Раскол. Урал. История гонений.

Раскол в Русской Православной церкви начался в 1653 году при царе Алексее Михайловиче. Крутой по характеру патриарх Никон вводит новые правила.  Царь лелеял мечту объединения всего православного мира вокруг Москвы и освобождения Византии.  Первым шагом должно стать приведение обрядовости и символов веры к единому образцу дабы все православные молились и веровали одинаково. Так греческая церковь, давшая по сути Руси православие,  к 17 веку имела целый ряд отличий.  Никон приглашает греческих ученых в Москву. Они должны  сравнить русские православные книги со старогреческими.  Вывод был сделан такой, что русская церковь за несколько веков отошла от истинных старовизантийских канонов.

Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума

Меня всегда удивляла фанатичность старообрядцев, их готовность идти на смерть, но не предать свою веру. Яростное, жестокое искоренение, подавление, уничтожение старой веры со стороны власти и никоновской церкви.  Здесь должен быть какой-то идеологический принцип, чрезвычайно важный, за который люди шли на костер, на пытки. И это уж конечно главным было не то, креститься двумя или тремя перстами и сколько поклонов класть.

Дело в том, что наш великий русский святой Сергий Радонежский переформатировал христианство западного толка в ведическое православие. Отец Сергий был высокопосвященным волхвом. Его православие - это торжество законов Прави. Он тонко вписал славянские ведические законы в христианство. А ведь учение Христа было изначально ведическим, его уже потом тотально исказили. Христианское учение Сергия Радонежского стало таким, каким оно должно быть - солнечным, жизнеутверждающим, не отличающимся от древнего гиперборейского миропонимания.

Тогда становится ясно, что старообрядцы - это именно носители той самой истинно православной веры. А Никон вместе со вторым Романовым (Rom-man - человек Рима) начали обратный процесс - уничтожение церкви Сергия Радонежского, закабаления русского народа, навязывания греческой религии с ее раболепием и покорностью власти.

О.Сергий Сергий Радонежский облек славяно-арийское мировоззрение в христианскую форму. У него не было никаких догм. Ведический глава Богов Род превратился в Отца Небесного, а сын Рода Сварох - в Христа, сына Божьего. Лада - славянская богиня  любви и согласия приняла на себя образ девы Марии. Самое главное в учении о.Сергия - это ступени нравственного,  духовного роста человека. Запрещалось насилие, попрание человеческого достоинства, употребление спиртного. Поддерживалась любовь к Родине, к родной славянской культуре, самопожертвование, нравственные качества человека. Получилось так, что вокруг Сергия Радонежского Русь стала объединяться. Еще оставшиеся в живых ведические славяне и православные стали понимать друг друга, им нечего было делить.  И те и другие смотрели на запад как на рассадник зла и демонизма. При Сергии Радонежском древние ведические праздники были вписаны в православные. И мы их отмечаем до сих пор. Масленица, Святки, Коляда.

Церковь волхва Сергия отрицала обращение "раб Божий". При нем русы были детьми и внуками Божьими как и раньше в ведические времена. При Иване Грозном все это продолжалось. Все атаки запада провалились.  И только в середине XVII века ставленникам Рима Романовым было приказано очистить Русь от православия Сергия Радонежского.

В народе пошел ропот, что эти ученые проходимцы, преследующие корысть. А изменения идут по книгам латинским.  Первыми отказались подчиняться Никону монахи Соловецкого монастыря. Они готовы дать вооруженный отпор.  Ропот перерастает в смуту.

С особым трепетом ждут года 1666. Не совсем понятно почему. Ведь до календарной реформы Петра I в 1700 году летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. 1700 год от РХ соответствует 7208 году от с.м., значит 1666 от РХ - это 7174 год от с.м. Кстати старообрядцы до сих пор ведут летоисчисление по старому стилю, также как было у нас в ведической Руси. (В сентябре 2012 года у нас наступил 7521 год и начало эры Волка).

22 июня 1666 года  происходит ужаснувшее многих солнечное затмение, предвещающее само собой разумеется конец света. В том же году происходит Собор. Все нововведения Никона соблюдать как истинные - решает Собор. Защитников старой веры проклинают и обзывают раскольниками. Приступом берется Соловецкий монастырь. Главных мятежников для устрашения вешают и сжигают. Казнят огнем самого ярого проповедника старообрядчества - протопопа Аввакума. В земляной тюрьме от голода умирает инокиня Феодора - знакомая нам больше как боярыня Морозова. Простой люд, напуганный казнями, побежал по просторам России. Сначала в костромские, брянские леса, а потом и дальше на Урал, в Сибирь.

Началась чистка при царе Алексее, продолжилось и с особенной яростью при Петре I (Лжепетре ?). Запылали костры  из древних рукописей. Уничтожалась славянская культура с целью разорвать связь времен. Насаждалось массовое пьянство. Народ превращали в рабов. Сколько уничтожено было русских людей? Есть версия что треть. Второй геноцид после Владимира Кровавого - крестителя Руси.

Урал.

