амазонки - древние сарматки как раз на Урале то и жили. В память о древней воительнице каждую весну плачут скалы, бегут по камням ручьи...
То, что находится под землей иногда называют Шестым или Тайным океаном. А пещеры - входы в него. Спелеологи - колумбы этого океана. Семен Баранов, который десятки лет изучает южноуральские пещеры, говорит, что когда заходишь в большой объем, то ощущение одно - Храм! Там каменные цветы, деревья вниз головой - сталактиты, озера и целые подземные моря, но они неподвижные. Иногда бывают рыбы - но они слепые. Начертанные охрой сакральные изображения. Мы входим туда на мгновение. А пещеры создавались сотни, тысячи, а то и миллионы лет. Именно там можно говорить о вечности.
Петляющая линия. Думали, что нарисована змея, но скорее всего - это река, петляющая у входа в пещеру. То есть на стене план местности, где жило неведомое нам племя.
У нас на Урале три пещеры с наскальными рисунками. Можно сказать, что древние уральцы вели весьма деятельный образ жизни.
Села Серпиевка, Орловка на реке Катав
В конце 18 века помещик Калужской губернии Бекетов проиграл в карты 30 семей крестьян-старообрядцев. Их выслали на Урал, где на новом заводе нужны были рабочие руки. Старообрядцев поселили возле Егунского рудника. За ними закрепилось название "егуны".
Переселенцы по нраву разительно отличались от окрестного населения. И быт и говор у них особенный. "Пойду у чулан" - пойду на кухню. Друг друга называют по прозвищам или друними фамилиями. Например есть Мартыновы, но их почему-то все называют Себиткины. Оказывается себитка - это на местном диалекте соловей. А в этой семье все хорошо поют. Веретеновы - предок делал веретена. Всего в селе меньше десятка фамилий. Целая улица Кривугиных. Но чтобы отличать друг друга, они и придумывали прозвища. "Старшина", "Капитан" и т.д.
Люди здесь как и положено старообрядцам очень работящие, хозяйственные, домовитые. Ну, даже если они и не религиозные сейчас, характер все равно остается.
В середине 19 века в одной из Серпиевских пещер поселился старец Игнатий. Кем он был не известно. Одни легенды гласят, что он был царского рода, другие - что простой беглый каторжник. Но церковных книг у старца Игнатия было много и почитали его местные жители как святого.
Приносили еду и свечи, каялись в грехах, спрашивали совета. Лишь изредка через узкий лаз покидал старец Игнатий сырую келью. Там на стене кельи был явлен ему образ Богоматери. Чудесная нерукотворная икона стала утешением для подвижника, добровольно заточившего себя среди безмолвных камней.
До примерно 1938 года по большим православным праздникам рано утром выходили, брали из церкви огромные иконы, и шли в Игнатьевскую пещеру. Причем шли тайными тропами, чтобы совершить там службу. Надо было перейти речку, крутые спуски-подъемы, а передать икону другому человеку почему-то было нельзя, только уже в пещере поставить. И считалось, что за это прощались все грехи. Пещеры были естественными храмами.
Люди и сейчас приходят сюда как в храм. Поплакать покаяться, а когда человек выходит наружу - ощущения уже другие.
Оставить комментарий