Уральский исток Великого Сибирского пути

Уральский исток Великого Сибирского пути

В 1901 году было открыто движение по всей Транссибирской магистрали.  Протяженность Великого Сибирского пути составила 8380 верст. По скорости сооружения магистраль не имела себе равных. Она связала центр России с ее богатейшими восточными окраинами, после чего началось их бурное экономическое развитие.

ЧЕЛЯБИНСК,  СТАРЫЙ ВОКЗАЛ

А первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена в 1834 году на Нижнетагильском металлургическом заводе  Демидовых руками крепостных мастеров-умельцев отца и сына Черепановых.

Перегон Усть-Катав - Вязовая

Фото. Перегон Усть-Катав - Вязовая. Челябинская область. Линия Уфа - Златоуст. ЮУЖД

Урал - хребет России. А за ним лежат необъятные просторы Сибири. Стучат колеса по рельсам... Самара, Уфа, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск... Это была грандиозная стройка. Через горы, тайгу, болота с лопатой, киркой, топором и пилой.

Самаро-Златоустовская 1891 год

В 1890 году была построена Самаро-Златоустовская железная дорога. В 1891 году дорога дошла и до Миасса. В марте того же года вышел знаменитый рескрипт Александра III. "Повелеваем ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю объявить таковую волю мою..."

Мост через Юрюзань 1891 год

Строительство Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской (от Челябинска  до Оби) магистралей связано с замечательным русским инженером Константином Яковлевичем Михайловским (1834-1909), ранее построившим Александровский мост через Волгу. Он был начальником работ при строительстве этих железных дорог.

К.Я.Михайловский

Кроме него был еще один Михайловский - однофамилец - Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1806). Писатель и инженер. Здесь Гарин - литературный псевдоним плюс своя фамилия. Это был очень талантливый человек.  Новатор железнодорожного строительства. Он строил трудный участок: Уфа-Златоуст. А самым трудным был отрезок от разъезда Яхино (недалеко от Кропачева) до станции Вязовой. Здесь все его до сих пор - выемки в скалах, подпорные стены вдоль железнодорожной линии, мост через Юрюзань, новое русло реки, насыпь и каменная кладка  вдоль него, что и видно на открытке ниже. Николай Георгиевич провел на Урале 2 года. Зимой - на изысканиях, пешком, верхом, на морозе, в снегу, на ветру. Гарин-МихайловскийКостер под деревом, очаг меж двух камней, чайник, мерзлый хлеб... А дома расчеты конструкций и железнодорожных профилей.  Он был очень деятельным и беспокойным человеком. Постоянно забрасывал начальство новыми и новыми вариантами как удешевить строительство, разумеется не в ущерб качеству. Начальство ворчало, но сдавалось. Так на участке Бердяуш-Сатка верста изысканий - 25 рублей, срок исполнения - три недели, общаяя экономия 500 тысяч рублей, сокращение пути - 20 верст. Тогда рабочие и техники даже получили премию "за напряженный труд". Гарин-Михайловский писал: "Про меня говорят, что я чудеса делаю, а смотрят на меня большущими глазами, а мне смешно. Так мало надо чтобы все это делать". Варианты прославили инженера Гарина-Миххайловского. Он даже одну свою книгу так и назвал "Вариант".

Челябинскую область магистраль пересекает с запада на восток. Самый западный город области - Аша, названный так по речке Аша. Город основан в 1898 году. Следующая станция Миньяр.  Затем станции Кропачево, Усть-Катав (основан в 1758 году), Вязовая (1870).

ст.Вязовая 1891 год

На этом участке в Юрюзань впадает много горных ручьев. В период паводка уровень реки резко повышается. Железнодорожное полотно защищено насыпью и подпорными стенками.

После Вязовой магистраль проходит через крупные станции Сулея, Бердяуш.  У станции Баритная находится село Медведевка у места впадения реки Артюш а Ай.

У села Медведевка 1891 год

У въезда в город Златоуст находится "Заводская платформа". На ней был устроен склад руды для Златоустовского железоделательного завода. Ермоловская доменная печь там была задута в 1902 году и давала до 300 пудов чугуна в сутки.

Заводская платформа. Златоуст 1891 год

В центре города Златоуста находится гора Косотур. Это памятник природы. Именно у ее подножия в 1754 году был заложен Косотурский завод, вокруг которого и вырос позднее город.

Вид с горы Косотур 1891

На склонах и у подножия Косотура были заложены первые златоустовские поселки и проложена Самаро-Златоустовская железная дорога.

Выемка в горе Косотур 1891 год

В ходе строительства магистрали на Урале где сложный горный рельеф пришлось решать сложные инженерные задачи. Треть дороги составляли насыпи, 67,6 % - выемки. Зачастую строителям приходилось прорубать проход в сплошном скальном грунте.

Выемка в горе Косотур 1891 год

По линии Уфа - Златоуст было построено 206 мостов, 16 вокзалов, в том числе 6 каменных, 13 водонапорных башен, 2 паровозных депо на станциях Кропачево и Златоуст.

Вокзал в Златоусте 1891 год

По большому количеству и разнообразию искусственных сооружений, отводу рек, строительству подпорных стенок для поддержки насыпей и откосов, выемок Уфа-Златоустовская железная дорога  представляет большой научный строительный интерес.

