Земля Кудым-Оша

Земля Кудым-ОшаЗемля Кудым-Оша - это земля Коми. Кудым-Ош - мудрый вождь древнего рода. Доныне здесь помнят и чтут того, кто оберегал свое племя, кто обучил свой народ земледелию и ремеслам.  Богатырь Кудым-Ош считается основатерем Кудымкара. В центре города ему установлен этот памятник. За 150 лет своей жизни он был наставником и защитником коми-пермяков. Перед смертью он сообщил, что когда-нибудь вернется на эту землю, чтобы поддержать земляков.  Медведь - это тотем Кудым-Оша.

Кроме легенды о богатыре Кудым-Оше есть сказания о Пера-охотнике. Пера - мужицкий сын, он побеждал лешего, водяного. Вообще с лешим -  снежным человеком у северных народов в том числе и коми связано много преданий и обрядов. С лешим принято дружить, задабривать его, угощать по праздникам, и он мог отплатить людям добром. Например, вывести заблудившегося ребенка или пригнать скотину или помочь охотнику загнать дичь. Народы манси и ханты - соседи коми с востока также дружат с Хозяином (лешим).

Несколько южнее на берегах Вишеры и Колвы бытуют предания о богатыре Полюде, есть даже такая гора около Чердыни в Пермском крае.  А у манси этот же самый товарищ зовется Пеля.

Коми

Коми - красивейший край. Восток республики - это Полярный и Приполярный Урал, Богатейшие бескрайние леса, щедрые реки, на севере горная тундра. Древние коми-пермяки верили в силы природы. Просили хорошей погоды, чтоб не сгнила трава и не случился пожар. Ходили в лес, задабривали его хозяина. Чтобы не заблудиться туго перетягивались поясом. Если человек все же потерялся, оставляли лешему хлеб и молоко. К нему же обращались в случае потери скота.

Вода

Почитали и воду. Если пьешь из источника, надо одарить его. Бросали монетки. Если не задобришь водную стихию, навлечешь беду. Есть такое место Пронин ключ. Место считается святым. Его  нашел некий Проня, мечтавший отыскать клад.  Копал-копал, да вместо золота открыл источник с чистейшей водой. Бесценный клад исцеляет болезни. А соления на той воде не портятся и необычно вкусны. Ученые  раскрыли секрет - это действие ионов серебра. А жители верят - сила воды. И всякий раз, приходя к роднику, загадывают желания.

Реки севера

Река Уса - приток Печоры

Река Юсьва - в переводе "Лебединая река", где  Юсь-лебедь, ва-река. Про нее есть короткая легенда. Превратил злой колдун юношу по имени Юсь в лебедя, а его возлюбленную Ва в реку. Так и остались навечно вместе Юсь и Ва.

Республика КомиМне довелось сходить в Коми  в поход 3 к.с.  (Ушма-п.Дятлова-Отортэн-верховья Печоры - Мань-Пупы-Нер - Торрэ-Поррэ-Из + сплав по Печоре  до Усть-Уньи). В какой-то момент, когда мы топали по Главуралу, наш руководитель остановился и торжественно произнес: "В этой точке сходятся Свердловская область, Пермская область, Ханты-Мансийский АО и республика Коми". Но по карте видно, что он был не совсем прав. В одной точке сходятся 3 территории, а Ханты-Манси несколько севернее.

Река Печора - это душа республики. Печора сбегает с Уральских гор. А начинается она в болотистых кочках у горы Печорья-Тальх-Сяхл (Гора, рождающая Печору). Недалеко известный памятник природы Мань-Пупы-Нер или Болвано-Из на языке коми (Гора Болванов).   В верховьях реки сотни километров нетронутой тайги.  В августе было уже прохладно, ни одного комара не увидели, в лесу было какое-то невероятное количество грибов-подосиновиков, набираешь за 5 минут полный пакет. В ямах у реки хариусы, удалось поймать на уху даже без  удочки. Когда идешь,  то и дело чуть ли не из-под ног вспархивают глухари.

