Былины и сказы зауральских хантов.

Огромный мир староуральских мифов, легенд в конце 19 - начале 20 веков изучал замечательный этнограф С.К.Патканов. Он собирал былины и сказы зауральских хантов (остяков). Но это богатое наследие лет на 80 в советские времена было забыто. И вот уже в наше время исследователь М.Ф.Косарев делает неожиданный вывод. На Урале в прошлом были довольно развитые социально-политические общества - обско-угорские княжества: Пелымское у вогулов, Кодское у остяков, Пегая орда у селькупов и многие другие.

Югра

В легендах, собранных Паткановым говорится, что богатыри-князья жили в роскошных жилищах, где у них было золото и серебро и шелка, в достаточно густонаселенных городах. Города были окружены палисадами, то есть частоколами, рвами и другими сложными фортификационными сооружениями. В них были воины - княжеская дружина - готовая отразить любое нападение. Любили князья устраивать пиры и приемы, охотиться на лосей, рыбачить на осетра. Прямо как французские короли на вепря. 

Все они жили достаточно беспокойно, непрерывно воевали друг с другом, захватывали у соседей невест и рабов. Остяцкие лидеры-князья упоминаются в русских летописях. Вожди-богатыри или князья, что  на языке остяков одно и то же, занимались защитой своих земель. "Ас му" - своя земля,  "мод му " - чужая земля. Один из героев - Дик Валей объезжает вместе со своими братьями свою землю на военных упряжках. Другой герой по имени Варуучичор, победивший богатыря, хранитель земли именуется "му пом кутысь" - что значит пограничник.

Еще князья любили спорт! Возле каждого города были устроены особые площадки-ристалища, где былинные герои рьяно состязались в беге, стрельбе из лука, прыжках через ремни, метании и других мужественных упражнениях. Чем не древнегреческие города с их олимпийскими играми? Вот только были то они намного позднее.

Но главным занятием князей-богатырей были все-таки военные набеги. Почему-то это был главный способ приобретения жен. Правда часто воевали чтобы отомстить.   Об этом "Былина про богатырей города Эмдера".

древний воин

Два богатыря решили отомстить за смерть дяди. "... Хотя оба витязя и добрались до богатырского города при Стерляжей протоке, (их враг) старый князь оттуда бежал. Дорогу вдоль Конды, по которой он бежал, они выслеживали подобно собаке, приученной к охоте на соболя. Вот перед ними город Ксерда, высотой в семь лиственниц. Туда он бежал. В этом городе, в медной крепости было сделано одно отверстие, через которое мог бы пролезть человек в кольчуге. В этот Ксерда-город был введен народ, и Иовир-богатырь запер город... ". Дальше была жестокая осада города. Осаждавшие отвели воду, чтобы взять город измором. В конце концов состоялась красочно описанная страшная сеча, где могучие богатыри естественно одним взмахом срубали сотню голов. Екатеринбургские археологи, основываясь на древнем эпосе, обнаружили и начали исследовать легендарный город Эмдер.

Остяки конечно не были беспечны. Города окружали рвами, частоколами, забивали наклонные колы в дно реки.

Красной нитью по всем былинам проходит, что главная цель набегов - захват жен и рабов. Что-то уж больно все напоминает легенду о Трое. Кстати Троя была по размерам сопоставима с Аркаимом.  Гигантский город с гигантскими стенами в фильме -это гигантское преувеличение.

И еще очень важная деталь жизни былинных остяков. В преданиях много рассказывается о советах старейшин, которые играли важную роль в городе. С ними считались князья, созывая совет в какие-то важные моменты жизни княжеств. Много внимания уделяется этим советам. Сначала бегает глашатай от дома к дому, созывая старейшин. Перед заседанием в специальном большом помещении совершался обряд жертвоприношения богам. Потом до заседания обязательно происходил пир, а уж потом принимались за государственные дела. Князя спрашивали.  "Зачем собрал?", князь докладывал, мол надобно самоедов потрепать, хозяйство расширяется, рабсилы не хватает. Старцы начинали обсуждать сколько наших можно потерять, а сколько урвать, то есть  стоит ли овчинка выделки. Князь их вежливо выслушивал, а потом поступал так, как уже решил. К примеру объявлял срочную мобилизацию для очередного набега. Все расходились довольные. И поели и пообщались. Такой вот древний парламент.

Патканов Серафим Керопович

Естественно Патканов задумывался о том реальном обществе, которое породило эти легенды и сказы Урала. Патканов как и современный исследователь Косарев выделяют 4 социальных слоя. На вершине стояли князья, жившие в роскоши и распоряжавшиеся всеми своими сородичами. Вторая группа - свободные общинники - главная сила ополчений. Они жили вблизи княжьего городка. Они вели какое-то хозяйство, но основная их работа - воевать. Третье сословие - "ясашные люди" - земледельцы, кто добывает средства на содержание князя и его дружины. В одном предании князь города Узякар собирал дань с жителей окружающих селений. Иногда князья перегибали палку с налогами, обдирая народ до нитки. После чего данники вполне справедливо восставали. Иногда они выбирали пассивный способ протеста. Говорили князю: "Да, пошел ты...", снимались с места и сами уходили куда-нибудь искать себе другого доброго хозяина. Крепостное право тогда еще не придумали. Так что предания донесли до нас, о классовом противостоянии на древней уральской земле.

Четвертое сословие, о котором немало повествуется в былинах - рабы. Их захват и последующая тяжкая доля - целая тема в эпосе. Красочно описана жизнь рабов у самоедов в песнях древних коми "Горностаевый совик". "Для сотни чумов воду таскаем с реки. Дрова носим, снег носим, воду готовим, еду варим..." Далее говорится, что раб не имеет права на оленей, только бегает бегом за ними по пастбищу, то есть пасет. Такая вот жизнь...

навершие бронзового ножаКонечно были и другие прослойки древнего уральского общества. У коми и у манси были свои Стеньки Разины. У коми сохранился эпос о некоем атамане Шипиче. Он во главе с ватагой плавал на небольших судах и грабил прибрежные поселения. Шайка награбила достаточно большие богатства. Атаман был удачлив да еще и соображал. Однажды он решил, что сколько веревочке не виться, все равно конец будет. Захотел уйти на покой. Но, справедливо рассудив, что если поделить все награбленное поровну, то ему маловато будет и Шипич ухитрился прихватить всю добычу и смылся на берега Сысолы. Но разбойники-бывшие соратники его нашли и заставили держать ответ.

Протогорода - княжества: Эмдер, Ксерд, Узякар...   Жизнь просто бурлила в древнем угорском обществе. Князья правили, живя в роскоши, воевали, приспешники бесчинствовали, разбойники разбойничали. Народ терпел, время от времени восставал. Все как всегда.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.