Вокзал в Златоусте был построен в 1889 году и просуществовал более 90 лет. Лишь в 1981 году здание было полностью демонтировано и началось строительство нового.

Вид на Златоуст 1891

Златоустовский пруд был сооружен на месте впадения в реку Ай реки Тесьма в 1754 году основателями Златоустовского железоделательного завода Мосоловыми.

Мост через р.Тесьма

Река Тесьма - правый приток Ая -  берет начало в заболоченных западных предгорьях  хребта Большой Таганай. Есть еще Малая Тесьма, берущая начало из горного ключа, - гидротехнический памятник природы - впадает в  Тесьму у железнодорожного моста.

ст.Уржумка - граница Европа-Азия

Станция Уржумка основана в 1892 году. Находится на перевале Уральского хребта. Близ станции высится каменная пирамида - граница Европы-Азии.

Обелиск Европа-Азия близ Уржумки

Александровская сопка - одна из вершин Уральского хребта, памятник природы. Расположена в трех километрах к С-В от Уржумки. Высота 843 метра. У северного подножия горы в начале 1890 года возведен обелиск "Европа-Азия". Он сложен строителями железнодорожной магистрали из тесаных гранитных блоков по проекту Н.Г.Гарина-Михайловского.

За обелиском "Европа-Азия" на Самаро-Златоустовской железной дороге станции Миасс, Чебаркуль, Полетаево и наконец наш Челябинск.

Челябинский вокзал 1891 год

Город Челябинск основан в 1736 году.  Интересно что газета "Новое время" тогда написала: "Собрались наши министры, открыли где-то в захолустье новую Америку - Челябу и к этому никому не ведомому пункту хотят направить, с одной стороны Россию, а с другой - Сибирь." Уже в 1892 году "никому не известная Челяба" встречала первый поезд. Челябинск стал воротами в Сибирь. Захолустный городок локомотивом ворвался в капитализм.  Железнодорожный вокзал построен в 1892 году. Вокзал был реконструирован в 1935 году.

Николаевский поселок (Челябинск) 1892 год

Николаевский (Никольский) поселок в начале ХХ века входил в привокзальную часть города и имел 14 улиц и 1200 дворов. В поселке располагалось правление Челябинского станичного юрта.

Старая Челяба 1892 год

На фото Старая Челяба. На дальнем плане озеро Смолино.

С началом строительства Великого Сибирского пути население Челябы стало расти быстрыми темпами. Если в 1861 году проживало лишь 4989 человек, то в 1897 году - 19998, а в 1910 - 62654. (На 2000 1млн. 100 тысяч) За первые 25 лет с 1892 года капитализм удесятерил население города. Челябинск бросился в рост, в водоворот прогресса, в движение, в бурную торговлю. Откуда ни возьмись появились банки, биржи, кассы, конторы, компании, таможни, агенства, фирмы, в том числе иностранные, склады, элеватор. Как грибы после дождя открывались магазины.

Старая Челяба 1892

Челябинский вокзал был одним из крупнейших в конце XIX - начале XX веков. Здесь было более 100 построек с электрическим освещением и водопроводом. Кроме электричества появился водопровод, телефон, телеграф, который может "посылать любые слова, даже очень длинные, по проволоке". Впервые возникла мода на оригинальный строительный проект. В Челябинске появились архитекторы. Наиболее известный из них А.А.Федоров.

Мост через Миасс близ Челябинска 1892 год

Мост через реку Миасс был возведен в связи со строительством железной дороги Челябинск-Екатеринбург. С пуском этой дороги в 1895 году Челябинск становится узловой станцией. Железная дорога связала Челябинск и с городами Кыштым и Верхний Уфалей.

Верхний Уфалей 1895 год

Город Уфалей основан в 1761 году. Сначала промышленник Мосолов основал чугуноплавильный и железоделательный завод, а затем как это всегда происходило на Урале, вокруг завода образуется поселок.

Станция Сатка 1898 год

Город Сатка основан в 1758 году как поселок при Троице-Саткинском чугуноплавильным и железоделательном заводе. Станция Сатка открыта в 1898 году.

Бакал. Старое фото 1900

Город Бакал основан в 1757 году когда на Бакальских шахтах началась добыча руды. Движение на ветке Бердяуш - Бакал открыто в 1900 году.

Кусинский завод и село 1915

Город Куса основан в в 1778 году на реке Куса притоке реки Ай. Железнодорожная станция Куса основана в 1915 году с началом эксплуатации Западно-Уральской железной дороги.

Встреча императора Николая II на станции Златоуст 30 июня 1904 года. 

Николай II в Златоусте 1904

Строительство Великого Сибирского пути решало экономические, политические и военные проблемы России. Создались условия для проведения реформ Столыпина. В 1904 году Николай II прибыл на станцию Златоуст в связи с отправкой полков на русско-японскую войну.

Великая Сибирская железная дорога - это настоящий подвиг народа. более 8 тысяч километров за десять лет. Это каждый год по 800 км пути.  "Да, нет выше счастья, как работать на славу своей Отчизны" - говорит Гарин-Михайловский через своего героя в книге "Вариант".

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.