Удмуртия, любовь моя!

Удмуртия, любовь моя!

Между Пермью и Казанью  находится республика Удмуртия. Путешественник, приезжавший раньше в Ижевск, удивлялся, что на каждом доме есть резьба в виде солнца.  Что же за народ такой удмурты, который каждый день смотрит на солнце?

Бабушки - гордость Удмуртии

Бурановские бабушки - гордость и бренд Удмуртии.

Удмурты издревле живут в Прикамье на границе Урала и Поволжья. Они входили в состав и Волжской Булгарии,  и Золотой Орды, и Казанского ханства, и Вятской земли. С 1489 года входят в состав России.
Самостоятельное территориальное образование - Вотская автономная область -  возникла в 1920 году, позднее преобразовалась в Удмуртскую АССР. Удмуртский язык относится к финно-угорской группе, в письменности используется кириллица.

У удмуртов очень богатый песенный фольклор в котором смешались угорские, тюркские и славянские традиции. На севере республики есть уникальный жанр хорового импровизационного пения "крезь" - "что вижу, то пою". Удмуртия - музыкальная республика. Не зря же здесь в Воткинске родился Чайковский.

Удмуртия - любовь моя

Раз в год с 6 января до Крещения в удмуртских деревнях проходит обряд Портмаськон. Это те же колядки, когда ряженые - (портмоос по удмуртски)  ходят по домам, а их визит по поверью приносит благополучие, урожай и счастье. Чем радушнее принимают ряженых тем больше надежды рассчитывать на их пожелания. Громкие песни, пляски, обычай валять друг друга и встречных в снегу - все это особые ритуальные бесчинства.

Удмуртская мифология: ву-мумы - мать воды, вожо-мумы - мать летнего и зимнего солнцестояния, музъем-мумы - мать земли, пужмер-мумы - мать инея шун.

14

Портмаськон - это древний народный праздник, он был приурочен к дням зимнего солнцестояния. Но под влиянием православия мероприятие сдвинулось  к  Крещению. Считалось, что в эти переходные дни зимой и летом в мир выходят какие-то злые силы. Зимние темные духи называются вожо-дыр, где "вожо" - это выходцы с того света, которые могут принести несчастья, болезни.  Ряженые-портмоос как раз этих выходцев олицетворяют. Они облекаются не только в человеческие маски, но и в животных. Их надо обольстить, ублажить, или напугать чтобы они ушли обратно, не принеся никакого вреда ни людям ни скоту. Чтобы в мире опять восстановилось равновесие.

Под Крещение гадают, и только в эти дни, как считается, гадание бывает верным. В первую очередь это актуально конечно для незамужних девушек. Какой будет жених: бедный или богатый, красивый или страшный? Удмурты  считаются самым златовласым народом. Но ярко-рыжих удмурты не любят. И  девушка заходит в хлев, выдергивает наугад овечью шерсть, и по цвету определяется "масть" будущего жениха - брюнет, блондин или рыжий.  Еще надо обязательно кинуть валенок за ворота, в какую сторону смотрит его носок, с той стороны из другой деревни надо ждать жениха. В какую семью попадет невеста? Для этого они лезут на сеновал, выдергивают наугад оттуда клочок соломы, если попадется какой-нибудь колосок с зернышками, то девушка пойдет в богатую семью, если без зернышек - в бедную. Девушки или чаще молодые женщины идут ночью к роднику, наполняют рот, приходят домой и выливают эту воду в ложечку. Далее выносят на улицу, утром смотрят как замерзла вода. Если поверхность окажется с горбинкой - это к ребенку, если ровно - все останется без изменений, если с ямочкой - к беде или утрате в семье.

Удмуртия - любовь моя

Праздник Масленица - Волй дыр ("вой" - масло, "дыр" - время), а месяц март называется вой толэзь. Как и везде на Руси закрывает зиму, начинает весну. Это последняя неделя перед Великим постом обычно в конце февраля - начале марта. Как везде пекут блины. Женщины  катались с горки на чем попало: в корыте, на прялках, на санях и т.д., потому что считалось, что этим они закладывают урожай конопли и льна.  И чем она дальше прокатится на прялке, тем длиннее у нее вырастет конопля или лен. Гадали тем самым кто больше напрядет. Устраиваются и другие развлечения, например катание на лошадях. Про сжигание чучела зимы информации у меня нет.

Праздник Проталинки (уждо или вуждо?) Первые проталинки, первая зелень появляется. Молодежь начинает водить хороводы.

Позднее когда уже сходит снег и начинают вскрываться реки (наверное в апреле) в Удмуртских селах проходит  праздник Проводы льда. Люди с песнями идут на берег и говорят: "Пусть летом будет красиво на твоих берегах и много воды. Желаем обилия рыбы. Проходите сюда к реке".

Чорыг – рыба,  Сылалтэм чорыг – солёная рыба,  Куастэм чорыг – сушёная рыба,  Векчи чорыг – мелкая рыба,  Таза чорыг – крупная рыба.

