Колонны Исаакиевского собора

Как ни великолепен Малахитовый зал Зимнего дворца, но наивысшей точкой малахитовой эпохи, ее апогеем, ее самым выдающимся творением из уральского малахита, бесспорно, являются колонны Исаакиевского собора. Но сначала несколько слов о самом соборе.

Малахитовые колонны. Исаакиевский собор

Каменная громада собора уникальна не только для столичного Петербурга. "Вид этой постройки, - писала газета "Северная пчела" еще в процессе возведения собора, - столь величественен, что, продолжая мысленно окружающие его леса, воображение переносится к колоссальным пирамидам Египта".

Исаакиевский собор привлекает не только своими архитектурными достоинствами, но и тем, что пожалуй, ни в одном здании мира не применен в таком роскошном великолепии и разнообразии природный камень, начиная с гранита и кончая полудрагоценным малахитом и лазуритом.

Исаакиевский собор

В его фундамент легли сплошные массивные гранитные блоки, его  стены облицованы каменными плитами, его наружные колонны-монолиты весом в 114 тонн и высотой в 17 метров не имеют себе равных. Технологии невероятные! Для XXI века разумеется.  Сколько здесь должно быть проектной документации, сколько архитекторов и конструкторов должно было трудиться чтобы просчитать все узлы, все нагрузки и сочленения. Сколько должно быть задействовано техники, подъемных механизмов, десятки тысяч рабочих.

Камень господствует в этом великолепном строении не только снаружи, но и внутри.  По замыслу французского архитектора Монферрана, считавшего создание Исаакиевского собора главным делом своей жизни, внутреннее убранство храма должно быть "великолепно, благородно и богато". И выполнить свой замысел архитектор решил с помощью цветного природного камня. Из мрамора самых разных расцветок выложены внутренние стены и пол собора, созданы колонны, арки, карнизы, балюстрада... Здесь можно видеть желтый мрамор из Сиенны, зеленый - из Генуи, красный с темными прожилками - из Южной Франции, белый - из разных мраморных ломок Италии, серый - из Выборга, также шокшинский порфир, черный аспид, розовый тивдийский мрамор...

Исаакиевский собор

И все-таки более всего в соборе поражает уральский малахит. Даже в сухих казенных описях собора 19 века, когда дело доходит до малахитовых колонн, звучат восторженные ноты. Например в описи 1858 года: "Иконостас Главного алтаря поднят почти до высоты сводов и выстроен из белоснежного статуйного мрамора. Он украшен осьмью большими желобчатыми колоннами и двумя пилястрами из малахита, с золочеными базами и капителями. Высота их 42 фута. Колонны эти красотою и богатством материала превосходят все колонны мира".

А теперь заглянем в опись 1889 года: "Главная особенность первого яруса иконостаса - малахитовые и ляпис-лазуриковые колонны. Колонны эти состоят, собственно, из чугунных цилиндров, укрепленных на гранитных основаниях и обложенных медными тамбурами. На эти-то тамбуры уже и наклеены малахит и ляпис-лазурь... Своим размещением придавая особенный, торжественный вид огромной стене большого иконостаса, малахитовые колонны громадностию своею и приятным для глаз зеленым цветом поражают зрителя, а по своему богатству не имеют себе равных или даже подобные в целом свете".

И сегодня малахитовые колонны Исаакия поражают наш взор величием и красотой. В них все - самого высокого класса, все - само совершенство: и редчайшая природная прелесть камня, пожалуй, самого лучшего и по цвету и ро рисунку малахита, который употребляли для крупных изделий в Петербурге в XIX веке; и тончайший художественный вкус, с которым подобраны друг к другу мозаичные пластинки, образующие чарующую, опять-таки неповторимую, композицию самых причудливых узоров; и, наконец, самое высочайшее качество зеркальной полировки.

А потому стоящие рядом две лазуритовые колонны, несомненно, проигрывают и кажутся бледными родственницами: настолько они тусклы и невыразительны по сравнению с красавцем малахитом. Эта разница особенно чувствуется тогда, когда солнечные лучи, проникая из-под купола собора и скользя по малахитовым колоннам, вызывают волшебную цветовую игру. Высота малахитовых колонн 9,5 метра, диаметр - 1 метр.

В истории создания этого уникального произведения имеется пока немало белых пятен. Но кое о чем нам рассказали архивные документы. Монферран еще в 30-е годы создавал малахитовый зал в особняке Демидовых. Поэтому мысль использовать малахит при строительстве собора пришла ему в голову не случайно. В 1843 году было заказано Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества. Малахит должен быть ленточный и добыт из меднорудянских шахт.

Монферран испытывал к этому камню особое пристрастие и хорошо разбирался в нем. Он лично контролировал все работы, связанные с малахитом начиная с поставки. Только на дотошный отбор малахита ушло несколько лет. Далее мастерам-малахитчикам поручено было приготовить 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны монтироваться колонны. Малахит распиливали на тонкие плитки, толщиной 2,54 мм. Затем их подбирали по "жилам и оттенкам". Швы плиток "должны быть сколь возможно менее заметны".  К сожалению история не сохранила имен русских мастеров-малахитчиков сотворивших это рукотворное чудо.

