Есть такие места, где кажется, что ты на фантастической машине времени оказался в далеком прошлом. Таковы деревни Нижняя Синячиха и Коптелово на Среднем Урале в Свердловской области, в Алапаевском районе. Знаменита Нижняя Синячиха своим музеем уральской старины в котором собраны уникальные образцы деревянного зодчества, а также коллекция народной уральской живописи. Центром деревни является Спасо-Преображенский Храм. Несколько часовен, ветряная мельница. Много изб 17,18,19 веков. Сохранились крепостные и сторожевые башни.
Когда-то до революции Нижняя Синячиха была большим и богатым селом. Оно было основано в 1680 году рядом с государевой дорогой из России в Сибирь знаменитым Сибирским трактом.
Октябрь 17-го года так перевернул жизнь, что село стало хиреть и превращаться в ничем не примечательную заурядную деревушку. И осталась бы таковой, если бы не появился человек - подвижник, сделавшей Нижнюю Синячиху известной на всю страну и изменивший судьбу деревни. Это Иван Данилович Самойлов. Он родился в большой крестьянской семье в 1922 году. Прошел ВОВ с первого до последнего дня. Он вспоминал, как давно "заболел" уральской домовой росписью. Ведь в его родном доме ставни были расписаны цветами. И после войны с 1947 года Самойлов начал изучать историю Среднего Урала и собирать предметы старины.
В Н.Синячихе есть уникальный Спасо-Преображенский Храм, очень большой, 9-главый, таких очень мало. Это редкий образец сибирского барокко, был возведен в начале 19 века тобольскими зодчими. В советские богоборческие годы Храм был закрыт, колокола сброшены и отправлены на переплавку. Два резных иконостаса распилены пилой и после вместе с иконами сожжены на храмовой площади.
В 1967 году Самойлов решил восстановить Храм. 10 лет он его реставрировал. В те советские времена никто ему не копейки не давал и смотрели как на ненормального. Нанимал бригаду и рассчитывался с ними своими деньгами. Потом в 1978 году Иван Данилович добился чтобы в Храме разместили выставку предметов быта народов Урала и уральской домовой живописи, которую он собирал почти полвека. Кроме того он свозил в Нижнюю Синячиху из разных других деревень Свердловской области, порой за 600 километров уникальные деревянные постройки, которые были зачастую на грани разрушения и спасал их. Например мельницу пришлось даже переправлять через Сосьву на паромах, а это большая река, чуть машину не потопили тогда. Так постепенно возник музей деревянного зодчества и искусства под открытым небом на 60 Га. Привозил отовсюду разную старинную утварь, самовары например. Это было закопченное или ржавое. Во всем ему помогала жена - настоящая сподвижница и единомышленница. "Без нее я бы ничего не сделал" - говорит Иван Данилович. "Когда смотришь на старинную роспись, на орнаменты или изразцы, думаешь какая красивая жизнь была, какие красивые люди жили ею и как жизненно близко всем было искусство."
Без прошлого нет будущего. Сейчас дело Ивана Даниловича Самойлова продолжают его земляки. Все надо сохранить и приумножить. Жизнь и деятельность Самойлова служит примером для других людей.
Рядом с Нижней Синячихой на живописном берегу реки Реж есть село Коптелово в котором имеется старинная крестьянская изба 17 века известная аж в 49 странах мира как "изба бабы Кати". Почему? Эта изба была построена без единого гвоздя! И такой сохранилась до наших дней! Последней до 1971 года жила в нем такая бабушка Екатерина Тимофеевна Калинина. Появилась она в этой избе в конце 19 века когда вышла замуж за третьего сына Калининых и стала 18-й в семье. Жило тогда на 30 квадратных метрах 18 человек, а потом семья разрослась до 30 человек. Каково же это? Каков должен быть ритм, организация всего быта выверенная веками. Каждая сноха знала когда ей у печи стоять, когда в доме прибирать, а когда в поле "робить". Крестьянская культура. Какова же должна быть терпимость людей друг к другу? Так вот в 1971 году баба Катя в возрасте 93 лет решила избу покинуть и уехать куда-то к племянникам. А избу продала на дрова. Но местный пенсионер Александр Григорьевич Потаскуев выкупил избу за 250 рублей под музей. И был безмерно счастлив.
Пригласил специалистов из архитектурного института из Свердловска. Они избу исследовали. Все подтвердили. Единственное, что было изменено за 300 лет - это окна. Раньше, когда не было стекла, они были маленькие 30 х 30 см, потом их увеличили и застеклили. А все остальное: пол, лавки, полати осталось как было. Это единственная изба в Свердловской области, которая сохранила интерьер 17 века.
У этой избы есть загадка. Всем ее загадывают, а ответа до сих пор не получили. Всего в 10 метрах от угла вырыт колодец в котором черпали воду без ворота. Открывали крышку и зачерпывали. В 8 метрах от колодца обрыв огромный. По всем законам физики вода из колодца должна была уйти. Мало того что вода не ушла, под этой избой вырыта овощная яма 3 метра глубиной в которой никогда воды не бывало. Вот как неграмотный крестьянин знал где избу ставить а где колодец рыть? Ученые мужи молчат не рассказывают, наверное и не знают.
В 1964 году Александр Потаскуев создал в уральской деревне Коптелово народный музей земледелия и быта крестьян. Поначалу вся деревня над ним смеялась. Ходит по деревне вещи всякие старые собирает. А теперь уникальный музей орудий труда 19 века.
Здесь на сибирских землях удивительный простор. Линия горизонта сливается с небом и возникает ощущение будто время поворачивается вспять. Прошлое, которое нам казалось малоинтересным становится неотделимой частью бытия. Красота этих старинных деревенских изб. Чудесная резьба, расписные ставни. Люди здесь живут красиво, без суеты и пытаются сохранить живое дыхание прошлого не в музейной застылости, а во всем течении современной жизни.
Нижняя Синячиха – это антипод Верхотурья. Верхотурье – это место, где распилили миллиарды народных денег, которые можно было бы направить на создание рабочих мест в регионе.
Нижняя Синячиха же – создана усилиями энтузиаста. Иван Данилович на свои деньги свозил памятники истории, реставрировал их, и сейчас они являются памятником ему самому.
Добрый день! Посмотрела фильм “Не передовая…”,в полном восторге! Спасибо создателям! Особое спасибо Русакову Леониду Федоровичу директору музея! Так красиво, доступно, бережно он рассказывает о своих земляках! Спасибо, Вам, земной поклон за память которую Вы храните!