Проводы льда

И после этого кланяются реке три раза. В народных представлениях река уносит все печали и приносит счастье.  Река играет огромную роль в жизни людей. В ее честь надо совершить обряд жертвоприношения. Наливают что-то из бутыли в чарку (самогон?), отпивают глоток и остальное в реку, говоря: "Это в честь тебя, наша река Чепца, желаем обильной и чистой воды".  Дальше отламывают от калача кусочек, кладут его на досочку, досочку на еловую или пихтовую веточку и отправляют в реку. "Наша река, не сердись на нас, может что и не так делаем. Покормим тебя хлебом, пусть на полях будет хороший урожай". Проводы льда всегда проходят с трапезой на берегу реки. Это старый обычай. В народе считают, что так выражают уважение своей реке. А река благодарит человека обилием воды и рыбы, добрыми покосами на лугах и хорошим урожаем в поле.

Удмуртия - любовь моя

Самый главный аграрный праздник - день выхода на пашню. Он называется Гершит или акаяшка (ашка или акашка). Это бУлгарское слово. Считается, что  волжские бУлгары сыграли существенную роль в этногенезе. Сроки  праздника не определены. Как наступят теплые дни в  мае или июне так и будет. День определяется на сельском сходе общины. Там же решают кто первым начнет пахать. Это должен быть шудО - счастливчик, то есть успешный, исправный человек.  Бывает, что зачинателем таким несколько лет подряд ставится один человек. Потом, бац! Какой-нибудь неурожай или жатва тяжело пройдет, его меняют на другой год, не справился значит.  Этот первый день земледельческий Акаяшка - самый важный. Ак - геры (плуг?), кашка - похлебка. Нужно задабривать плуг, от которого многое зависит. Сначала муж делает первую борозду, потом приходит жена с разной снедью (блины, яйца , домашнее пиво и т.д.)  Они вырывают на краю поля ямку,  муж берет яйцо, подает его жене и она его закладывает. Как магический обряд. Поле должно родить хлеб. Потом можно туда еще налить пиво, самогону (значит и у реки был самогон!), кусочки хлеба, блинов. И потом приношение зарывается. Это жертва божеству земли. Его надо задобрить. Это задел, моделирование хорошего будущего.

Все обряды проводились в полях. Там в полях еще были священные рощи (колки по нашему), где нельзя собирать ягоду, ничего рвать. Были святилища семейные (куалА) у каждого хозяина или у каждого рода. Это отдельное строение без крыши, но с дымом. Там еще и полочка с каким-нибудь семейным тотемом. Наверное это сохранилось с языческих времен.

ГербЕр - летний праздник плуга, когда закончилась посевная в самые длинные дни.  В этот день в мир опять приходят особые дУхи - вожО или инвожО. Именно эти приходят в период цветения ржи летом и на святки зимой. В этот день запрещено черпать воду железной посудой, полоскать в реках белье, гулять в посевах ржи.  Относиться к этим товарищам надо опять же очень уважительно как и ко всем другим их коллегам. Главным символом этого события всегда была каша - гершит. Ее сейчас готовят на несколько тысяч человек-гостей в больших котлах.

Элен ВосьТроица тоже празднуется как полагается у православных. Когда березами занимаются. В то же время удмурты сохранили древние дохристианские праздники. Традиционное моление Удмурт Элен Вось («Моление Миром») проходит в завершение полевых работ. Одеваются в светлые одежды, держат на полотенцах чашки с чем-то (кашей наверное?) и произносят: "Великий Инмар, услышь нашу молитву, мы - и стар и млад - любим тебя и поклоняемся тебе, услышь наши слова и оберегай нас. У Инмара просим благополучия для всех. Дай, Инмар, силы хлебопашцам".  Инмар - это верховное божество удмуртов. Не имеет образа. Инмаринер - финский аналог. В общем финны, эстонцы, венгры и другие угры - это родственники удмуртам. Язык сложный у всех. Наверное только удмурты и могут выучить венгерский или финский. До революции проводился этот праздник целую неделю и  захватывал целиком территории Пермской и Уфимской губерний. Недавно праздник Элен Вось возродили и проводят 20 июня.

Дай Бог чтобы праздники были всегда! Как в Удмуртии. И солнца всем в дома.

Иднакар.

Для людей, которые никогда не слышали слово "Иднакар" - это обычный пригорок. Но в 9-13 веках на этой возвышенности было большое городище. Жили здесь порядка тысячи человек. По меркам того времени - огромное поселение. Иднакар можно назвать протогородом. Он обладал оборонительными укреплениями, люди занимались промыслами, ремеслами. По уровню развития ремесел иднакаровцы нисколько не уступают  викингам, волжским булгарам. Ою этом говорят орудия труда, предметы быта, женские украшения найденные при раскопках. Найдены ювелирные украшения сделанные в Египте или Сирии, как говорят археологи. Это говорит о торговых связях с другими народами. Найдены древние коньки, значит народ катался на льду. Но не найдено оружия. Не было профессиональных воинов? Может быть это и сгубило город. Исследования показали, что крепостные стены сгорели. Кроме того в межваловом пространстве в верхних слоях встречается много наконечников стрел, специфичных, присущих профессиональным воинам, и встречаются следы пожарищ.  Вероятнее всего городище было уничтожено во время какого-то военного набега. Многочисленные находки можно посмотреть в музее.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.