Легендарное Беловодье

24 апреля 1949 года в Калифорнии в русской газете "Новая Заря"  было впервые обнародовано сокровенное сказание о Беловодье, относящееся предположительно к первой половине XI века.

rerix-gory

Эта легенда передавалась из уст в уста в течении многих веков. Текст был записан летом 1898 года в Тамбовской губернии со слов монаха Вышинской Успенской мужской пустыни. Рассказчик будто бы получил особый знак, который снимал с него обет молчания. 

В этой статье речь шла о путешествии в Беловодье - легендарную страну добра и справедливости.  К князю Владимиру явился некий инок по имени Сергий, который в малолетнем возрасте жил в византийских монастырях на Афоне. Он рассказал князю, что  слышал  от тамошних отшельников о существовании далеко на востоке загадочной страны - Королевства Белых вод. Владимир был сильно впечатлен и заинтересован рассказом монаха, и повелел снарядить посольство в неизвестную страну, полагая, что через три года все путешественники вернутся обратно. Но прошло 49 лет. Князь давно умер. И однажды в Киеве появился  седой старец. Это был монах Сергий. Еще семь лет он молчал. И только в предчувствии скорой  кончины поведал людям тайну своего удивительного путешествия в страну Беловодье.

rerix-russkoe

Седой монах рассказал, что они дошли до высоких гор со снежными вершинами.  Сколько человек было в той экспедиции вначале неизвестно, но потом Сергий остался почему-то один. Может быть его спутники, дойдя до гор не пошли дальше? Или погибли? История умалчивает о их судьбе.

У Сергия был проводник, который в какой-то момент заявил, что дальше он пойти не может. И Сергий отправился дальше совсем один. Дойдя до горного озера, он увидел жилье на склоне горы, освещенное  последними лучами заходящего солнца. Возблагодарив Создателя, странник безмятежно уснул в хижине. На рассвете его разбудили голоса. Это были два человека, говорящих на совершенно незнакомом языке, но как ни странно, каким-то внутренним чувством Сергий понимал что они говорят  и они тоже понимали его. Местные спросили незнакомца, нужна ли ему пища. На что монах ответил, что жаждет пищи, но не телесной, а  духовной. Тогда они привели Сергия в свое селение. И он остался там жить, выполняя какую-то порученную работу, причем эта деятельность давала ему  величайшее удовлетворение. Счет времени был потерян. Так прошло много лет. Каждый день приносил Сергию что-то чудесное, новое и удивительно мудрое. Для живущих в этой стране людей  остановлено время, и никто о нем не думает. Живут столько, сколько хотят. Но при этом  все, что творится во внешнем  мире, им известно, все видно, все слышно.   Когда дух Сергия окреп, то ему давали возможность побывать и в Царьграде и Киеве, и на самой высокой горе, а также знать, видеть и слышать все, что бы он не пожелал.

rerix-beluxa

Н.К.Рерих этюд Гора Белуха.

На Руси с древних времен ходили предания о некоей прекрасной стране блаженства и счастья, которую шепотом называли Беловодье. Эти предания  были широко распространены особенно  на Урале и в Сибири вплоть до конца XIX века.  Эта страна считалась убежищем от горя и страданий, раем причем на земле, а не на небесах. В Беловодье, как считалось, живут святые праведники, там главенствует справедливость и добро. Попасть в эту страну могли только люди с чистым сердцем и помыслами. Это страна белых вод и высоких гор и живого огня.

Когда в XVII веке началось активное освоение Сибири, тысячи искателей лучшей доли двинулись на восток за Каменный пояс в поисках неведомой страны и лучшей жизни.  Многие бежали в Сибирь от царства антихриста, как называли Петра Первого (или точнее лже-Петра после его подмены в Европе). Старообрядцы бежали в глухие места от гонений на них официальной церкви. Правильнее наверное сказать от геноцида, так как их массово уничтожали и сжигали точно также, как несколькими веками ранее ведических русов во время насильственного насаждения иудо-павлианской религии.