Строительство Исакиевского собораНаружные каменные колонны монолитные. Сам Монферран в книге, посвященной Исаакиевскому собору, писал, что колонны сразу круглыми вытаскивали из каменоломен. Использовались при этом технологии Древнего Египта. Каким-то невероятным образом многотонные махины высекались сразу идеально круглыми, транспортировались к месту (если каменную чашу весом примерно 20 тонн перевозили 160 лошадей, то колонну соответственно 950 ?)  и с помощью таких хлипковатых деревянных конструкций непонятно как устанавливались. Лебедки наверное применялись.

Адмиралтейство Монферран был художник и он на своих рисунках изобразил этапы строительства Исаакиевского собора. Строительство было начато в 1818 и закончено в 1858 году по официальной версии. На одном из рисунков Монферрана мы можем видеть на дальнем плане короткий шпиль Адмиралтейства. Между тем известно, что в 1806 году шпиль был разобран, и перестроен более высоким.  Строительство Исаакия тогда еще даже не начато. Неувязочка вышла.

АлександровскаяПри этом в 1834 году была торжественно открыта Александровская колонна, а в 1836 году в Париже была выпущена книга посвященная ей, и там в этой книге есть литография колонны на заднем плане которой уже красуется Исаакиевский собор в законченном виде. И опять же Адмиралтейство с коротким шпилем, каким он был до 1806 года. Опять неувязочка вышла. Мистификасьон, мсье Монферран!

Еще одна интересная питерская загадка. Булыжничек на котором возвышается памятник Петру весит 1600 тонн, до обработки 2500 тонн. Есть "веселые" картинки в учебниках, как эту махину волокут к Финскому заливу (который до 1885 года, кстати, был несудоходным, пока не прорыли канал) с помощью бечевок сотни крестьян, потом грузят на некий корабль. И все это вопреки законам физики.   Между тем даже современные технологии не могут перевезти по бездорожью такой вес. Просто фантастика.

Есть версия, что С.Петербург был разрушен стихиями волн Балтийского моря. Приливные волны были столь велики, что город часто погружался в  их пучину, и был, поэтому, погребён под кучами песка и ила. Петр Первый вернул городу  первоначальный облик то есть реставрировал, и нарёк его своей столицей.  А сколько столетий или тысячелетий назад монолитная Александровская колонна и Исаакий были построены и кем и главное по каким таким фантастическим технологиям каждый может придумать сам. К монолиту Петра и египетским пирамидам это тоже относится. Все равно вся история мира -  набор мифов, вымыслов и фальсификаций.

Середина 19 века стала вершиной малахитовой эпохи. В эти же годы Демидовы, которые имели в Петербурге свою камнерезную фабрику, подготовили для Всемирной выставки в Лондоне 1851 года самые разные изделия из малахита: двери высотою 6 аршин и 3 вершка, шириною 3 аршина, оцененные в 635 тысяч рублей, четыре больших вазы, камин, четырехугольный и круглый столы, кресла и стулья, пресс-папье, подставки для бронзовых часов...

Cтол из малахита

Один из участников Лондонской выставки так передавал свои впечатления об этих произведениях из малахита: "Малахитовые изделия фабрики Демидовых приводили в восторг и удивление всемирную публику, толпами теснившуюся в русском отделе, чтобы увидеть это чудо... Переход от брошки, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: отказывались верить, что эти двери были сделаны из того же самого материала, который привыкли считать драгоценным".

На колонны Исаакиевского собора Демидов поставил все свои запасы малахита и обвалил рынок. Обвалил и стоимость камня и его статус. Добыча малахита стала экономически невыгодной и прекратилась. Но уральская легенда объясняет все по своему. Хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного собора и просто обрушила все запасы малахита в недосягаемые недра. После колонн Исаакия больше не было таких грандиозных малахитовых изделий.

3 comments

  1. Михаил пишет:

    В очередной раз делаю низкий поклон нашим предкам. Действительно, большое видится на расстоянии. Я имею ввиду Время. Люблю старый Петербург. Его дыхание и вид заставляют с большой любовью относиться к сегодняшней России.

  2. Питтер пишет:

    Тут на лицо применение как минимум 2-х технологических уровней в одном изделии.
    Например александрйская колонна гранитный монолит идеально обработан и кирпичное навершение + бронзовый статуй.
    http://get2clip.net/s/201503/1426250189-40kb.png
    Атланты выточены из гранита
    http://get2clip.net/s/201503/1426329467-111kb.jpg
    Почему бы статуя не сделать из гранита или на худой конец из мрамора.
    Вывод офф история лож 100%.
    Ну а наличие 2-х разных технологических уровней, наводит на мысль о том что изделия были выполнены в разные эпохи.

  3. Пётр пишет:

    Почитайте на ЮТЮБе инженерный взгляд на это творение Кунгурова.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.