Сергей Михайлович Прокудин-Горский - создатель цветной фотографии в России. В начале ХХ века он задумал и с одобрения царя Николая Второго осуществил ряд экспедиций по России. Цель была запечатлеть всю Россию на цветных фотографиях. В том числе Прокудин-Горский побывал и на Южном Урале в горно-заводской зоне.
Фото С.М.Прокудина-Горского 1910 год. Катав-Ивановск общий вид
Сейчас на Южном Урале с подачи Валерия Кузнецова появилась такая интересная тема - по следам Прокудина-Горского. Суть в том, чтобы найти точку съемки начала ХХ века и сделать с нее современное фото.
На перегоне между станциями Яхино и Усть-Катав Самаро-Златоустовская железная дорога через скальную выемку, пробитую в Смирновском гребне вылетает на мост. Этому месту фотограф посвятил целую фотосессию. Эта часть Транссиба, проходящая через горный Южный Урал, потрясающе живописна. Проектировал и руководил строительством Гарин-Михайловский. Это настоящий памятник инженерной мысли.
Фото С.М.Прокудина-Горского 1910 год.
Вот стрелочник башкир на железной дороге. Фото С.М.Прокудина-Горского 1910 год.
Современное фото, появились опоры электрификации.
В Катав-Ивановске Прокудин-Горский сделал более двух десятков цветных снимков, места съемок которых прекрасно сохранились. Виды здесь великолепные, достойные не только фиксации на фотоснимке, но и кисти живописца.
Катав-Ивановский литейный завод был основан в 1755-1756 гг. симбирскими купцами Иваном Твердышевым и его зятем Иваном Мясниковым. Катав - это река, а так они оба были Иваны, то отсюда и название. Всего эти товарищи построили 14 заводов.
На самом верхнем фото 1910 года обращает на себя внимание необычная церковь с двумя башнями похожая на католическую, но она православная. Ее построили в XIX веке тогдашние владельцы завода князья Белосельские-Белозерские. Видимо польская кровь сказалась. Сейчас от церкви осталась только нижняя часть.
Катав-Ивановск общий вид. Современное фото.
Катав-Ивановский литейный завод. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 год
Пруд, плотина, литейный завод - все на месте.
Литейный завод сейчас конечно сильно разрушен. А раньше он делал заготовки. Их складировали, а потом весной по большой воде сплавляли на плотах. Также сплавляли лес. Есть еще город Усть-Катавск. Попробуйте не запутаться. И есть еще деревни: Нижня Катавка, Верхняя Катавка и просто Катавка, последняя напротив Бакала. Там жили катавские люди как-бы вахтовики, которые туда мотались на работу, занимались углежогством и перевозкой на подводах древесного угля и руды с бакальских рудников. Эту руду в Катав-Ивановском заводе плавили и потом сплавляли чуть ли не до Уфы. Усть-Катавский завод находился ниже, то есть был такой каскад этих прудов, воду из которых выпускали в нужный момент.
Сохранность объектов, которые снимал Прокудин-Горский в Катав-Ивановске в 1910 году просто потрясающая.
Знаменитая узкоколейная железная дорога, прорубленная здесь в скале. А всего ее длина была 145 км по непролазной дремучей тайге. Через перевалы на почти километровой высоте без современной строительной техники. Она связывала Белорецкий и Катав-Ивановский заводы. Эта узкоколейка более всего заинтересовала фотографа в Катав-Ивановске. Вообще похоже, что Прокудин-Горский был очень не равнодушен именно к железным дорогам.
Катав-Ивановск узкоколейка через скалу. Два фото С.М.Прокудина-Горского 1910 год.
Мост над железной дорогой - тот самый, старинный. Видна грубая каменная кладка. Рядом с ним есть еще один современный.
Узкоколейная железная дорога служила верой и правдой вплоть до конца ХХ века, пока окончательно не потеряла актуальность.
Это фото Прокудин-Горский назвал - разноцветные сланцы у пруда Катав-Ивановского завода.
Ничего не изменилось, только дорога слева от железки не грунтовая а как-бы асфальтовая.
Есть еще и железнодорожный мост над рекой Катав в полкилометре ниже плотины.
А так он выглядит сейчас
В Усть-Катаве в месте впадения Катава в Юрюзань в 1758 году Твердышев и Мясников основали железоделательный завод. В 1774 году во время пугачевской войны завод и поселок были разорены и сожжены. В 1890 году через Усть-Катав прошла Самаро-Златоустовская железная дорога. И на заводе стали делать вагоны для железной дороги и трамваи. В годы гражданской войны завод был снова разорен и разрушен. Потом опять восстановили и с середины 30-х годов по сей день здесь производят трамваи, которые катаются по всей России и за рубежом.
В Усть-Катаве Прокудин-Горский сделал три снимка.
Общий вид Усть-Катавского завода Фото Прокудина-Горского 1910 год
Усть-Катав вид с Могильной горы. Фото Прокудина-Горского 1910 год
Могильная гора так называлась очевидно из-за кладбища. Вдали Медвежья гора. Про Могильную гору сейчас местные жители ничего не знают, зато Медведь-гору знают все.
Фото в наше время. Завод на месте. Горы на месте.
Усть-Катав ледорезы на реке Юрюзань. Фото Прокудина-Горского 1910 год
Усть-Катав. Заводской пруд и Никольская гора. На вершине горы часовня в память Священного коронования Государя Императора Николая II. Фото Прокудина-Горского 1910 год
Современное фото. Никольская слева, вместо часовни антенны.
Природа создала здесь идеальные условия для съемок.
Скалы у Усть-Катава на реке Юрюзань. Фото Прокудина-Горского 1910 год
Вообще Прокудин-Горский очень любил фотографировать достопримечательности природы. Уральские каменюки все остались на месте. Что им 100 лет?
Современное фото. Похоже что они, только сильно заросшие лесом.
Усть-Катав. Самая большая выемка через Герасимов камень. Фото Прокудина-Горского 1910 год
Похоже стенка слева сильно обвалилась. А может ее подорвали специально?
Дальше по реке Юрюзань стоит одноименный город. Слово Юрюзань знакомо советским гражданам как марка холодильника.
Фото Прокудина-Горского 1910 год
Телевышка на горе! Вот что изменилось.
Фото с плотины городского пруда.
Оставить комментарий