Северо-запад республики Коми. Приполярный край русского севера. Интересно бы познакомиться с этими местами. Суровый климат, даже летом может пойти снег. Но столетиями здесь живут люди, хранят традиции, обычаи и веру своих предков. В старинных селах Усть-Цильма, Замежная Степановская, Скитская живут старообрядцы. А еще "мертвый" город Пустозерск - древняя столица Печерского края. Еще 50 лет назад он был жив. Именно здесь погиб борец за веру протопоп Аввакум. Были разные причины гибели города: экономические, географические, но люди, населяющие этот край, говорят о великом злодействе и страшном пророчестве убившем град Пустозерск.
Пророчествам можно не верить, однако исторические события, произошедшие здесь 300 лет назад, навсегда изменили здешнюю жизнь. Именно тогда на берегах Печоры зародилась особая цивилизация - поморские старообрядцы. Село Усть-Цильма - одно из самых древних поселений русского Севера. Севернее Сыктывкара на 660 км. В 1542 году новгородец Иван Ластко получил разрешение от Ивана Грозного на владение здешними землями. Этот год и считается датой основания села. Жители гордятся своей историей и традициями. Хранят старинные костюмы, предметы быта и культуры.
С конца XVII века сюда устремился поток переселенцев из центральной России. Это были люди, не признавшие реформ патриарха Никона, изменивших церковные обряды, иконы и книги. Старообрядцы оставались очень преданы своей вере. Они хранили старинные книги как драгоценность и даже переписывали их вручную. Образ жизни у старообрядцев был праведный и аскетичный. Никаких излишеств в еде, не ели даже картошку. Строгие устои помогли выжить в суровом северном краю, сформировать особую культуру и общность людей.
Жители Усть-Цильмы часто говорят: "В России делают так, у нас по-другому." Удаленность от больших городов и верность традициям прошлого породили здесь свой фольклор. Местные жители говорят: "Мы не русские, мы не коми, мы - усть-цилемы". В Усть-Цильме сохранились практически в неприкосновенности язык, бытовой уклад, оригинальные напевы, говор, обряды и традиции предков. Ежегодно летом в селе проводятся красочные народные гуляния, которые называются "Горка". Для собирателе фольклора и интересующихся старинным бытом, Усть-Цильма - настоящий клад.
Старообрядцы всегда старались не пользоваться новинками научно-технического прогресса, предпочитая старые проверенные технологии и ручной труд. Поэтому многие предметы быта не менялись порой веками. Их можно увидеть в местном историко-этнографическом музее.
Усть-Цильма небольшое село всего 5.5 тысяч жителей, но оно является административным центром крупного района размером с Голландию 42 тысячи кв. километров. На одного жителя района в среднем приходится 3 кв. километра. Большую часть территории занимают леса и лесотундра среди которых спрятались старинные села, основанные старообрядцами.
От Усть-Цильмы до Замежного около 70 км. Здесь издавна существует община поморских староверов. Старообрядческий храм внутри похож на обычную православную церковь. Главное отличие - отсутствие алтаря. Пришлось отказаться еще во время раскола. Потому что священника рукоположить может только епископ. А все епископы после реформ либо признали никонианство, либо были уничтожены. Проводит службы и возглавляет общину староверов не священник, а наставник - авторитетный, знающий человек, выбранный самой общиной. Эту роль вполне может исполнять женщина как здесь.
Всю свою историю староверы подвергались гонениям. Они оказались вне церкви, им полагалась смертная казнь причем как правило через сожжение заживо на костре. Именно тогда начался массовый исход на окраины страны. Село Замежное существует с конца XVII века на реке Пижме. В советские времена молельный дом превратили сначала в клуб, затем в столовую, в склад. И только в XXI веке был построен настоящий старообрядческий храм. Люди теперь могут молиться в открытую.
Село Замежное знаменито своими мастерами - ложкарями. Местные жители считают, что их предки пришли из Нижнего Новгорода и принесли с собой ремесло. Делают ложку из сырого березового полешка (сырой материал более поддатливый), затем неделю сушат, затем уже обрабатывают. Роспись имеет определенный смысл. Прямая линия - земля, волнистая - вода, крест как буква "х" - солнце, этот же крест внутри ромба - изобилие, плодородие. Его рисуют и на ложках и на свадебном полотенце как пожелание большой и полной семьи. Мастера, переписывавшие старинные книги также украшали их рисунками. Орнаменты переносили и на домашнюю утварь.
Из этих деревень старообрядческая литература распространялась по всему русскому северу. Одним из самых крупных центров была деревня Скитская. Она расположена в 15 километрах от Замежного. С ней связаны драматичные события без которых невозможно представить историю поморского старообрядчества. Название деревни говорит само за себя. Скит в христианстве - уединенное жилище отшельника. На кладбище сохранились обетные кресты. Их ставили, чтобы попросить у Бога о чем-то самом важном или попытаться искупить большой грех.
С тех давних пор в деревне Скитское не многое изменилось. Из поколения в поколение здесь хранят обычаи и традиции предков. Даже в гостях старообрядец не может есть или пить из чужой посуды. Должен иметь свою или пользоваться одноразовой. И дело тут не только в гигиене. Общины староверов всегда старались максимально отстраниться от внешнего мира, от людей потерявших истинную веру. Понять что заставило провести невидимую, но такую резкую черту между своими и чужими не так просто. Но сама история деревни Скитская свидетельствует - вопрос веры был здесь всегда вопросом жизни и смерти.
