Чердынь – первый русский город на Урале

Пермская земля. Здесь некогда пролегала граница Руси с финно-угорским миром севера и с тюркским ордынским миром востока и юга. Граница Европы и Азии, христианства, язычества и мусульманства. Русский натиск на Урале начал копиться лет за 150 до Ермака.

Чердынь

В начале 15 века с севера по реке Колве приходят первые русские поселенцы.  Ставят бревенчатый частокол, внутри дома, амбары и церковь. Поселение назвали Чердынь.

Первые упоминания о Чердыни появляются в летописях в 1451 году. Однако, говорят, что первое поселение здесь появилось еще в XIV веке.  На языке коми-пермяков слово "чер" означает "приток", "дын" - "устье". Немногие знают, что в мире есть только три города, стоящие на семи холмах. Это Москва, Рим и Чердынь.

Чердынь. Часовня, вдали гора ПолюдЧердынь - первый русский город на Урале, и в середине XV века он становится столицей последнего удельного княжества Древней Руси - Перми Великой и тем самым Урал вываливается из-под господина Великого Новгорода.    Но Пермь Великая вначале не была колонией Москвы. Она попала под московское крыло только в 1472 году после воинского похода Федора Пестрого и уже после разгрома Новгорода. А в 1505 году Москва вообще упразднила княжество Пермь Великая. Только через 150 лет русские перевалят через Хребет. Урал станет русским Эльдорадо, краем сказочных богатств. А пока жизнь на границе означает постоянные набеги соседей в основном вогулов - хозяев здешних мест. Чтобы предупредить о набеге заранее, русские ставят заставы на высоком месте и сигналят огнем. По преданию такой сигнальный огонь для Чердыни зажигал богатырь Полюд. Потом он ушел в эту гору, но оставил свой след (каменный, примерно 80 размера). А гора так и названа его именем - Полюд или Полюдов камень. О нем есть еще несколько легенд. Гора очень живописна и издалека напоминает застывшую морскую волну.

на фестивале Зов Пармы

Старейший русский город на Урале еще называли Краем Веры. Отсюда началось крещение Перми. Здесь построили аж 64 церкви. Самый старинных Храм Иоанна Богослова построен в 1704-1718 годах пленными шведами. В этом Храме находится иконостас выполненный иконописцами Федоровыми, один из трех таких сохранившихся в России. Собор Воскресенья Христова (1754) , Богоявленская церковь (1751-1761), церковь Успения Пресвятой Богородицы  и т.д.   Удивительно что все это сохранилось. Ведь в 1792 году по городу прошел опустошительный пожар и почти все кроме каменных зданий сгорело. Чердынь пришлось восстанавливать заново.

Чердынь - первый русский город на Урале, и в середине XV века он становится столицей последнего удельного княжества Древней Руси - Перми Великой и тем самым Урал вываливается из-под господина Великого Новгорода.    Но Пермь Великая вначале не была колонией Москвы. Она попала под московское крыло только в 1472 году после воинского похода Федора Пестрого и уже после разгрома Новгорода. А в 1505 году Москва вообще упразднила княжество Пермь Великая.

Чердынская земля полна легенд и былей. Летом здесь проходит этнографический фестиваль "Зов Пармы". Именно в этих местах развиваются события знаменитого исторического романа "Сердце Пармы" пермского писателя  Анатолия Ивановыма.  На фестивале проходит музыкальная программа - обрядовые песни и танцы, ристалище -  исторические бои, состязания лучников,  ремесленная артель, шаманский закут и многое другое.

пермский звериный стиль

Чердынь сегодня можно назвать археологическим, архитектурным, историческим заповедником. В этом маленьком городке с населением 6 тысяч человек на сорока зданиях привернуты таблички: "Памятник архитектуры, охраняется государством". Удивительно, что здесь очень мало современных зданий. Город сохранил облик конца 19 века. И еще в Чердыне нет улицы Ленина! Всем улицам вернули их исторические имена: Успенская,  Юргановская (бывшая Ленина), купца Лунегова...

В музее города хранятся древние изделия (6-8 век - расцвет Пермского звериного стиля по 13 век), относящиеся к знаменитому звериному стилю. Фигурки отражают языческую финно-угорскую мифологию (на этот счет есть и другое мнение). Это бронзовое литье.  В них зашифрована очень серьезная информация о миропонимании народа. Мир у них трехярусный: верхний - небо, мир птиц, средний - где живет человек и низший - мир мертвых.

Пермский звериный стиль

Лось, утка, медведь, соболь - священные животные,  зооантропоморфные образы, например гибрид человека и лося, какие-то даже фантастические образы похожие на инопланетян.  Символом низшего мира является некое фантастическое существо, условно его назвали ящер.  Фигурки  находили в захоронениях, на местах древних капищ. Они имели культовое предназначение, а также были оберегами и просто украшениями.

Вот еще что по поводу фигурок - образцов Пермского звериного стиля.  В разных местах Пермского края и Приполярного Урала таких стилизованных бронзовых изображений птицелюдей найдено множество. Их еще называют иногда "чудскими древностями", и как уже сказано выше принято их привязывать к финно-угорской культуре.

Чердынь

Раз коми, ханты, манси - это последние здесь по времени аборигены, то им и принадлежат обнаруженные археологами артефакты. Но есть и другое мнение, что корни "пермского стиля" с его крылатыми птицелюдьми уходят в гиперборейскую древность. Этот стиль можно найти на всем земном шаре, в том числе в Южной Америке вплоть до острова Пасхи.

Чердынь - первый русский город на Урале, и в середине XV века он становится столицей последнего удельного княжества Древней Руси - Перми Великой и тем самым Урал вываливается из-под господина Великого Новгорода.    Но Пермь Великая вначале не была колонией Москвы. Она попала под московское крыло только в 1472 году после воинского похода Федора Пестрого и уже после разгрома Новгорода. А в 1505 году Москва вообще упразднила княжество Пермь Великая.

В 1970 году Чердынь была включена в список 116 исторических городов России. А в 2002 году праздновалось 500-летие Перми Великой. Город очень колоритен.

В Краеведческом музее имени Пушкина находится большая коллекция изделий, принадлежащих пермскому звериному стилю. Эта коллекция начала складываться с 1899 года, с основания музея. Некоторые изделия находили в раскопах, некоторые приносили люди.

Ч2

                                          Окрестности Чердыни.

В селе Редикор недалеко от Чердыни были найдены несколько кладов серебряных украшений: шейные гривны, ажурные подвески, височные кольца, браслеты, монеты. 34 прорезные бляхи пермского стиля с изображениями мужчины и женщины, человеколосей, птиц, ящеров. На Редиккорском городище найдены жертвенники с выкладками из черепов лошадей и лосей. В деревнях Большая и Мало-Аниковская были найдены серебряные блюда культового предназначения. Археологи полагают, что в древности в этих местах находилось святилище.

     

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.