Миасс - город в золотой долине.
Просторная долина реки Миасс позволяет одноименному городу расти в ней, подобно дереву. С каждым годом город разветвляется все новыми улицами. Более чем на 20 километров раскинулся он по реке вдоль Ильменского и Чашковского хребтов. Интересно побывать в этом старом уральском городе. У Миасса три «века» — «медный», «золотой» и «железный».
Если встать на плотину городского пруда, то перед вами раскинется старый город - это Миасс своего первого, «медного» века. В 1773 году Лугинин, «содержатель медных заводов» подал прошение императрице Екатерине II с просьбой разрешить построить на реке Миасс медеплавильный завод. 18 ноября было выдано высочайшее разрешение. Эта дата и стала днем рождения города. Многие годы завод снабжал Российское государство тоннами темно-красного металла. Руду для завода поставляли с юга, с территории нынешнего Учалинского района Башкирии.
Старый Миасс похож на все города горнозаводского Урала. Везде обязательно пруд, плотина, завод, перед заводом обязательная площадь с церковью, казенными каменными строениями, домом управляющего, а вокруг бревенчатые избы рабочего люда.
Причем улицы строго распланированы, их располагали "регулярно". Исторический центр старого Миасса - один из лучших горнозаводских ансамблей Урала. К сожалению, современные постройки его изрядно изменили.
У плотины городского пруда стоит строгое старинное здание с шестиколонным портиком, оно напоминает о медеплавильном заводе. Здесь располагалась заводская контора. Именно сюда приезжал из Златоуста начальник горного округа П.П.Аносов - создатели уральского булата. Он здесь в цехах медеплавильного плавил свой «золотистый чугун». Побывал в Миассе и выдающийся немецкий путешественник и естествоиспытатель Александр Гумбольдт. В Миассе уже тогда существовал городской музей и Гумбольт даже оставил там свою запись.
В конце XVIII века в миасской долине на притоках Миасса и на самой реке Миасс было найдено золото, но только через четверть века наступил «золотой» век города Миасса. Были образованы казенные рудники. В 1823 году, было обнаружено россыпное золото началась промывка золотоносного песка. Вот тогда-то и превратился Миасс в «уральский Клондайк». Вскоре прииски стали давать в казну по 50-60 пудов золота ежегодно. Почти полвека миасская долина была главной кладовой золота России.
Ташкутарганка. Это татарское название речушки. А все вокруг - Золотая долина. Длиной 8 километров, шириной от 100 до 600 метров. Работало 54 прииска.
Миасс - город в золотой долине добывал тысячи самородков! Именно здесь На Царевоалександровском руднике в 1842 году старатель Никифор Сюткин нашел крупнейший самородок в стране. Его назвали «Большой треугольник». Весил самородок 36 килограммов 21 грамм. Сейчас он находится в Алмазном фонде России. Никифору Сюткину было выплачено сумашедшее по тем временам вознаграждение в районе 1500 рублей серебром и дана вольная. К сожалению бремя свалившегося на него богатства он не смог пережить и, как говорит история, сильно запил и плохо кончил.
Город стоял на бойком торговом месте, потому был на виду и у купечества. Удобное месторасположение на границе промышленной зоны и продовольственного Зауралья, на транссибирской железнодорожной магистрали, что была построена в 1892 году.
Старый Миасс небольшой, и можно за пару часов осмотреть его. Здесь немало архитектурных стилей прошлого, памятников истории и культуры. Чуть в стороне от заводской площади попадаешь в торговый центр российской глубинки XIX века, здесь сохранились кичливые купеческие особняки с обилием магазинчиков, лавок, мастерских. Вот он, Миасс «золотого» века.
Нельзя не обратить внимание на дворец-особняк Егора Симонова. Это был один из немногих золотопромышленников кому богатство не вскружило голову. Красивы бывшие торговые дома известных на всю Россию купцов Смирнова, Стафеева, Балакина.
В городской черте множество водоемов. Раньше их было еще больше, но часть из них была засыпана и застроена. Эти рукотворные озера, своеобразные памятники «золотого» века Миасса. Ведь это ни что иное как залитые водой карьеры, из которых брали золотоносный песок.
Железная дорога делит Миасс «медного» и «золотого» веков от современного города, выросшего в советское время.
На границе старинного и современного Миасса — новое здание железнодорожного вокзала. Как и полагается он украшен чугунным литьем, мрамором и другим отделочным камнем из местных недр.
С автозавода начинают свой путь могучие, быстроходные «Уралы». Есть такое правило движения для автомобиля "Урал". Если выезжаешь на перекресток, то смотришь, нет ли там другого "Урала", только тогда едешь дальше. Эти вездеходы встретишь на всех широтах планеты — от полярных тундр до африканских джунглей. Это про них можно сказать "Танки грязи не боятся". Эта машина проедет везде и всюду, что доказала неоднократно. Строительство Уральского автозавода — одна из героических страниц Великой Отечественной войны. В конце 1941 года на совершенно пустом месте у подножия Ильменского хребта он был сооружен из эвакуированного оборудования Московского автозавода. Всего 3 месяца потребовалось на его запуск и предприятие начало выдавать продукцию. С поселка автозаводцев и пошел современный Миасс, сюда перенесен центр города.
Центр Миасса - это типичный сталинский соцгород из 3-4 этажных домов-"сталинок". Главная улица города проспект Машиностроителей, а не не Ленина как везде.
Очень интересная статья “Миасс – город в золотой долине”, только в конце ее маленькая неточность: главной улицей города является проспект Автомобилестроителей, а не Машиностроителей. Родилась и живу в Миассе, поэтому точно знаю!