Чердынь - небольшой город в Пермском крае, расположенный в 300 км к северу от Перми. Словно Москва или Рим Чердынь стоит на семи холмах на берегу реки Колва.
Городок примечателен своей богатой историей, берущей начало в XIV веке.
Здесь сохранилось множество исторических и археологических памятников. А также с 1899 года функционирует краеведческий музей. Жители города с трепетом относятся к истории своего города.
Чердынь - это родина древних коми, которая раньше называлась Биармия, а потом Пермь Великая. И главным городом здешних земель, столицей почти всегда оставалась Чердынь.
В XV веке при Иване III Московское княжество превращалось в государство. В это время коми делились на 2 группы: ЭЖВАСА ПЕРЫМ - Пермь Вычегодская (коми-зыряне) и ЫДЖЫД ПЕРЫМ - Пермь Великая (коми-пермяки и коми-язьвинцы).
Вычегодских коми уже к тому времени окрестил Стефан Пермский и они входили в состав Московского княжества. А у великопермских все сложилось гораздо сложнее.
Близ Чердыни в Колву впадает небольшая речка Чер, отсюда и название города. В 20 километрах от Чердыни Колва соединяется с красавицей Вишерой, стекающей с Уральских гор. По ней шла древняя речная "дорога" за Уральский Камень. Кама и Волга, Вычегда и Двина, а также Вишера - отсюда можно было направиться в любую сторону света. Город был торговым.
1454 год - первое упоминание о Чердыни в письменных источниках. Но город жил задолго до письменных упоминаний. Археологи обнаружили здесь огромное количество артефактов. Скандинавская и персидская посуда и украшения, местные изделия в огромных количествах, которые сейчас называются Пермский звериный стиль.
Судя по всему, пермские коми были миролюбивым народом и со своими соседями не ссорились, а с вогулами (манси) и с остяками (ханты) жили в дружбе и родстве.
Это все до XV века, когда начались этнические и государственные сдвиги. После падения Новгорода Великого - главного конкурента Москвы - началось расширение Московского княжества Ивана III на север и на восток к Уралу. В 1472 году через год после взятия Новгорода Москва посылает свои войска на Пермь Великую чтобы привести коми к подчинению. Возле городка Искор (переводится с коми как "каменный город") севернее Чердыни московский воевода Федор Пестрый разбил войско пермяков и взял в плен четырех коми князей.
Часовня Параскевы Пятницы
Помимо городища Искор есть еще село с таким же названием примерно в 10 км на скалах.
Так вот село это в отличие от городища существует до сих пор. Там на одной их двух гор 130 лет назад построена часовня Параскевы Пятницы.
Существует предание, что как-то в Искоре люди испугались нападающего татарского войска, и спрятались в лесу.
Татары вошли и обнаружили только одного человека Параскеву Пятницу. Мучили ее, таскали по острым камням, чтобы она указала где люди, но она не выдала искорцев. Прошло время и сейчас каждый год по скалам проходит в честь Параскевы крестный ход. Паломники обязательно должны подняться по расщелине в скале. Это наверное что-то символизирует или просто традиция такая.
После взятия Искора русские войска направились в Чердынь. На пути был городок Покча (теперь это маленькая деревня). Воевода Федор Пестрый сел в нем и привел всю эту землю в подчинение за великого князя. И перевел сюда столицу Перми Великой. И Покча стала столицей Перми Великой аж на 70 лет.
Пермь Великая окончательно становится частью Московского государства, а пермяки окончательно принимают христианство. Это оттолкнуло от них бывших сородичей вогулов (манси). Чердынь становится плацдармом для дальнейшего продвижения Москвы в Сибирь. И все это понимали. И с этого времени вогулы и татары начинают нападать на Чердынь. У вогулов было сильное густонаселенное Пелымское княжество , пока оно не было уничтожено в конце XVIII века вместе со всей Великой ТарХтарией. Особенно дерзкими были нападения вогульского князя Асыки. Однажды, не сумев взять Чердынь, пролетел Асыка сотни километров на северо-запад на Вычегду до коми-зырян, пожег села, убил местного епископа Питирима и отправился за Урал в свой город Пелым.
Коми же в ответ объединились с войском воеводы Федора Курбского, перешли за Урал и разбили Асыку. Это был первый серьезный военный поход в Сибирь причем до Ермака.
В XVI веке Чердынь была в осаде 11 раз и ни разу не была взята. В местном храме есть особенная икона, на которой изображены 85 чердынских воинов, которые погибли в 1547 году, защищая город. Сейчас они его небесные защитники и покровители.
В XV веке Чердынь находилась на самой восточной украине Московского государства. В городе строились храмы, монастыри, деревянный кремль. Позднее граница Московии отодвигалась все дальше и дальше на восток. Главная дорога в Сибирь шла тоже здесь. Ее называли Дорога соболиной казны или Государева дорога или Московская дорога. Древние охотничьи дороги - ворги были обустроены для проезда конных обозов. Дорога шла от Москвы через Ярославль, Вологду, затем реками на Великий Устюг, Соль-Вычегодскую, Соликамск, Чердынь, а далее с Вишеры, левого притока Камы, по волоку через горные перевалы переходили на реку Лозьву, далее по Тавде - на реки Туру и Иртыш. Вот так очень сложно. Зимой реки вставали и путники, добравшись до Лозьвинского городка, ждали там начала навигации, когда "лед скроется", а затем на построенных в Лозьве стругах, дощаниках и лодках плыли вниз по Лозьве, Тавде, Тоболу до Тобольска. Этой дорогой возили государеву денежную и соболиную казну, хлебные запасы, ею пользовались торговые люди.
