Хребет Машак

Хребет Машак. Южный Урал. Интересен тем, что раньше, лет 100 назад через перевал  проходила высокогорная узкоколейная железная дорога, соединявшая Белорецкий завод и Катав-Ивановск. Была станция Машак.

mashak

Высота 880 метров над уровнем моря. Когда-то здесь составы, поднимаясь на перевал останавливались, а паровозы заправлялись водой, проверяли тормоза, из топок выкидывался шлак от сгоревшего угля. Впереди был многокилометровый спуск. Если бы сейчас по этой дороге ехали туристы, то они бы охали и ахали от восторга, поскольку виды здесь очень живописные. Вокруг горная тайга, почти километр высоты. Хорошо видны горы Большой и Малый Шолом на хребте Зигальга.

Большой и Малый Шолом

Но сейчас от железной дороги осталась только насыпь. Внизу была станция Юрюзань или Юрюзанка, как говорят местные жители.

Бывшая станция ЮрюзанкаЗдесь даже сохранилось полуразрушенное старинное здание вокзала.  Станции Машак и Юрюзанка находятся практически напротив друг друга, только одна на горе, а другая под горой. Расстояние по прямой едва превышает 2 километра, но дорога растянута на все 12, так как петляет серпантином по склону хребта Машак.  Рассказывают, что при подъеме к Машаку поезда карабкались часами, и многие пассажиры летней порой особенно молодежь соскакивали с подножек плетущегося в гору состава, и отправлялись напрямки по склону горы, по пути собирая малину и порой поднимая с лежки задремавшего хозяина тайги.

Бывшая железная дорога на хребте Машак

Деревню Юрюзанку основали в XVIII веке углежоги, выжигавшие уголь для катавских заводов. Было целых три улицы и жило до 1000 человек народу. Здесь был свой особенный уклад жизни. Уральская цивилизация.  Железная дорога придя сюда в 1912 году и вдохнула в деревню вторую жизнь, а уйдя в 1971-м, погубила ее. Люди разъехались, но деревня Юрюзанка, уже пустая успела засветиться в культовом советском фильме "Вечный зов". В 6-й серии, где  бандиты напали на сибирскую деревню, даже сжигают одну улицу. Сейчас от деревни ничего не осталось. Вообще все советские фильмы про Сибирь снимались на Южном или Среднем Урале.zabroshennyj-most

Через реку Юрюзань был железнодорожный мост, пересекая который дорога уходила дальше  на следующий перевал. Мост был спроектирован немецкими инженерами. Так и стоит вот уже 100 лет (фото).

Порог Шумы на реке Юрюзань весной

А если подняться от моста вверх по течению, то там можно увидеть грандиозный особенно весной порог Шумы. Вода ревет. Протяженность порога 800 метров. Перепад русла составляет 18 метров. Это высота 5-этажного дома. Скатиться с такой горки во время большой воды можно за пару минут. Раньше Шумы считался не порогом, а водопадом именно за счет своего уклона.

Порог Шумы на реке Юрюзань, августШумы - это последнее препятствие, которое преодолевает река Юрюзань перед выходом из теснины гор на простор Александровских полей. Можно часами сидеть здесь и смотреть на бегущую воду. Туристы - водники уважают этот порог и каждую весну кто-нибудь приезжает сюда на сплав. Ну а летом в августе все пересыхает.

One comment

  1. Петр пишет:

    Привет Урал скоро буду

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.