Древние греки и римляне об Урале
О Гиперборее и ее жителях древние жители Древней Греции и Рима были хорошо осведомлены. Многие античные авторы на эту тему оставили свои письмена. В том числе и Плиний Старший, бывший одним из самых авторитетных ученых Древнего Рима в I веке до н.э. Он писал о древнем народе - гиперборейцах, живших у полярного круга. Причем хорошо понимал что гиперборейцы генетически связанны с эллинами.
Фото Волкова М. (Челябинск)
В своем труде "Естественная история" Плиний пишет о счастливом народе, живущем за Рипейскими (т.е. Уральскими) горами, по ту сторону Аквилона (Аквилон - древне-римское название северного ветра). Гиперборейцы достигают весьма преклонных лет и прославлены чудесными легендами. Там в Гиперборее находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит полгода... Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Там нет ни раздоров ни болезней. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. Такое у него было идеалистическое представление.
Очевидно, что Плиний Старший описывает Приполярные области, где раньше был теплый, благоприятный для жизни климат.
Древние греки, издавна обживавшие берега Черного (Понт Эвксинский) и Азовского (Меотийское озеро) морей, вели торговлю со скифами и проникали порой вглубь их земель.
Был такой путешественник в VII-VI вв до н.э. Аристей Проконнеский, сходил он в поход в страну исседонов, живших далеко на севере в Предуралье или на Урале. Это был пожалуй настоящий подвиг, ведь древние греки в основном путешествовали по воде. После 7-летнего похода он как полагается составил отчет в форме поэмы (так было принято).
Аристей описывает будинов - приуральский народ как многочисленное племя; у них светло-голубые глаза рыжие волосы.
На земле будинов находится эллинский город Гелон. Городские стены длиной в 30 стадий. А как известно, греческая стадия равнялась 185 метрам. Таким образом длина одной стороны составляла около 5,5 километра. Это был просто гигантский город по тем временам! И дома и святилища по эллинскому образцу и стены в том городе построены из дерева. В святилищах есть алтари и статуи эллинских богов. Жители Гелона издревна были эллинами, но после изгнания (скифами?) их торговых поселений, они осели в земле будинов. Язык у них частично скифский, частично эллинский.
Но гелоны не похожи на коренных жителей этой страны будинов. Будины - кочевники. Они единственный народ, который питается сосновыми шишками. Очевидно, Аристей ошибался. Не сосновыми, а КЕДРОВЫМИ! Одеваются будины в шубы из меха животных, в озерах ловят выдру, бобров и других зверей. На земле их много густых лесов.
Вероятно земли будинов простирались от владений скифов в Причерноморье ло Уральских гор, современного Пермского края. Они могли быть предками пермяков. Раскопки могильников Зауралья подтвердили прочные связи местного населения с эллинским миром. Найдена была, например, типичная эллинская серебряная чаша с дельфинами. Но кроме того найдены зерна ячменя, проса и пшеницы. То есть будины-пермцы были не только охотниками и рыболовами, но и умели обрабатывать землю. Возможно этому их научили пришельцы-гелоны. Где же находился город Гелон? Одни уверены, что на территории современной Полтавской области, на Украине, другие уверены, что на южном берегу Камы, на земле современной Вятской губернии. Интересно, что будины и гелоны помогали скифам в войне с Дарием - персидским царем. «…город Бряхимов в древности назывался «Гелон», до которого доходил персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за скифами в 512 г. до Р.Х. и оный выжег. Впоследствии город сей назван болгарами «Бряхимов» по князю Абдряхиме, жившем в нём»
Через 100 лет (т.е в V веке до н.э.) этот отчет Аристея попал в руки Геродоту. Тот и сам был большим любителем разных видов туризма, много путешествовал, он много писал о Скифии и о суровых северных землях, где постоянно идет снег.
Геродот пишет о людях, живущих у подножия высоких гор. Он их называет плешивцами т.к. они абсолютно лысые с самого рождения, причем и дети и женщины. У них плоские носы и широкие подбородки. Одеваются как скифы, а питаются древесными плодами. Каждый человек живет под деревом. Вообще-то древних уральцев называли северными скифами, но почему они брили головы? Еще Геродот отмечает необыкновенную миролюбивость этого народа, они даже не имеют оружия. Любой изгнанник может найти у них приют. Называет Геродот этот народ аргиппеи. Восточнее живут исседоны, а кто живет еще севернее неизвестно, т.к. горы столь велики, что их никто не переходил. Но по словам плешивцев на горах живут козлоногие, а дальше другие люди, что спят шесть месяцев в году. Но я этому не верю - пишет Геродот. Ну, козлоногими северные народы называли потому-что они носили меховую обувь - унты мехом наружу. А по словам исседонов севернее живут одноглазые люди и грифы, стерегущие золото.
Геродот между прочим называет славяно-скифов "сколотами" - от русского слова "сокол". Сокол - это древний тотемный образ. Наверное еще гиперборейский. Русские называли Солнце Ясным Соколом, ночь - волком. "Пришел волк - весь народ умолк; взлетел ясен-сокол, - весь народ пошел".
Во II в н.э. Клавдий Птолемей составил географическую карту известного и неизвестного ему мира. Она стала известна как карта Птолемея и использовалась еще 1000 лет. Как видно на карте греки помещали Рифейские горы в истоках Днепра (Борисфен). Гиперборейские же на СВ от Рифейских в истоках Волги (РА) и Камы. Причем Гиперборейские горы вытянуты с З на В . Восточнее Ра Птолемей нанес реку Даикс, возможно это река Урал. А Риммикальские и Норосские горы - это и есть наш родной Южняк (Ю.Урал)
Еще восточнее Птолемей поместил хребет, вытянутый с С на Ю под названием Имаус. Очень уж он напоминает Уральский хребет. Возможно, что Птолемей слышал о каких-то горах к востоку от Ра, и вытянувшихся далеко на север. Но поскольку он уже в верховья этой реки поместил Гиперборейские горы, а южнее их Риммикайские и Норосские, то Имаус ему пришлось отодвинуть еще дальше к востоку.
Оставить комментарий