Призраки далеких эпох

megalit1

По фильму "Сибирские скифы" Дм.Пазуткина

Южная Сибирь. Хакасия. Это страна загадочных мегалитов. Некоторые из них относятся к археологической Окуневкой культуре (II тысячелетие до н.э.)

 Окуневские стелы

Окуневские каменные стелы обычно достигают нескольких метров в высоту и являются наиболее известным материальным наследием этой культуры.

Неприметный камень стоит вдалеке от основных объектов Сундуков. Единственное, что может разглядеть непосвященный, это какие-то непонятные точки и линии. Этот камень принадлежит к Окуневской культуре, которая появилась здесь в результате смешения самых разных племен.  В Окуневской культуре слились древние охотничьи культы и духовные поиски скотоводческо-земледельческих племен. Они выстраивали свою доселе невиданную картину мира.  Окуневские стелы на 2 тысячи лет старше всемирно известных идолов острова Пасхи и стоят гораздо выше их в художественном отношении.

Эти каменные изваяния давно привлекли к себе внимаmegalitние ученых.  По поводу изображений на стелах не утихают научные споры. Одни ученые считают, что человекообразные личины - это изображения богов. Другие считают, что это разукрашенные лица обычных людей, своего рода собирательный образ племени.  Третьи считают, что личина - это стилизованное изображение животных.

Если личины можно хоть как то классифицировать, то другие детали изваяний ставят спорящих в тупик. "Третий всевидящий глаз", "Заячьи уши", "Рога"...  Знаки, символы, нагромождение деталей - все это не вписывается ни в одну этнографическую или археологическую теорию.

Сейчас признана такая теория, что окуневские стелы - это модель мироустройства. Вверху изображен мир Верховных богов, Средний ярус то есть сама личина - это реальный мир человека, нижний ярус, где очень часто изображены звероподобные чудовища  - это олицетворение нижнего мира, мира мертвых. То есть Правь, Явь, Навь как раньше или Рай, Земля, Ад как сейчас. Подобное деление мира на этажи известно у многих народов. С того времени много тысяч лет назад живет эта идея.

Писаница "Летящие человечки".

letyashhie-chelovechkiРасшифровать ее просто. Перед нами перелет душ умерших людей в мир иной. А точки вокруг фигурок - изображения звезд. В этих петроглифах заключена своеобразная романтика того времени и вечная вера человека в то, что когда-нибудь он снова встретится с дорогими ему людьми.

screenshot_2Г.Сидоров говорит, что Тагарская культура - это VII век до н.э. Они были высокоразвитой цивилизацией, они владели Ведами, написанными на прокрите (это язык еще до санскрита). Веды достались нам от Гипербореи.

Курганы.

По всей Хакасии встречаются многочисленные курганы. Характерной особенностью курганов всех этапов тагарской культуры является наличие прямоугольной каменной ограды и стелообразных камней.  Ограда ориентирована обычно с Ю-З на С-В. Причем камни подобраны и установлены так, что все сооружение как бы устремлено на летний восход солнца. В основе тагарских курганов квадрат, по углам которого установлены наиболее высокие слелообразны камни, другие камни установлены через равные промежутки.

tagarskij-kurgan-6-5-vv-do-n-e  Величина могильника особенно на ранних этапах тагарской культуры говорила о социальном статусе погребенного. Вход на территорию кургана обозначался вкопанной в землю каменной плитой. Сами могилы представляют собой как правило каменный ящик, покрытый одной или несколькими толстыми плитами. Но довольно часто сооружали в могиле сруб из тонких бревен. Погребенный всегда лежал на спине, головой повернут на Ю-З. У головы ставили горшки с какими-то напитками, в ногах куски мяса от зарезанного для погребальной тризны барана или быка или реже лошади. У пояса покойника клали бронзовый нож, шило, зеркало, роговой гребешок и головной нож. В мужских погребениях на уровне пояса должен быть бронзовый кинжал, боевой топорик и несколько наконечников стрел, а также остатки лука со стрелами.  В могильниках поздней тагарской культуры в могильниках вместо бронзовых лежат уже железные ножи, кинжалы, тесла и другие орудия.

kurgan

Художник Евг.Край

Десятки или даже сотни тысяч курганов группируются, образуя то небольшие могильники, состоящие из 10-15 могил, то огромные могильные поля, насчитывающие более сотни курганов. Настоящие кладбища. Могильники Тагара - яркое свидетельство расслоения общества. Для вождей возводили огромные курганы вне родовых кладбищ. Сначала в них хоронили одного вождя или вождя с женой, позже начали сооружать склепы для династий или семей. Помимо монументальности эти курганы отличаются еще двумя принципиальными моментами. Во-первых рядом с вождями клали боевые и культовые украшения. Во-вторых голову покойного обмазывали глиной и снимали посмертную маску. Этот обычай получит широкое распространение в дальнейшем.

Салбыкские курганы.