Первое донесение о появившихся на Урале старообрядцах относится к 1684 году. На Поречье в Усольском уезде появились человек 50. Особенно много старообрядцев приняли уральские леса после знаменитого стрелецкого бунта. Подавление бунта царем Петром было жестоким. Бежавшие хоронятся в самых глухих углах - лесах, горах, пещерах.

Летопись пишет: "При переселении заводили оне иноческий скиты. И жили аки монастырями многолюдно человек по сто".

o-bolshojnikodim

Остров Большой Никодим на озере Сунгуль (Южный Урал). Назван так по имени жившего тут отшельника - старообрядца. Слева Вишневогорск и гряда Вишневых гор. Это предгорья Урала.

sungul1

На западном берегу сохранились руины мужского старообрядческого скита, основанного в начале IXХ века. (Перед въездом в Вишневогорск направо по грунтовке. После просеки налево на п-ов Монашки). Основанием скита считается 1811 год. Раньше Сугульский монастырь был широко известен и получал пожертвования не только с Урала, но также из европейской части страны и Сибири.

sungul-skit

sungul-skit1

В зависимости от мировоззрения правивших царей гонения на старообрядцев в России то усиливались, то ослабевали. При Николае Первом были непростые времена для старообрядцев. В 1837 году в Сунгульском ските оставалось лишь несколько старцев. Остальные подались в Сибирь. А часть монахов под угрозой преследования подалась в единоверье. В 1849 году власти полностью ликвидировали скит. Все строения были разрушены.

Кельи и погреба на территории скита выложены из камня плитняка. 

sungul-skit4

После отмены крепостного рабства в начале 1860-х годов один из бывших насельников Макарий принялся за восстановление обители. На берегу снова построили часовню, возобновились богослужения. Когда старцы умерли, это место снова стало пустеть. Но на рубеже IXX - XX веков тут возник женский старообрядческий скит. С тех пор это место на озере - полуостров - известно под название "монашки". По данным краеведа Елены Дроздовой во время голода 1922-1923 годов, часть жительниц скита переселилась в Сибирь. Но к 1926 году Сунгульский скит опять стал самым крупным в округе. В нем проживало 35 человек.

Поклонный крест стоит на месте часовни.

sungul-skit3

Зимой 1928-1929 гг старообрядческий монастырь был окончательно ликвидирован. А все его жители выселены.

Существуют легенды, что от монастыря шли тайные подземные ходы на остров Большой Никодим и в район Красного Камня.  Но такое масштабное строительство скитникам было явно не под силу. Еще есть легенды, что тут якобы чеканили фальшивые монеты, о спрятанных сокровищах и о том, что скит грабили разбойники. Местные жители рассказывают, что скит простоял в довольно хорошем состоянии до 1970-х годов, а потом был разрушен.

 Раньше умерших хоронили рядом с монастырем. Монастырское кладбище было довольно большим. Было порядка 40 могил. Но однажды кто-то их раскопал в поисках сокровищ. Конечно ничего не нашли. Потом пришли люди  и могилы восстановили, и даже посадили на них цветы.

sungul-skit5

На ските есть уникальный кувшинообразный колодец. Старинных колодцев такой формы и конструкции больше не встретишь на Урале. Он выложен камнем. Вода в колодце считалась святой.

sungul-skit6 sungul-skit7

Одно из поселений старообрядцев было на месте нынешней деревни Кулизей. По преданию именно с этого погоста начали старообрядцы обживать Урал. Лес столь плотной стеной обступал погост, что узенькую просеку, выводящую в мир, старообрядцы называли дырой. Старообрядцы разделились на два толка: поповцев и безпоповцев. Само название говорит за себя. Те и другие молятся только на иконы, писанные до патриарха Никона. Контакты с внешним миром сводились к минимуму. Пойманных распространителей старой веры приказано пытать и сжигать в срубе. А тех, кто веру сохраняет положено нещадно пороть кнутом и ссылать. Приказано бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет старообрядцам малую помощь, даст им поесть или просто испить воды.

Царь Петр I разрешает записным старообрядцам жить в деревнях открыто, но облагает их двойным налогом, а это разорительно. И большинство староверов живут незаписанно то есть нелегально за что судят и ссылают.  Им запрещено занимать какую бы то ни было государственную или общественную должность, быть свидетелями на суде против православных, даже если последние уличаются в убийстве или воровстве. Но несмотря ни на что, старообрядчество неистребимо.

Особое распространение получает старообрядчество на Урале с развитием здесь промышленности. Демидовы и другие заводчики вопреки верховной царской власти всячески поощряют старообрядцев и скрывают их от властей. Даже наделяют их высокими должностями. Ведь заводчикам нужна только прибыль, на церковные догмы им наплевать, а все староверы  добросовестные работники. То, что с трудом дается другим, ими соблюдается без труда. Губить себя водкой, курить им не позволяет вера. Старообрядцы, выражаясь современным языком, довольно быстро делают карьеру, становясь мастерами и управляющими. Уральские заводы становятся оплотом старообрядчества.