Многие из переселенцев осели на огромной территории Западной Сибири. Часть из них была приписана к горным округам в качестве горнорабочих. Именно в среде шахтеров родилась легенда, что в одной из Мининогорских шахт - самой старой Екатерининской - существует вход, ведущий в страну Беловодье. Предания сохранили имя человека который, как считается, открыл этот вход в 1732 году. Некий Иван Кудясов во время работ по расширению шахты, ударил киркой по низкому своду. После чего стена обвалилась и он увидел тоннель, в конце которого был ослепительный свет, на который Иван и пошел. В какой-то момент  свет погас и Кудясов уперся в каменную серую стену. Что с ним было дальше неизвестно. Согласно легенде, найти такой вход мог только человек со светлой душой и чистыми помыслами. Именно перед таким человеком стена раскрывалась, впуская в себя, и он больше никогда не возвращался в наш мир, полный тягот и страдания.  Так с тех пор если кто-то из рабочих оставался в шахте, то считалось, что он попал в Беловодье.

Давным-давно жили на Руси мудрые волхвы. Ведали они прошлое и будущее и учили людей по Правде жить. Славянская мифология помещает Беловодье в северные земли. От реки великой Обь до устья беловодной реки. Эта вода бела как молоко. Согласно славяно-арийским Ведам землей Беловодье является остров Буян.

rerix

Выдающийся русский художник, этнограф, ученый Николай Константинович Рерих побывал на Алтае в 20-е годы прошлого века. Перед поездкой он написал в дневнике: "За великими озерами, за высокими  горами находится священное место, где процветает справедливость. Нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор. А затем за священной долиной находится страна, в которой живут высшие знания и высшая мудрость. На спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье".

Судя по записям, Рерих был уверен, что сможет найти это легендарное Беловодье.

Рерих связывал это место с Шамбалой. По сути Беловодье - это русский аналог Шамбалы. Есть версия, что Алтай-Беловодье - это северный вход в Шамбалу (один из трех).

Известный русский писатель и исследователь Сибири Вячеслав Яковлевич Шишков (1873-1945) - автор знаменитых романов "Угрюм-река" и "Емельян Пугачев" - долгое время жил в Сибири. И вот какую заметку он оставил в 1914-м году: "Есть на свете такая диковинная страна, называется она Беловодье. И в песнях про нее поется и в сказках сказывается. В Сибири ли она, за Сибирью ли? Сквозь степи, горы,  вековечную тайгу все на восход к солнцу надо идти. И если счастье от рожденья тебе дано, то увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет. Ни пахать ни сеять, яблоки, арбузы, виноград. На цветистом разнотравье без счета стада пасутся. Бери и владей. И эта страна никому не принадлежит. В ней вся воля, вся правда искони живет. Эта страна диковинная" - так говорила мне бабка Ефимья и старики внимательно слушали наш разговор". Здесь указывается направление - на восход солнца. Но есть еще одна подсказка. В тексте говорится, что страна эта вольная и никому не принадлежит. Значит речь идет о месте удаленном и глухом.

rerix-belovode

Есть еще одна чувашская легенда или сказка о стране Саргун.  Специалисты по славянской мифологии еще в XIX веке установили, что Саргун и Беловодье - это один и тот же мифический образ. "Далеко на юго-востоке за пустынями и высокими горами есть священная страна, где живут счастливые люди. Правда и справедливость - есть высший закон  для этих людей. И чтобы попасть туда, надо знать не только дорогу, но и быть с отзывчивым сердцем    и с доброй душой. Огромный камень лежит у входа в эту страну и желтое солнце восходит каждое утро". Тут направление указано на юго-восток.

rerix-belovode1

В Славянском журнале говорится, что на поиски Беловодья люди уходили целыми семьями и даже поселениями. Пик подобных поисков приходится на конец XVIII века. А последний зафиксированный случай датируется 1966-м годом. Все предания говорят о Беловодье как о конкретной географической области.

Запись о Беловодье в дневнике Рериха была сделана в 1923-м году.  И в центрально-азиатскую экспедицию он отправился именно в  1923-м году. Закончилась она в 1928-м. У экспедиции были несколько важнейших задач. Рерих хотел ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, изучить современное состояние религии и обычаи азиатских народов. Основной маршрут экспедиции пролегал через труднодоступные  и удаленные земли Центральной Азии: Индию, Тибет, Китай, Монголию, Казахстан.

