Саткинские "Пороги".
В Челябинской области на реке Большая Сатка есть старинная плотина, называемая "Пороги". Она была построена более 100 лет тому назад и до сих пор исправно работает. Это одна из самых известных достопримечательностей области, памятник истории и культуры. Здесь время будто замедляет ход.
Надпись 1909 год. В те времена эта плотина шириной 125 м с высотой падения воды 21 м. была гигантской. И сегодня жители поселка "Пороги" используют свою электроэнергию. Причиной строительства этой плотины были ферросплавы, точнее их полное отсутствие на территории России. Закупали за границей за очень большие деньги.
Было решено построить свой завод. Именно здесь. Река Большая Сатка - самая крутая в Челябинской области в смысле перепада высот. Она вытекает из озера Зюраткуль, впадает в реку Ай. До сооружения плотины здесь было два порога с перепадами высот до четырех метров. Вода кипела и пенилась, а на бурных сливах переворачивались лодки и плоты. Ходили легенды, что здесь водятся черти, которые крутят рекой как хотят и губят людей. Соответственно место называли "Чертовой ямой".
Несмотря на плохую славу у местного населения, это место идеально подходило для строительства плотины. Перепад высот давал колоссальный запас энергии, которая была способна крутить турбины. Узкий скальный створ между хребтами как будто нарочно был создан для плотины гидроэлектростанции и создания водохранилища, т.е. подпора воды которая бы работала, работала и работала. Вокруг, прямо в прибрежных скалах на Чулковском хребте необходимое для завода сырье - огромные залежи кварцитовых железняков неоходимые для производства ферросилиция и феррохрома. И много необходимого леса.
Плотину и завод воздвигали в рекордные по тем временам сроки - за 2 года - с 1908 по 1910 годы по последнему слову техники в основном с заграничным оборудованием. Талантливый инженер Александр Филиппович Шуппе руководил стройкой. Ранее он работал управляющим казенным Саткинским чугунно-литейным заводом. Тысячи конных подвод день и ночь подвозили лес, камень и глину. Строительство велось по уникальному проекту известного ученого Бориса Бахметьева.
300 мастеров из ближайших городов, но больше всего из Сатки трудились над возведением тела плотины. Специально из Пскова были выписаны 40 квалифицированных каменщиков. Посмотреть на чудо технической мысли приезжали со всего Урала.
После возведения плотины пороги, на которых раньше гибли люди, оказались под водой пруда, а в каньоне между хребтами Чулков и Уары по-прежнему мчится река, покорно замедляя свой бег у рукотворного препятствия. В 1910 году завод дал первую партию ферросплавов. И стал производить до 500 тонн ферросилиция в год. Все это шло на экспорт и платили золотом. Трудилось на заводе порядка 200 человек. Для их размещения по берегу пруда были построены бараки и деревянные избы.
После революции завод был национализирован, производство остановлено. Возобновилось оно спустя 10 лет. Впоследствии завод стал цехом Саткинского завода "Магнезит". В 60-х годах печи перепрофилировали на получение плавленых огнеупоров. Завод просуществовал до начала XXI века. Последняя плавка состоялась в декабре 2000 года. Технология, отработанная здесь, применяется на ЧМК (Челябинский металлургический комбинат).
И вот прошло более 100 лет, а плотина исправно работает. Пожалуй во всей России не найти такого же примера. Это уникальный объект теперь является историческим памятником. Приезжают туристы отовсюду. Недавно приехали из Австрии, где эту турбину изготовили, им было очень интересно как это в
России сохранилось и работает 100 лет. "Смазываем, подмазываем и все работает!" - говорит машинист турбинных установок Александр Лутков. Гидротурбины изготовленные в немецком городе Готте исправно служат и сегодня. Генератор третьей турбины собран в Швейцарии, мостовой кран грузоподъемностью в 5 тонн был доставлен из Российской столицы.
К памятникам индустриального зодчества историки относят и заводской корпус когда-то объединивший под одной крышей электростанцию, плавильный цех и производственные участки. Здание сложено из кирпича и местного камня песчаника. Высокие арочные окна словно смотрят в прошлое.
Еще в 1993 году ученые-эксперты писали, что те бетонные рубашки отошли от каменного тела плотины и их уже тогда было необходимо ремонтировать. Тогда же обратились в ЮНЕСКО с просьбой включить Пороги в число памятников мирового значения. Вопрос до сих пор на рассмотрении. Сейчас разрушается облицовка плотины, постепенно обваливаются каменные блоки. Летом 2009 года вроде бы началась реконструкция при которой все исторические детали должны быть сохранены. Но нужны очень серьезные финансовые вливания чтобы привести в надлежащий порядок этот уникальный объект.
Сегодня памятник технозодчества имеет статус памятника регионального значения, но несомненно достоин того, чтобы этим чудом гордилась не только Челябинская область но и вся Россия.
Это очень популярное место у туристов. От Челябинска 210 километров. Немного не доезжая до Сатки, свернуть на Бердяуш, и до поселка чуть больше 30 км. Обычно туда едут летом или весной, когда с плотины падают бурные потоки воды. Летом бывает до 1000 туристов ежедневно. Но мы побывали в пору золотой осени, было тоже очень красиво. Можно побывать и зимой. По переписи 2010 года на единственной улице поселка Пороги проживало 12 человек. Сейчас чуть больше. Построена база отдыха и гостиница. Есть проект создания здесь парка промышленной культуры Южного Урала. Сделали тропу от Порогов через Чулковский хребет до монастыря. С хребта открываются отличные виды на пороги и окрестности, есть смотровая площадка откуда виден даже Таганай. На хребте есть хорошие скалы, где тренируются скалолазы.
Планируют открыть еще туристические приюты и кемпинговый лагерь и этнографическую деревню. В пяти километрах от поселка река Большая Сатка впадает в Ай - самую популярную на Южном Урале реку у сплавщиков. А еще в проекте конные и лыжные маршруты. В общем стараются привлечь туристов. Хвойные леса, наша великолепная южноуральская природа, чистый воздух - что еще надо? Это получше Турции и Египта.
[…] Была построена электростанция, известная сейчас как Саткинские Пороги. Так впервые в России было создано ферросплавное […]
[…] Была построена электростанция, известная сейчас как Саткинские Пороги. Так впервые в России было создано ферросплавное […]