Пермская земля. Здесь некогда пролегала граница Руси с финно-угорским миром севера и с тюркским ордынским миром востока и юга. Граница Европы и Азии, христианства, язычества и мусульманства. Русский натиск на Урале начал копиться лет за 150 до Ермака.
В начале 15 века с севера по реке Колве приходят первые русские поселенцы. Ставят бревенчатый частокол, внутри дома, амбары и церковь. Поселение назвали Чердынь.
Первые упоминания о Чердыни появляются в летописях в 1451 году. Однако, говорят, что первое поселение здесь появилось еще в XIV веке. На языке коми-пермяков слово "чер" означает "приток", "дын" - "устье". Немногие знают, что в мире есть только три города, стоящие на семи холмах. Это Москва, Рим и Чердынь.
Чердынь - первый русский город на Урале, и в середине XV века он становится столицей последнего удельного княжества Древней Руси - Перми Великой и тем самым Урал вываливается из-под господина Великого Новгорода. Но Пермь Великая вначале не была колонией Москвы. Она попала под московское крыло только в 1472 году после воинского похода Федора Пестрого и уже после разгрома Новгорода. А в 1505 году Москва вообще упразднила княжество Пермь Великая. Только через 150 лет русские перевалят через Хребет. Урал станет русским Эльдорадо, краем сказочных богатств. А пока жизнь на границе означает постоянные набеги соседей в основном вогулов - хозяев здешних мест. Чтобы предупредить о набеге заранее, русские ставят заставы на высоком месте и сигналят огнем. По преданию такой сигнальный огонь для Чердыни зажигал богатырь Полюд. Потом он ушел в эту гору, но оставил свой след (каменный, примерно 80 размера). А гора так и названа его именем - Полюд или Полюдов камень. О нем есть еще несколько легенд. Гора очень живописна и издалека напоминает застывшую морскую волну.
Старейший русский город на Урале еще называли Краем Веры. Отсюда началось крещение Перми. Здесь построили аж 64 церкви. Самый старинных Храм Иоанна Богослова построен в 1704-1718 годах пленными шведами. В этом Храме находится иконостас выполненный иконописцами Федоровыми, один из трех таких сохранившихся в России. Собор Воскресенья Христова (1754) , Богоявленская церковь (1751-1761), церковь Успения Пресвятой Богородицы и т.д. Удивительно что все это сохранилось. Ведь в 1792 году по городу прошел опустошительный пожар и почти все кроме каменных зданий сгорело. Чердынь пришлось восстанавливать заново.
Чердынская земля полна легенд и былей. Летом здесь проходит этнографический фестиваль "Зов Пармы". Именно в этих местах развиваются события знаменитого исторического романа "Сердце Пармы" пермского писателя Анатолия Ивановыма. На фестивале проходит музыкальная программа - обрядовые песни и танцы, ристалище - исторические бои, состязания лучников, ремесленная артель, шаманский закут и многое другое.
Чердынь сегодня можно назвать археологическим, архитектурным, историческим заповедником. В этом маленьком городке с населением 6 тысяч человек на сорока зданиях привернуты таблички: "Памятник архитектуры, охраняется государством". Удивительно, что здесь очень мало современных зданий. Город сохранил облик конца 19 века. И еще в Чердыне нет улицы Ленина! Всем улицам вернули их исторические имена: Успенская, Юргановская (бывшая Ленина), купца Лунегова...
В музее города хранятся древние изделия (6-8 век - расцвет Пермского звериного стиля по 13 век), относящиеся к знаменитому звериному стилю. Фигурки отражают языческую финно-угорскую мифологию (на этот счет есть и другое мнение). Это бронзовое литье. В них зашифрована очень серьезная информация о миропонимании народа. Мир у них трехярусный: верхний - небо, мир птиц, средний - где живет человек и низший - мир мертвых.
Лось, утка, медведь, соболь - священные животные, зооантропоморфные образы, например гибрид человека и лося, какие-то даже фантастические образы похожие на инопланетян. Символом низшего мира является некое фантастическое существо, условно его назвали ящер. Фигурки находили в захоронениях, на местах древних капищ. Они имели культовое предназначение, а также были оберегами и просто украшениями.
Вот еще что по поводу фигурок - образцов Пермского звериного стиля. В разных местах Пермского края и Приполярного Урала таких стилизованных бронзовых изображений птицелюдей найдено множество. Их еще называют иногда "чудскими древностями", и как уже сказано выше принято их привязывать к финно-угорской культуре.
Раз коми, ханты, манси - это последние здесь по времени аборигены, то им и принадлежат обнаруженные археологами артефакты. Но есть и другое мнение, что корни "пермского стиля" с его крылатыми птицелюдьми уходят в гиперборейскую древность. Этот стиль можно найти на всем земном шаре, в том числе в Южной Америке вплоть до острова Пасхи.
В 1970 году Чердынь была включена в список 116 исторических городов России. А в 2002 году праздновалось 500-летие Перми Великой. Город очень колоритен.
В Краеведческом музее имени Пушкина находится большая коллекция изделий, принадлежащих пермскому звериному стилю. Эта коллекция начала складываться с 1899 года, с основания музея. Некоторые изделия находили в раскопах, некоторые приносили люди.
Окрестности Чердыни.
В селе Редикор недалеко от Чердыни были найдены несколько кладов серебряных украшений: шейные гривны, ажурные подвески, височные кольца, браслеты, монеты. 34 прорезные бляхи пермского стиля с изображениями мужчины и женщины, человеколосей, птиц, ящеров. На Редиккорском городище найдены жертвенники с выкладками из черепов лошадей и лосей. В деревнях Большая и Мало-Аниковская были найдены серебряные блюда культового предназначения. Археологи полагают, что в древности в этих местах находилось святилище.
Оставить комментарий