rerix-belovode2

22 июля 1926 года Рерих из Москвы прибыл в Омск, и не задержавшись в нем вскоре прибыл в Новосибирск.  Дальше план был таков: Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и на юг в направлении Тибета и потом в Индию. Рерих спешил до зимы преодолеть самые трудные участки маршрута. Во всех городах он останавливался буквально на день. Но была одна непонятная остановка. В Новосибирск Рерих прибывает 26 июля, а в Иркутск отправляется только 3 сентября! Больше месяца в Новосибирске? Не может быть.  Оказывается еще в Москве Рерих говорил своим знакомым, что во время своего путешествия он собирается тайно посетить Абиссинию. Это очень странно. Абиссиния - это второе название Эфиопии. Он туда никак не мог бы попасть. Вероятно под Абиссинией Рерих зашифровал название чего-то другого. В архивах новосибирской библиотеки есть воспоминания некоей московской супружеской четы. По их словам последние дни в Москве Рерих посвятил поискам точного маршрута по Горному Алтаю. Экспедиция была настолько засекречена, что о ней знали только несколько близких человек. Для непосвященных Алтай было решено называть Абиссинией.

Горный Алтай это точно на юг от Новосибирска.  Слово "алтай" в переводе с тюркского означает "золотая гора". А в народе Алтай называют просто Камень. Алтайские горы одни из самых древних на земле. Более двухсот тысяч горных  рек и ручьев омывают их. Все основания считать, что это и есть Беловодье. Район удален от центров России и здесь можно спрятаться от любой власти.

В Новосибирске хранится одна из наиболее многочисленных коллекций картин Николая Рериха. Он рисовал обычно в экспедициях. Но картин с изображением горного Алтая там нет.

В Барнауле есть музей истории и искусства Алтая. Он расположен в двухэтажном особняке, где останавливался Н.К.Рерих. Там хранится очень большой личный фонд художника. Среди этих материалов лишь один рисунок Алтая. Считается, что были написаны несколько картин или этюдов священной горы Белуха. Две находятся в  США. Еще этюд "Гора Белуха" находится в частной коллекции в Москве.

Картина "Пещеры над Кырлыком". Здесь Рерих должен был побывать еще до Белухи. Они находятся в западной части Алтая.

peshhery-nad-karlykom

kyrlyk

Возможно это та самая гора. В пещеры сейчас водят туристов.

Вторая точка пребывания Рериха на Алтае - гора Белуха. По пути находится село Усть-Кокса. Местные жители там знают о Беловодьи и считают, что эта страна находится где-то в этих краях. Село Верхний Уймон расположено неподалеку. Слово "уймон" происходит  от тюркского слова "аймон" что означает "десять мудростей". Этим же словом алтайские сказители обозначают блаженную землю, в которой царит счастье и покой.  Местная вариация легенды: "Беловодье есть, искать его только надо. Но дойти до этой земли смогут не все, а только праведные душой.  Случалось доходили. Дойдут - туман, за туманом - река, за рекой петухи кричат, коровы мычат, люди разговаривают, а дойти нелегко. Видно неправедны душой".

rerixi-na-altaeВ селе есть  музей-заповедник имени Рерихов Николая Константиновича и Елены Ивановны. Они здесь побывали с 7 по 10 августа 1926 года. Верхний Уймон основан в 17-м веке, издревле считался центром беловодческого движения. Вероятно здесь живут потомки искателей Беловодья. Сейчас в селе проживают почти 1000 человек. Много переселенцев в Горный Алтай были старообрядцами. Бежали в глухие места от гонений. В архивах сохранилась запись одного такого переселенца-старообрядца: "И говорили нам, что на Беловодье ехать глубоко в горы, через степи каменные снеговые. И будет дальше деревня Уймон и будут там люди, знающие больше, чем знать человеку положено". Но Верхний Уймон еще не Беловодье.

muzej

Музей им. Рерихов в Верхнем Уймоне.

Известно, что Рерих ездил по Уймонской долине, ездил в горы, рисовал здесь. Николай Рерих предполагал большое будущее этих мест и связывал это именно с легендой о Беловодье. Отсюда совершал он длинные конные поездки к месту, которое считал самим Беловодьем.

Все легенды о Беловодье так или иначе связаны с Алтаем. Плодородные земли, целебный воздух,  чистейшие реки, могучие горы. Так может странники, оставшиеся там жить все таки ее нашли?

Я думаю, если Беловодье - это русская Шамбала, искать ее надо прежде всего в своем сердце.

P.S. Чтобы добраться до Белухи, надо по автодороге проехать от Верхнего Уймона еще дольше по дороге до Тюнгура, потом 3-4 дня пути до Аккема. Можно арендовать лошадей.

karta

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.