Никольская церковь (Быньги)Недалеко от Невьянска - столицы Демидовых есть старинное старообрядческое село Быньги (ударение на "и"). Здесь находится очень красивая, даже уникальная по своей архитектуре Никольская церковь (1789). Конец каждого века знаменовался оттепелью в отношении старообрядцев.  Вокруг - тяжелые избы. Да какие! Просто 19 век. Многие избы могли бы украсить любой музей деревянного зодчества. Здесь снимали, кстати, фильм "Угрюм-река".

Гонения то ослабевают, то усиливаются но никогда не прекращаются. В царствование Елизаветы Петровны на старообрядцев обрушивается новая волна репрессий и гонений. Раскольникам запрещается строить скиты, именоваться пустынножителями и скитниками. Еще одна ловушка - внедрение единоверчества. Ветхие старообрядческие церкви закрываются, новые перекрещиваются. В единоверческих церквях службы ведут по старому. Однако подчиняются они официальной православной церкви. Если от раскольников не избавиться разрушением церквей, то можно попытаться одолеть веру новым расколом. В селе Быньги рядом с Никольской находится именно единоверческая Казанская церковь (1853) с довольно примитивной архитектурой.

В Нижнем Тагиле решают переделать Троицкую часовню в единоверческий храм. Старообрядцы окружают часовню, преграждая к ней доступ. "Умрем, но не отдадим" - говорят они. На конфликт приезжает взглянуть разгневанный губернатор. И дает команду штурмовать часовню. Часовня взята. Разоряютя скиты: каслинские, кыштымские, чердынские. На Урале начинает действовать постоянная миссия. Ее члены православные священники ездят по деревням, беседуют со старообрядцами, уверяя что их вере есть не что  иное как ересь. На словах крестьяне соглашаются с миссионерами, однако после отъезда их часто просят собор наложить на них епитимию чтобы загладить случившийся грех. Вообще борьба со старообрядчеством ведется почти во все время нахождения Романовых на престоле. Можно насчитать лишь 60-70 лет, когда борьба утихала.  Это время строобрядцы считают в своей истории самым счастливым.

Но навстречу шел уже новый жестокий и кровавый 20-й век, богатый потрясениями. Официальной церкви столь яро боровшейся со старообрядчеством придется самой испить чашу горьких испытаний. Эту чашу они, кто знает, может быть сами себе уготовили, когда с охотничьим азартом гнали веру старую. Для новой власти большевиков оказались чрезвычайно важны вопросы веры и собственности. К обоим вопросам старообрядчество имело самое непосредственное отношение. Для начала вся религия была подвергнута атеистической ревизии. Вера в Маркса-Энгельса должна была вытеснить любую религию. Большевики выяснили, что в среде старообрядцев огромную роль играют старики, это они не дают молодежи оторваться от веры. Борьба с верой приобретает самые жестокие формы. Церкви закрываются. Священников расстреливают или ссылают. К началу 20 века на территории Пермского края насчитывалось почти 100 старообрядческих приходов. Через 60 лет осталось два. Большинство старообрядцев имеют крепкие семейные крестьянские хозяйства. Они зависят только от погоды и совсем не зависят от партийных директив. Такое положение новой власти необходимо ломать. Многие старообрядцы объявляются кулаками и ссылаются. Распался весь уклад жизни. Весь период советской власти шла борьба с религией. Нищие деревни выталкивали людей в города.

В 1971 году официальная церковь сняла со старообрядцев проклятье, которое наложила на них при расколе. Так через три века старая вера была реабилитирована. Но и сегодня в отношениях двух церквей есть холодок отчуждения. Последние 15 лет 20-го века оказались в России наиболее либеральными. Но с другой стороны стало понятно какие потери понесло старообрядчество за годы советской власти. Сейчас старообрядцы надеются что в веру придет молодежь.

Фото Храм Пресвятой Богородицы (Миасс)

xram-presvyatoj-bogorodicy-miassУ нас одна страна, одна история. Они такие же русские, как и мы. И вызывает восхищение их упорство несмотря на все испытания. Сегодня больше нет гонений. Но на смену приходят соблазны, которым противостоять все сложнее. Технический век вторгается в их жизнь все теснее.

На Южном Урале старообрядцы селились давно. Это были в основном два потока: с Волги, точнее ее притока Керженца, где были разгромлены нижегородские скиты (наверное отсюда пошло и еще одно наименование старообрядцев - кержаки) и с русского севера, с Поморья. Предполагают, что даже первый заводчик Миасса И.Лугинин был старообрядцем. В 1809 году здесь была часовня, а в 1895, когда репрессии ослабли и каменная церковь, которую разрушили в 1960-х года. В конце 1999 года в Миассе построили Старообрядческий Храм Пресвятой Богородицы.

One comment

  1. Татьяна пишет:

    Никогда указанная церковь в с.Быньги не была старообрядцеской! Староверы живут в д.Верхние Таволги, там есть часовня рядом с керамикой, и там же есть скит, который и обживали в 17 веке староверы!Пож. не искажайте историю.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.