СалбыкС течением времени в тагарском обществе появилась высшая аристократия. Для ее захоронения стали возводить крупные, более 5 метров в высоту курганы. Наиболее известные Салбыкские курганы - своеобразная долина мертвых царей.  Вход в долину обозначен огромными вертикальными менгирами. Экстрасенсы утверждают, что камни находятся в необычном месте, здесь расположен эпицентр магнитной аномалии. С давних времен около этих ворот шаманы проводили свои обряды. В долине несколько десятков крупных насыпей, восемь из которых высотой более 10 метров.  В оградах более 20 стел высотой до четырех метров.  Весь погребальный комплекс занимает площадь в несколько десятков квадратных километров.

salbykПервое упоминание о Салбыкском кургане относится к 1739 году. Научные раскопки Большого Салбыкского кургана начались в 1954 году. К моменту раскопок насыпь достигала высоты 4-х этажного дома, а объем 24 тысячи кубометров. Большим Салбыкский курган назвали не случайно. Когда-то в древности высота земляной пирамиды достигала 30 метров. Это высота 9-этажного дома. Большой Салбыкский курган справедливо считается самым крупным не только в Хакасии, но и во всей Северной Азии. Основу грандиозного каменного сооружения составляют огромные каменные плиты, вкопанные на боку по сторонам квадрата 70х70 метров. Эти многотонные глыбы возвышались над уровнем почвы на 2  метра. По углам и сторонам этой каменной ограды многочисленные монолиты были вкопаны вертикально. Высота их порой достигала 6 метров. Большой Салбыкский курган был сооружен в конце 4 века до н.э. Каменоломни в которых две с половиной тысячи лет назад люди добывали камень для строительства кургана оказались за 30 километров от строительной площадки! Вес этих плит от 30 до 50 тонн. Не всякий современный тягач поднимет такую тяжесть. Курган сооружали 7 лет. Каждая глыба повернута узкой стороной к востоку. После того как большими плитами-стелами оконтурили площадь кургана, началась работа по сооружению сплошной каменной ограды высотой в 2 метра.  Потом внутри возвели огромную пирамиду высотой с 9-этажный дом, составленную из блоков дерна.

fallosРади чего делалась эта многотрудная работа? Оказалось, что еще до возведения гигантской насыпи внутри каменной ограды соорудили деревянный склеп в виде усеченной пирамиды. Его потолок в виде шести крест накрест положенных бревен имел в высоту 2,5 метра и накрывал двухметровой глубины яму, в которую был опущен сруб в 4 венца.  Весь склеп и внутри и снаружи был покрыт толстым слоем бересты.  В гробницу вел коридор от западной вертикальной стелы. Вероятно коридор - это символ мифической дороги, по которой по которой душа умершего должна была найти правильный путь в мир иной.

И еще одна деталь, проливающая свет на личность погребенного. Это стела при входе, напоминающая фаллос. По мнению ученых такие штуки ставили только у могил служителей культа. Значит наш покойник мог быть не только вождем племени или племенного союза, но и могущественным жрецом, имевшим неограниченную  власть над своими подданными.

voinyРядом с останками владыки археологи нашли останки еще шести людей.  Кто-то были членами его семьи, другие специально убиты. Это две женщины-служанки и два молодых воина, которые должны были охранять его на том свете. Один из этих воинов лежал навзничь, другой наоборот на спине. При этом руки из были переплетены, а пальцы соединены. То есть они держали друг друга за руки. Рядом лежал нож которым возможно и было совершено убийство и самоубийство. Хотя могли быть и другие варианты умертвления воинов.  Очевидно, что особым милосердием тагарцы не отличались. Человеческая кровь на похоронах их вождей лилась рекой. И Салбык это подтверждает. Была еще одна жертва царских похорон. Это подросток, скелет которого был найден под одной из угловых плит. По скелету хорошо видно, что жертва явно сопротивлялась. Руки были связаны. Власть одного человека распространялась на жизнь и смерть его подданных.

Погребение этого степного царя неоднократно грабили и к моменту научных раскопок от погребального инвентаря ничего не осталось. Наверняка там изначально было много драгоценностей. Если бы Салбыкский курган остался нетронутым, то только по одному этому погребению можно было бы судить обо всей Тагарской культуре.

evgenij-kraj

Скиф. Художник Евг.Край 

Часто подобные погребения находятся в так называемых аномальных зонах. Некоторым туристам даже становится плохо, когда они заходят на эту территорию. Рассказывают о странных покалываниях в пальцах при прикосновении к каменной ограде,  о привидении старца, который лунными ночами выходит погулять по долине. Проведенные в долине специальные геологические исследования показали, что она расположена над огромной каменной платформой, которая не дает вырваться на поверхность ни положительным ни отрицательным потокам энергии. Эта местность является зоной особого психологического комфорта. Вероятно тагарцы неведомым нам образом сумели первыми распознать энергетические свойства местности и нашли их подходящими для вечного упокоения своих владык.

Около 201 года до н.э. племенные союзы тагарцев были разгромлены пришедшими из Центральной Азии войсками гуннов. Уникальная тагарская культура и скифы ее носители превратились в призраки далеких эпох.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.