В 1597 году южнее Чердыни прошла знаменитая Бабиновская дорога в Сибирь. Она была гораздо короче и удобнее прежней. Политическое и стратегическое значение Чердыни тут же начинает угасать. И возможно город бы исчез, если бы не местные купцы. Они открыли Печерский край, рынки зырян, поморов и самоедов. С того времени Чердынь принимает облик купеческого города. Таким он в основном сохранился до наших дней.
Когда началось смутное время, Борис Годунов начал ссылать своих конкурентов в монастыри и казематы. В 1601 году Михаил Романов - дядя будущего царя Михаила был сослан в Ныроб на север Пермского края. Это Чердынский район сейчас. Михаил Романов - первый узник Урала. Судьба его трагична, но зато он стал благодетелем Ныроба.
Постепенно Пермь Великая обрусевала, остатки местных коми сохранились лишь на отрогах Урала. Их спасла от полной ассимиляции старообрядческая вера. Она сохраняла архаичную культуру, быт, представления. А тут старообрядчество еще и сохраняло язык.
Чердынь стала вотчиной Строгановых. Появились соляные заводы. Здесь формировался отряд Ермака. Чердынь был городом торгово-купеческим. Местные купцы активно торговали на Печоре. Купцы были настоящими меценатами, поднимали на свои деньги школы и больницы. Так они торговали с Печорой до 1918 года. 1 июля 1919 года белая армия Колчака отходит в Сибирь под натиском красных. Купцы, видя эту ситуацию, уходят вместе с Белой армией навсегда.
В Чердыни жил репрессированный поэт Осип Мандельштам в 1934 году. Он был сослан Сталиным за свои знаменитые стихи: "Мы живем, под собою не чуя страны..."
В Чердыни никогда не было более 7 тысяч жителей. Здесь даже нет центрального водопровода и канализации. Вот ведь какая интересная судьба. Например, Сыктывкар был всегда глухим селением, а стал столицей республики Коми. А Чердынь - столица Перми Великой превратился в глухой провинциальный городок, но с великой историей.
♦
Идя в ногу со временем, Чердынь не забывает своего прошлого. Реставрируются и восстанавливаются памятники архитектуры.
Часовня Спаса Нерукотворного образа или Спасская часовня поставлена в память о 85 святых ратниках - защитниках Чердыни. В 2006 году часовня была восстановлена в своем первозданном виде. Фонтан был заложен в 2012 году в год 540-летия присоединения Чердыни к Московии.
Памятная плита славным предкам от благодарных потомков. Установлена в 2011 году в городском сквере как дань уважения и признательности нашего поколения предкам.
Церковь Ильи Пророка расположена на Троицком холме. Частично новодел, частично сохранились элементы старой деревянной церкви.
Часовня Покрова Пресвятой Богородицы находится в городском сквере.
Сторожевая башня на Троицком холме. Это начало реконструкции утраченного деревянного кремля, вынесшего множество вражеских осад в прошлые века. Кремль был крепостью с шестью башнями, на которых находились смотровые площадки и бойницы.
В 2014 года возник проект "Чердынь - культурная столица Пермского края".
Поклонный крест в честь крещения жителей Чердыни в 1462 году. Чердынь стала оплотом Православной церкви.
Чердынская застава установлена на входе в заповедную зону.
Гора Полюд стоит стоит напротив Чердыни и неотделима от истории Перми Великой. По преданию на этой горе жил богатырь Полюд - защитник Чердыни. Когда с Вишеры спускались сибирские татары, он предупреждал Чердынь и она готовилась к осаде. Предупреждал очень просто - разводил огонь на вершине. У населения сложилось представление, что гора Полюд - это барометр. Расстояние 30 км. Когда гору видно, будет хорошая погода.
Еще один проект "Чердынь - место силы". Камень с отпечатком следа легендарного богатыря Полюда. Если встать на камень ногой в след, а рукой взяться за древко копья, то получишь часть богатырской силы.
На фото след Полюда на горе Полюд
В мифах и преданиях практически всех народов мира присутствуют великаны. Так по Уралу (Святым горам) гулял великан Святогор, подаривший свой меч Илье Муромцу. Есть легенда о богатырях братьях Полюде и Ветлане боровшихся за красавицу Вишеру. По другой легенде были два богатыря Полюд и Пеля , они несли дозор и охраняли Пермскую землю. Однажды надвинулось несметное воинство. Богатыри сражались долго и Полюд, рассердившись, топнул ногой по скале, след и остался. Четкий отпечаток босой ноги человека раза в два больше обычного человеческого следа так и остался на горе Полюд. Как будто в глину он наступил, а потом это затвердело. Задрожали горы, лес повалился, Вишера вышла из берегов, враги испугались и убежали. Примерно так вкратце.
Туристы на горе Полюд
Купеческая старина видна в Чердыни во всем. Сейчас активно строятся гостевые дома. Туристов все больше: историки, паломники и даже уфологи, все здесь что-то для себя находят. Каждое лето проводится фестиваль Зов Пармы. В Покчу (30 км от Чердыни) съезжается 30 тысяч человек.
В окресности Чердыни, чуть южнее есть село Пентек. Там такая достопримечательность - первая на Урале часовня, сделанная из сторожевой башни. Ей 500 лет.
Оставить комментарий