Вот это место в д.Скитское (фото выше) святое для старообрядцев. В XVIII веке здесь существовала община, которую называли Великопожинский скит. Но кто то из местных жителей донес об этом властям. И вот 7 декабря 1743 года сюда пришли солдаты чтобы заставить раскольников принять новую веру. Те отказались подчиниться. Они заперлись в деревянной церкви вместе с детьми и подожгли ее. Тогда в огне погибли 76 человек.
Великопожинская гарь далеко не единственный пример самосожжения. Про старообрядцев не случайно говорили, что они за одну букву готовы идти на страдания и смерть. Однако трудно представть чтобы все эти людт были безумными религиозным фанатиками.
Один из самых известных борцов за старую веру - Протопоп Аввакум был человеком весьма образованным, наделенный властью и признанием пользовался благосклонностью царской семьи, он претерпел множество пыток, унижений и принял мученическую смерть на костре. Неужели за одну букву?
В селе Степановское строится часовня в память о протопопе Аввакуме. Когда построят, то разберут по бревнышку и отвезут а место гибели протопопа и соберут заново. Строительный материал используется самый прочный и долговечный - древесина лиственницы. Интересно что спонсор Вальтер Фотт - потомок сосланного немца и русской девушки из старообрядческой семьи.
Протопоп Аввакум резко выступил против реформ и патриарха Никона. За это его заточили в монастыре, где морили голодом и пытали. Затем на 9 лет сослали в Сибирь. Когда Аввакум вернулся в Москву, государь осыпал его милостью и уговаривал принять никонианство. Протопоп остался непреклонен. Чем можно это объяснить?
Непоколебимым упорством староверов. Вера на Руси была крепче всего и сильнее царской власти. Даже царь Иван Грозный был отлучен за многоженство и молился отдельно ото всех. Выше всех царь, но выше царя Бог. Так исконно повелось на Руси. И это не могло не раздражать власть. Патриарх Никон был лишь выдвиженец и исполнитель воли царя Алексея Михайловича. Монарх мечтал сделать Москву третьим Римом, объединить под своей властью все православные народы. Для этого пришлось привести русскую православную церковь к международным стандартам. Книги, обряды, прочие атрибуты решительно изменили на греческий лад. Для набожного русского человека это был удар не только по вере, но и по всему укладу жизни. Разрешились смешанные браки, стало насаждаться табакокурение, позднее стали брить бороды. Оставалось уходить подальше. Объединить православные церкви русскому царю не удалось, но раскол церкви утвердила верховенство монаршей власти. Но при этом раскололась вся страна. И никакие пытки и казни не могли заставить людей отказаться от последней степени свободы.
У протопопа Аввакума не было другого выхода. В 1666 году на церковном соборе его предали анафеме, расстригли и отправили вместе с единомышленниками в Пустозерск в низовья реки Печора. Ближайший населенный пункт к Пустозерску город Нарьян-Мар. От Усть-Цильмы 300 км. на север. Пересекаете Полярный круг. По Печоре здесь регулярно ходят скоростные пассажирские катера. Время в пути 6 часов. Раньше здесь проживали ненцы, но встречается информация, что проживал и некий народ под названием печеря. Считается что именно в честь этого народа названа Печора - главная река республики Коми.
В городе Нарьян-Мар стало традицией проводить Аввакумовские чтения, которые собирают не только старообрядцев, но и историков, археологов, краеведов и деятелей культуры со всей страны. До Пустозерска от Нарьян-Мара около 30 км., но автомобильной дороги нет и добираться надо на вертолете. Вертолет приземляется на пустынном месте и трудно представить что здесь был город когда-то. Стоят только несколько крестов в чистом поле.
Основанный в 1499 году по указу царя Ивана III, Пустозерск в течении трех веков служил административным центром всего Печерского края. Через него шла торговля пушниной, рыбой, дичью, олениной. В городе были церкви, таможня, магазины, амбары и острог в котором держали самых опасных государственных преступников. В 1667 году в декабре протопопа Аввакума и трех его соратников привезли в Пустозерск. Для каждого вырыли отдельную земляную тюрьму. Условия содержания были очень жестокими. Но Аввакум, не имея возможности проповедовать открыто, проявил себя как писатель и полемист. Его послания переписывались верными последователями и распространялись по всей стране. И никакие наказания не трашили упрямого старца. Царю он писал: "Чем больше ты нас мучаешь, тем больше мы тебя любим". Почти 15 лет протопоп Аввакум продолжал свою проповедь из пустозерского острога и ничто не могло остановить исход на север людей, которых сейчас называют поморскими старообрядцами.
Людей свободных в своей исконной вере. Конечно у Аввакума не было шансов победить. В 1676 году на престол взошел новый царь Федор Алексеевич и через некоторое время в Пустозерск отправился гонец со смертным приговором. Добирался недели две, но перед самой казнью протопоп Аввакум вынес свой приговор. Он предсказал скорую кончину царя. Так и получилось, в 1682 году 20-летний царь скончался через 2 недели после казни протопопа. Сбудется и еще одно пророчество старца. На этом месте 14 апреля 1682 года по приказу царя Федора Алексеевича протопоп Аввакум был сожжен заживо. Перед смертью он сказал: "Если погубите меня здесь, весь город уйдет в песок"ю Так и произошло. Пустозерска больше нет. Подвиг протопопа и тысяч других мучеников заставит власть отступить. Церковный раскол окончательно разделит страну. Разбросанные по всему миру общины староверов остались осколками святой Руси.
Оставить комментарий