1

 А когда сплавлялись на катамаранах, то встречали егерей и однажды нас угостили глухариным мясом, оно темное по цвету, а так похоже на курицу. Здесь Печоро-Илычский заповедник, и у нас было письмо  с разрешением. Когда спросили у егеря, что если бы у нас не было разрешения, то он ответил, мол ничего, все равно бы шли. Но времена были другие...

Из деревьев в особом почете береза. Береста - податливый материал. Заготавливали в начале лета. В сухом темном месте хранится долго.   ее украшали лентами и цветами, проводили обрядовые игры.  Предки знали, ценность березы в коре. Из бересты делали туеса для хранения сыпучих продуктов и жидкостей. Швы без клея, деревянное дно забивается плотно без щелей. Воду не прпускали. В старину туесами украшали орнаментом, тиснением наносили привычные узоры.  Сейчас чего только не мастерят из бересты. Были бы инструменты подходящие, да руки работящие.

Береста

В Ильин (2 августа) день, когда  лето переходит осень. В Коми возродили обряд, связанный с этим днем. Ранним утром женщины идут к лесу, молча, чтобы леший не украл язык.  На опушке трижды оборачиваются вокруг себя строго против часовой стрелки. На земле оставляют подарок лешему - мучное. Слушают голоса птиц. Потом кричат сами, подражая птицам, показывая, что леший язык не украл. Собирают по пять видов трав. Дальше запели и пошли домой. По пути заходят к соседям. Травы обмакивают в брагу или в пиво для благополучия дома. Пьют пиво. Вечером - гульбище. Сжигают корни трав на небольшом костре. Семена сеют на ветру. Стебли кидают в реку. Река унесет все плохое: хвори, беды, несчастья. У костра подолами собирают жар, набирают тепло на зиму. Девушки прыгают через костер. Которая прыгнет дальше - замуж выйдет раньше. Головешки бросают в реку. Кто бросит дальше - тому удача светит. В этот день сколько хочешь гуляй, пой, пляши. Установка природе на возрождение и плодородие в будущем году.

Хоровод

Вера в сверхестественное породила особое мировоззрение. Предки народа коми подразделяли Вселенную на три мира: небесный, земной и подземный.  Небесный мир олицетворяли солнце и птицы, земной мир   - это изображения животных и людей, подземный - ящеры и ракообразные. Это представление о структуре мира встречаем в пермском зверином стиле. Сочетание образов людей и животных. К медведям у пермских народов особое отношение.

Коми природа

Главный герой коми-пермяцких сказаний Кудым-Ош -  сын колдуньи и медведя. Медведя почитали как основателя племени. Верили что у него есть душа. Косолапый боец одной левой может уложить человека. до появления ружей на медведя ходили с рогатиной. Такая крайне опасная охота породила множество спасительных примет и суеверий. Когда шли на охоту, то одевали обереги из медвежьих зубов и когтей.  Чтобы не спугнуть удачу, слово "медведь" не произносили, заменяли иносказаниями "косолапый" или "зверь", верили что животные понимают человеческую речь. Ругать добычу, неодобрительно отзываться о ней запрещено.

Коми

В прошлом окружающие народы считали коми сильными колдунами. Колдунов боялись, так как колдун мог наслать шева -  на языке коми это все плохое, что может случиться с человеком. Только более сильный колдун мог снять это шева.

В Коми очень бережно и трепетно относятся к культуре, традициям коренного народа.

 

One comment

  1. Илля пишет:

    Здорово конечно, только вот всё совсем напутано в статье.
    Постоянно путаются коми и коми-пермяцкий округ, легенды коми-пермяков выдаются за легенды коми-зырян, в одном абзаце говорят про Кудымкар, в следующем уже говорят про главную реку Печору, сбегающую с уральских гор. Чердынские легенды о полюде названы “более южными”, хотя очевидно что именно Кудымкар находится южнее. Короче, много путаницы в тексте!
    А в целом хочу сказать спасибо за отличный сайт, много интересных статей! Успехов вам!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.