Легенда о змее – Полозе.

ПолозЕсть такая  легенда о змее - Полозе. Говорят, что когда-то в давние времена в пустыне жил змей Полоз. Решил он отправиться туда, где немного прохладнее, чтобы воды холодной испить. Решил и пополз. Полз, полз. Чувствует он - вода близко. Поднатужился и дополз. Опустил уставшую голову в воду и стал пить. Так долго пил, что уснул. И так долго спал, что окаменел весь. Только хребет и остался на земле.

  А люди этот хребет Уральскими горами назвали.

Золотодобытчики верили в Великого Полоза - где змей проползет - там и золотая жила.

Башкиры тоже верили в Великого змея, его называли Аджарха. Манси его называли Ялпын Уй, а марийцы Шем кишке (черный змей). Полоз живет около озера Иткуль (или Увильды или Аргази) и может плавать по воде. И никакая он не выдумка, а самое настоящее животное. Для его изучения из самой столицы даже приезжал зоолог Сабанеев в июне 1870 года. А в районе Аракуля в конце 19 века был убит полоз длиной более 3 метров, чучело которого сейчас находится в Лондонском музее природы. У Великого Полоза просили дождя, золота, удачи.

Вот какая еще легенда о змее-Полозе ходила на Урале.

Данный объект (или субъект?) материализовался в прикаспийских степях. Возомнив себя очень длинным, он решил опоясать собой всю Землю (уже знал что Земля круглая!). и пополз. Но направление выбрал неверное - на север. Итак полз он больше 1000 верст как по струне. Потом стало холодно (Полярный Урал однако). Решил Полоз по полярным льдам переползти к Северной Америке, но не тут то было! Лед не выдержал и треснул. И Полоз плюхнулся в Северный ледовитый океан. И замерз.  Сначала голова, затем и все остальное. Коченеть стал, а потом и окаменел. Кровь стала нефтью, Остальные структурные компоненты превратились в самоцветы, алмазы, золото и прочие полезные ископаемые. И назвали Полоза Каменный пояс...

У марийцев есть такие поверья о Шем кишке (черном змее). Он огромный, толстый как бревно, живет вблизи водоемов, на дереве.  Если встретить его в лесу - к беде, если увидеть сброшенную шкуру в виде чулка, наоборот к добру. Змей владеет тайными знаниями, является царем земли и иногда помогает человеку.

мансиУ манси Ялпын уй - священный зверь напоминающий ящерицу с зигзагообразным рисунком  красно-бурого цвета. Толщина с руку, а длина до 15 метров. Живет опять же вблизи воды, спит только на дереве. Змей издает звуки весной похожие на крик утки или капанье воды. Манси считали, что Ялпын уй не умирает, а превращается в камень аммонит. Змей может нападать и убивать собаку или охотника. Есть такое озеро Турват или Ялпынг-Тур недалеко от истоков Северной Сосьвы на восточном склоне Уральских гор. Это священное озеро, недалеко от которого находится священная гора Ялпынг Нер, где живет божество Нер-Ойка.  Там то и живет Ялпын уй. Интересно, что в 80-е годы прошлого века исследователи действительно наблюдали на озере некое существо длиной метров 6, которое всплывало на поверхность, сверкая чешуей. По реке Лозьве живут манси у которых есть поверье, что в реке когда-то раньше жил некий людоед с рогами и похожий на змею. Его зовут Хулхуринг-ойка - старик, подобный рыбе. Он хозяин реки, людей, зверей и рыб и ему естественно поклоняются.  Манси порой так боялись страшного Ялпын уя, что в некоторых местах плавая, боялись задеть шестом дно реки или озера.

У нанайцев - еще одного лесного народа есть предание о дябдяне - большой змее похожей на удава.

В 60-х или 70-х годах 19 века некто Лебединский проезжал по Северному Уралу. Дорогу пересекала огромная змея. Тройка лошадей остановилась как вкопанная. Лебединский вернулся в вогульскую (вогулы - другое название народа манси) и позвал охотников совместно преследовать змея. Те наотрез отказались. Но путешественник, будучи не робкого десятка, долгими расспросами выяснил, где обитает змей, пошел и убил его выстрелами дробью в голову. Змей оказался толстым с бревно, длиной в 8 сажен (это 16 метров). Шкуру змея Лебединский будто бы отправил в Англию.

В конце 19 века приключилась такая история. Однажды охотники на полянке сидели за трапезой. Вдруг раздалось свистящее шипение и над кустами поднялась белая голова полоза. Один охотник так перепугался, что залез под телегу, другой, зная что змеи не переносят лошадиного пота, надел на себя хомут, у третьего случилась медвежья болезнь. Полоз спокойно уполз восвояси, оставив на траве характерный след с чешуйками. Такой же след видели крестьяне у реки Пышма и в других местах. Около Кунгура какое-то время жил полозок длиной в 1.5 сажени (3 метра) и толщиной с оглоблю. Он никого не трогал, жил себе в яме, но все же крестьяне завалили яму хворостом и подожгли. Больше полозка никто не видел.  Считается что встреча со змеем-полозом опасна. Но есть и поверье, что убивать полоза нельзя. Приползет другой и обязательно отомстит за собрата.

В 1889 году некий купец видел змея длиной 6 метров, переплывавшего Исеть с зайцем в зубах.

Знаменитый ученый Паллас - исследователь Урала знал о полозе. Однажды в одной из деревень он увидел в избе у одного крестьянина шкуру или выползок огромной змеи. Паллас просил продать ему этот экземпляр, но крестьянин что-то уперся и не продал.

В архиве сохранился документ от 1927 года где лесничий каслинского лесничества сообщал, что видели необыкновенно огромного змея (метра 4) на каменистом холме в урочище Булдымское болото.

Можно конечно посчитать что все это было давно и неправда.  Но вот в 2001 году в районе города Тавды видели черную крупную змею с необычными пятнами на шкуре.

Как бы там ни было словесных свидетельств много, а материального свидетельства нет. Так же как и со снежным человеком. И ученые могут радостно воскликнуть: "Нет доказательства - нет проблемы. Наука любит факты. Мало ли что померещилось пьяным крестьянам или неграмотным охотникам."


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.